«Арт-пролетариат отогреет остывающую Вселенную…»
Метки: александр секацкий, арт-пролетариат, гламур, искусство, политическая система, флешмоб, яна белянина
(По материалам выступления философа, писателя Александра Секацкого на XVII заседании
Субъект Возрождения
Под *пролетариатом (См. *Словарь) всегда понимался революционный класс. В этом смысле история предстает как эстафета передачи переходящего знамени пролетариата.
Сегодня мы видим либо офисный социопланктон, либо откровенное желобье. К сожалению, проблема всех левых идей и органической государственности состоит в том, чтобы определить решающий, касательный жест. Мы должны идентифицировать пролетариат сегодняшнего дня, определить решающий класс истории. Где та реальная сила, которая не на стороне остывающей социальной Вселенной, а на стороне нового большого взрыва? То есть на стороне производства новых форм социальности, еще не реализованной исторической миссии. И что же мы видим после некоего поиска, оглядываясь по сторонам? Первые попытки приводят нас к гастарбайтерам, так называемому внешнему пролетариату. Ясно, что с ним происходит то же самое, что и с предшествующим явлением. Грубо говоря, его существование очень кратковременно, вплоть до интоксикации буржуазными ценностями.
Жизнь – как возможность самовыражения
Однако есть другой класс, который не подлежит интоксикации, который чрезвычайно устойчив к буржуазным ценностям. И формируется он именно сейчас. Есть смысл назвать его арт-пролетариатом или художественным пролетариатом. Это большая общность людей, пока еще не имеющая общего самосознания, но уже имеющая общую судьбу. Кто они? Частично это обитатели городских трущоб, современных гетто. Они, оказавшись на помойках и свалках, тем не менее, опробуют новые формы жизни, занимаются искусством, например, граффити.
С чего мы взяли, что искусство имеет, прежде всего, зрителя, потребителя? Искусство- это, в первую очередь, художник. Может не быть ни одного зрителя, тем не менее, в городах устраиваются какие-нибудь *флешмобы (См. *Словарь). Мы реализуем свое право на искусство. Сюда относятся и самые разные экспрессивные элементы молодежных субкультур, массовое стихосложение и пр.
В принципе такое было всегда. Но что позволяет говорить нам о решающем моменте сегодня. Спустя какое-то время количество этих людей – голодных духов художественного творчества — достигает критической величины. Их много. Они, особенно в мегаполисах, требуют быть замеченными. Люди, действительно, рассматривают свою жизнь, как возможность самовыражения, самопрезентации, сценического производства. Если мы присмотримся к социальной мобильности подобных субъектов, например, кочующим из университета в университет научным «цыганам», бродячим художникам, обычным шалопаям, бродящим по городам, то в сущности их больше, чем офисного планктона.
Обновление социума и политического пространства
Количество этих людей достигло критической точки, и сейчас на наших глазах происходит консолидация нового класса – арт- пролетариата, который требует себе площадок для самореализации. Его представители при случае смогут быть и зрителями друг друга. Однако это прежнее, уже устаревающее потребительское отношение к искусству , когда гений вынужден угождать чужим вкусам в зависимости от объема заплаченных
Люди мегаполисов, индустриальных стран постепенно осознают свое право на креативные практики без непременного участия извне. Они пока еще молчаливы, но уже готовы предложить совокупным налогоплательщикам возможность не только потреблять и приносить некую пользу в тупиковом круге полезности, но и, прежде всего, реализовывать себя под Солнцем и Луной. Вот чего добивается и будет добиваться формирующийся артпролетариат. Как ни странно, но бродящие группы музыкантов и художников – это освежающая сила общества, они гораздо полезнее, чем, например, офисный планктон, который, по сути, является душителем всех инноваций. Офисный планктон всегда на страже остывающей Вселенной, тогда как арт-пролетариат находится на кромке новаций, творит новые формы жизни, реализуя свое человеческое предназначение.
