|

1 : 1. Счёт американо-российского соперничества в Киргизии

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Метки: , , ,

Здание Гоцатлинской ГЭС

22 января 2016 года пресс-служба Президента Кыргызской Республики сообщила, что глава государства А.Атамбаев подписал законы Кыргызской Республики «О денонсации соглашения между правительством Кыргызской Республики и правительством Российской Федерации о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1, подписанного 20 сентября 2012 года в городе Бишкек» и «О денонсации соглашения между правительством Кыргызской Республики и правительством Российской Федерации о строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций, подписанного 20 сентября 2012 года в городе Бишкек».

В соответствии с нормами международного права, министерство иностранных дел Кыргызской Республики в установленном порядке уведомило правительство Российской Федерации о денонсации указанных соглашений.

Как и ожидалось, официальная реакция Москвы на указанные действия Бишкека в целом была спокойная и устами официального представителя МИД РФ Марии Захаровой было сказано, что Россия с уважением относится к решению Кыргызстана о денонсации соглашений о совместном с РФ строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС и ГЭС «Камбар-Ата-1».

Особенностью подписанных президентом Кыргызстана 22 января с.г. законов является то, что они были приняты нашим парламентом 20 января. А до этого этот законопроект в один день прошел три чтения и был весьма скоро одобрен парламентом. Скорость «вступления в жизнь» законов о денонсации кыргызско-российских соглашений просто невероятная и это обстоятельство, надо полагать, требует особого осмысления.

В международной практике факты денонсации соглашений — дело обычное и такой вариант развития событий в обязательном порядке предусматривается практически в любом межгосударственном документе. В случае если одна из сторон договора не выполняет или нарушает взятые на себя обязательства, то вторая сторона имеет право отказаться от самого соглашения. В нашем случае Россия дала повод для того, чтобы у кыргызской стороны возникли опасения по поводу того, что условия финансирования проектов не будут выполнены. Более или менее объективная версия случившегося следующая. Из-за финансовых трудностей Россия была вынуждена пойти на отказ от соблюдения условий подписанных в 2012 году межправительственных соглашений. Москва стала предлагать иные условия привлечения средств на строительство ГЭС. Как отмечают местные СМИ, вместо 2,5% российская сторона предложила 8-10%, которые, естественно, для Бишкека являются неприемлемыми, поскольку полученные под высокие проценты кредиты подняли бы стоимость 1 кВт/час до 9-10 центов (по 7,0-7,5 сомов) при том, что сейчас этот тариф составляет всего 1,2-2 цента.

Согласно договоренностям, строительство ГЭС «Камбар-Ата-1» с компанией «Интер РАО ЕЭС», а Верхненарынского каскада ГЭС с компанией «РусГидро» предполагалось распределение долей 50 на 50 процентов. Кыргызское правительство обязалось разработать технико-экономические обоснования к проектам, выделить земельные участки под ГЭС, обеспечить рабочими. Российская сторона брала на себя обязательство по полному финансированию строительства ГЭС. «Интер РАО ЕЭС» в течение 1,5 лет практически ничего не предприняло, а компания «РусГидро» выделила средства в объеме 37 млн долларов на строительство Верхненарынских ГЭС. 26 млн долларов, как сообщает АКИпресс, лежат неосвоенными. 30 млн долларов потрачены на: проектно-изыскательские работы, закупку оборудования, городок строителей, бетонный завод, мост, дороги, канализацию, теплотрассу, строительство водопровода, установление трансформаторов, другие расходы. При том, что стоимость проекта выросла и составила 722 млн. долларов строительство Верхненарынского каскада ГЭС отстало от рабочего графика, что исключает запуск в 2016 году первого агрегата. Естественно, уже нет речи и о завершении всего проекта в 2019 году.

Не будем занимать чью-то сторону. Известно, что российская сторона долго говорила о проблемах с выделением земель под строительство ГЭС. В настоящее время кыргызская сторона на этом обстоятельстве внимания не акцентирует, указывая лишь то, что Верхненарынскому каскаду ГЭС, выделен необходимый для строительства участок земли и при этом местным жителям выплачено 10 млн. сомов в качестве компенсации за их земли. Было бы очень интересно посмотреть на список лиц, получивших компенсации и на их документы, на право аренды тех участков земли, которые были отведенными под строительство ГЭС. Здесь сразу вспоминается известная фраза одного из героев фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «у меня возникают смутные сомнения». Так вот, и у нас тоже возникают смутные сомнения по поводу того, что компенсации за земли, которые будут затоплены водой или уйдут под строительство, получили на законном основании те наши граждане, которые оформили документы на аренду этих земель задолго до 2012 года. Скорее всего, «избранная» категория наших граждан оформила договоры аренды на 49 лет как раз после того как были подписаны кыргызско-российские соглашения по строительству ГЭС на реке Нарын. Но и в этом случае возникают вопросы: на каком основании произведены эти выплаты? Тот, кто взял в аренду эти земли ничего туда не вкладывал, потому что эти земли в лучшем случае могли использоваться только для выпаса скота. И еще один вопрос: были ли уплачены земельные налоги государству теми, кто получил компенсацию?

Как то так получилось, что именно в январе с.г., а точнее 15 числа первого месяца 2016 года Чрезвычайный и полномочный посол США в КР Шейла Гуолтни встретилась с начальником генерального штаба вооруженных сил Кыргызской Республики полковником Ж.Капаровым. Может возникнуть вопрос: почему посол встретилась с начальником генштаба, а не с руководителем военного ведомства Кыргызстана? Поясним. В настоящее время, ситуация в наших вооруженных силах немного странная.

С февраля 2014 года указом президента страны главный штаб преобразован в генеральный штаб Вооруженных сил Кыргызстана и определен в качестве центрального органа военного управления и главным органом оперативного управления Вооруженными силами и другими воинскими формированиями. И с этого момента именно начальник генштаба ВС КР имеет право вносить кандидатуры для назначения на должности министра обороны, председателя Государственной пограничной службы, командующего Национальной гвардией и их заместителей. Ровно поэтому начальник генерального штаба вооруженных сил Кыргызстана по своему положению считается выше, чем председатель госкомитета по делам обороны Кыргызстана. Дело дошло до смешного. Теперь бывшее министерство обороны, а ныне Госкомитет по делам обороны переехал в бывшее здание главного штаба министерства обороны, а начальник генштаба ВС Кыргызстана расположился в здании министерства обороны. Но вернемся к встрече американского посла с начальником генерального штаба. Как сообщили СМИ, начальник генерального штаба заявил послу США, что «у наших стран общие цели и приоритеты и двусторонние контакты имеют долгосрочную перспективу». В ходе встречи, как пишут газеты, стороны «отметили особую значимость налаживания контактов в свете современных вызовов и угроз с учетом особенностей Центрально-Азиатского региона. Кроме того, стороны заявили о своей готовности к дальнейшему сотрудничеству в области обороны, национальной безопасности, усиления борьбы с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком, а также по другим вопросам».

В эти же дни спикер кыргызского парламента А.Жээнбеков принял посла США в Кыргызстане Ш.Гуолтни. Как было сказано в сообщениях по этому поводу, стороны обсудили широкий круг вопросов, касающихся развития двусторонних отношений и межпарламентских связей. Спикер парламента поздравил Гуолтни с ее назначением на должность посла США в Кыргызстане и пожелал ей успехов в работе, направленной на укрепление взаимодействия между нашими странами. Как пишет пресс-служба парламента, Жээнбеков выразил благодарность народу и правительству Соединенных Штатов за помощь республике за весь период независимости. «Кыргызстан уже не та страна, что несколько лет назад. Мы гордимся свершениями, которых удалось добиться после 2010 года. И в первую очередь проведением честных и прозрачных выборов», — сказал Жээнбеков. Глава американской дипломатической миссии в свою очередь проинформировала о работе на уровне правительств по созданию нового соглашения о сотрудничестве Кыргызстана с США.

Особо приятно для слуха наших обывателей и некоторых прозападных политиков прозвучали слова американского дипломата о том, что «Политика США была и будет направлена на поддержку независимости, суверенитета, территориальной целостности вашего государства». Более того, оказывается, что «процветание и развитие Кыргызстана — это приоритет» американской внешней политики. Между делом посол отметила, что за годы независимости США в общей сложности безвозмездно оказали Кыргызстану помощь примерно на 2 миллиарда долларов.

И вот после встреч американского посла с начальником генерального штаба вооруженных сил Кыргызстана, спикером кыргызского парламента президент страны подписывает законы о денонсации кыргызско-российских соглашений о строительстве гидроэнергетических объектов.

Действия кыргызской стороны по денонсации указанных соглашений были бы понятны, если бы, с одной стороны, Россия все-таки каким-то формализованным образом дала нам знать, что у нее не получается с финансированием согласованных проектов. С другой стороны, такая поспешность в отказе от сотрудничества с Россией в этих вопросах также была бы понятна, если бы мы имели очередь из потенциальных инвесторов, готовых тут же заменить российского партнера на более благоприятных для нас условиях. Теперь оказывается, что «очереди» из потенциальных, альтернативных России инвесторов нет. И сейчас мы вынуждены заниматься поиском тех, кто мог бы довести эти проекты до ума. Надо отметить, что привлечение в наши гидроэнергетические проекты иностранных инвесторов является весьма сложным делом, особенно в периоды затянувшихся финансовых кризисов. Вот и возникает вопрос: а зачем мы так спешили с денонсацией?

В недавней истории кыргызско-американских отношений мы с третьей попытки убрали американскую военно-воздушную базу из гражданского аэропорта «Манас». Буквально в прошлом году наше правительство денонсировало Соглашение с США относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия. Этот межправительственный документ был подписан 19 мая 1993 года в Вашингтоне и предусматривал ряд положений, который существенно облегчал пребывание и работу граждан США в Кыргызстане. В частности товары, другая собственность, предоставляемые или используемые в связи с программами содействия США, могли ввозиться, вывозиться и быть использованы в КР без обложения таможенными пошлинами, налогами на импорт. Что касается граждан США, правительственных и частных организаций США, ответственных за выполнение программ содействия, то они все освобождались от любых налогов на доходы, социальное обеспечение, сборов, таможенных пошлин и так далее. А гражданский, военный персонал правительства США, находящийся в КР в связи с программами США, имел статус, равный предоставляемому административному и техническому персоналу в рамках Венской конвенции о дипломатических отношениях от 18 апреля 1961 года.