Мы еще не пришли к каким-то устоявшимся терминам, но некоторые вещи уже стали очевидны, а именно: бытие арт- пролетариата рано или поздно внесет изменения в саму картину социальности, поменяется политическое пространство. Традиционное политпространство безнадежно устарело. Оно, с точки зрения радикальных художников, с точки зрения молодежи, является отстойным. Гораздо более интересные вещи могут принести, к примеру, бродячие авторы. Это может быть выборочная флешмобилизация общества, акции, митинги, презентации, где преобладают креативные практики. Такого рода обновление политического пространства происходит на наших глазах. Арт- пролетариат его, собственно, и обустраивает.
Фактически сегодня он претендует на роль пятой власти. Поскольку четвертая власть -масс-медиа — в значительной степени распадается из-за распространения единой паутины. В информационном пространстве уже нет единых центров. А вот в пятой власти ответственные центры появляются. Например, формируются сообщества, отвечающие за сохранение культурного наследия города, борцы с рекламным засильем, стремящимся предложить взамен рекламных баннеров живое искусство. В этом смысле мы видим, что за арт-пролетариатом есть определенное будущее.
Последние дни гламура
Этот класс находится в начале своего развития. Общество еще не осознало его исторической роли, но есть определенное противодействие. Одним из проявлений противодействия является гламур — предсмертная маска потребительского общества, прекрасно переодетый денежный мешок, где потребители выбирают себе ту или иную внешнюю оболочку, блестящую змеиную шкуру. Это последняя стадия товарной дистрибуции искусства. Еще раз подчеркиваю, что искусство артпролетариата в первую очередь ориентировано на самих художников, которые расширяют пространство человеческого бытия, потому что в производство символического включаются и дружба, и любовь — это некие формы достаточно интересной необычной жизни. Нет никакого сомнения, что рано или поздно перед налогоплательщиком будет поставлен вопрос «Кого вы финансируете? Офисный планктон, чиновничий аппарат или форму нового искусства, где само занятие творчеством становится одним из прав человека, наряду с правом на свободу слова и другими правами?»
Как будет происходить арт-экспроприация? (См. *Словарь). Жизнь покажет, какие появятся новые формы. Во-первых, не исключено, что экспроприация может осуществиться как раз через наступление на гламур. Общая форма презрения ко всей сентиментальности, слезливости гламура и знаменитому принципу — «сделайте мне красиво » — такого рода экспроприация будет означать существенную часть самосознания, противостояния в обществе. Во-вторых, благодаря Сети возможны новые способы обмена результатами символического производства, возможно создание быстроформирующихся ячеек и столь же быстро распадающихся.
* Словарь:
Пролетариат — это:
1 значение: proletarius — «производящий потомство» (от лат. «proles» — «pro + alo» — «для + выращивать, воспитывать»). Аналогичное использование в других сочетаниях: proles postuma — отпрыск, потомок, детище, дитя; proles futurorum hominum — род, потомство; proles ferrea — племя, раса; proles equitum peditumque — молодёжь.
2 значение: proletarius sermo — «простонародный».
3 значение: proletarius civis — это римские граждане, по системе Сервия Туллия стоявшие по имущественному цензу ниже граждан V класса, то есть с имуществом менее, чем в 10000 ассов. Такое название в обществе объяснялось тем, что единственное значение пролетариев для государства выражалось в производстве потомства — будущих граждан Рима.
4 значение: социальный класс, не обладающий правом собственности на средства производства, для которого основным источником средств для жизни является продажа собственной рабочей силы.
Флешмо́б – это (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, проводят пятиминутный митинг, выполняя заранее оговоренные действия (сценарий) и затем одновременно расходятся. Смартмоб является разновидностью флешмоба. Сбор участников флешмоб осуществляется посредством связи, в основном через телефон и Интернет. Одним из принципов флешмоба является отказ от освещения в СМИ.
Пролетку́льт – это массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 годы.
Экспроприация – это (новолат. expropriatio) — лишение собственности, отчуждение.
Подготовила Яна Белянина
[…] (По материалам выступления Павла Зарифуллина на XVIII заседании «Московского Евразийского Клуба», посвященного теме «Оценка нематериальных активов как способ обретения ми…). […]