В прошлом году наше правительство заявило об одностороннем денонсировании соглашение с США о сотрудничестве от 1993 года в знак протеста против присуждения Вашингтоном премии осужденному правозащитнику Азимжану Аскарову.

И вот теперь начало нового года ознаменовалось довольно резким для внешнего наблюдателя поворотом во внешней политике Кыргызстана.

Чиновники вновь стали говорить, что нам нужна сбалансированная и многовекторная внешняя политика. Наши власти устами заведующего отделом внешней политики аппарата президента С.Исакова стали повторять как мантру необходимость улучшения отношений со странами Запада, в том числе с США и необходимость налаживания широких связей с Турцией.

Надо полагать, что послу США в Кыргызстане Шейли Гуолтни удалось снять неприятное послевкусие в американо-кыргызских взаимоотношениях после вывода американской авиабазы из аэропорта «Манас» и заложить основы для будущих отношений, которые будут формироваться в соответствии с новым соглашением о сотрудничестве между правительствами Кыргызстана и США.

А с турками вообще полное взаимопонимание. Теперь оказывается, что граждане Турции, которые преуспели в освоении общеобразовательного пространства в Кыргызстане (сейчас в стране около 17 лицеев и два высших образовательных учреждения), с нынешнего года начнут подготовку руководящих кадров для Духовного управления мусульман Кыргызстана. Еще в конце прошлого года в ДУМК отмечали, что представители турецкого духовенства рекомендовали своим кыргызским коллегам заимствовать их систему тарикатов и более того интегрироваться в нее.

Создается впечатление, что Кыргызстан не может избавиться от комплекса, который был присущ ему еще вначале 90-х, когда он провозглашался то Швейцарией, то Южной Кореей. А теперь у нас еще один комплекс, обусловленный извращенным пониманием многовекторности внешней политики. На практике наша внешняя политика подлаживается под особенности турецких, американских и европейских интересов вместо того, чтобы иметь четко сформулированные свои, которые следует гармонизировать с партнерами при максимальном отстаивании собственных позиций. По поводу многовекторности кыргызской внешней политики можно говорить много, но беспокоит то, мы не можем однозначно определиться в своих стратегических предпочтениях.

Барат Молдахметов

Время Востока

P.S. Я с большим удовольствием прочитал статью Барата Молдахметова и комментарии к ней. Факты, изложенные в ней конечно не полные, но и, то завораживают. В 2014 году мне пришлось пообщаться с одним из руководителей среднего звена по строительству городка строителей и железобетонного завода. Так вот он сказал, что на стадии стройки уже было распилено около 40% денежных средств, выделенных на эти объекты. И естественно качество произведенных работ, как вы понимаете, не соответствует требованиям. А как показывает история, недооценивать риски, которые могут возникнуть из-за халатности при строительстве гидроэлектростанций, ни в коем случае нельзя.

У «РусГидро» ещё 26 млн. долларов США лежат не освоенные. За рабочих отвечает кыргызская сторона, поэтому перекладывать вину на российскую сторону за отставание от рабочего графика при строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС не корректно.

Правительство Кыргызстана должно было своевременно выделить и оформить земли под строительство каскада ГЭС, однако этого сделано не было. Правда, при этом «местным жителям» сразу же было выплачено 10 млн. сомов в качестве компенсации за их земли.

Хочу отметить, что в соответствии с подпунктом 4 статьи 150 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики поводом и основанием к возбуждению уголовного дела может служить сообщения о преступлении в средствах массовой информации. Коррупцией в Кыргызстане занимаются все, но хотелось бы увидеть результаты и возвращения денежных средств, полученных незаконным путем, в бюджет страны.

Я понимаю, если бы у Кыргызстана был конкретный инвестор, который готов вложить деньги в строительство данных ГЭС и на длительное время, но в данной ситуации решение руководства страны по денонсации соглашения, на мой взгляд, не отвечает потребностям страны и народа.

В рамках ЕАЭС страны преследуют, прежде всего, экономические перспективы для своих стран. Какую же экономическую перспективу Кыргызстан преследует в данной ситуации? Отсутствие или нехватка электроэнергии приведет к повышению цен на неё и как следствие к подорожанию всего. В комментариях многие отмечают активность американской дипломатии с приходом нового посла США в Кыргызстане Шейлы Гуолтни, которая активно приступила к исправлению просчетов Памелы Л. Спратлен. Вывод американской военной базы с аэропорта «Манас», больно ударил по имиджу американцев. Многие думали, что Кыргызстан сдаст после этого военную базу Турции, которая в составе блока НАТО, и просто пройдет рокировка. Счет был бы уже не один — один.

Валерий Синько
Координатор Центра Льва Гумилёва в Кыргызстане

Leave a Reply

123