|

Автор щедро одаривает русский народ эпитетом «светлый»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , , , , , , ,

Рецензия на книгу Павла Зарифуллина «Русская сакральная география»

Стилистически повествование в «Русской сакральной географии» отличается налетом мифологизма. Автор часто обращается к мифологемам и легендарным образам, использует обороты и словосочетания, характерные для мифологической литературы. «Русскую сакральную географию» нельзя отнести к когорте трудов, в которых мифологическая рефлексия занимает центральное место. Книга представляет собой не чтиво для развлечения, а является плодом исследования. Исследования, основанного на методологии научного познания. Доминирующий научный метод — это метод структурализма, который позволяет автору разложить объект исследования (Россию) на частицы и собрать воедино, используя полученные новые знания.

Мифологический налет «Русской сакральной географии» используется автором в целях:

— создания легкой для чтения и восприятия современной молодежью книги;

— обращения к глубоким пластам сознания читателя, порой даже посредством несанкционированного преодоления барьеров, которые порождены доминирующими политическими принципами;

— вычленения базиса для нового «ресурсного договора».

Автор в книге не использует термин «ресурсный договор». Проблема «ресурсного договора» не обозначена автором прямым образом. Но стержневым компонентом «Русской сакральной географии» является поиск ценностей, которые бы позволили российскому обществу трансформироваться и выйти из кризисного состояния.

После чтения «Русской сакральной географии» перед читателем возникает вопрос – о чем эта книга. Перед нами книга-исследование, в котором автор пытается очертить основы политической евразийской модели для России XXI века. Эта книга о новой государственности и федерализме, которая отличалась бы от системы федеративных отношений, утвердившейся у правящей номенклатуры. Иными словами – это книга о принципах нового «ресурсного договора», который бы трансформировал бы систему федеральных отношений. Автор, касаясь Сербии и сербов, пишет о некоем сетевом сообществе. Обращение к проблем сетевого построения не является случайным. Рецензируемая книга – это манускрипт о новом типе государственности России, который с одной стороны учтет вековые потребности социальных и этнических групп, населяющих нашу страну, а с другой, воспримет опыт построения наднациональной государственности ЕС.

Политическое реноме «Русской сакральной географии» — оппонирование курсу «укрепления вертикали власти».

Экономическое реноме книги: создание более либеральных условий для допуска региональных элит (в первую очередь бизнес элит) к распределению ресурсов, а также перенаправление экономической экспансии крупных российских игроков на евразийское экономическое пространство.

Этнографическое реноме книги: создание национальной идеологии, способной занять пустующую нишу и противостоять экстремистскому национализму в России. Павел Зарифуллин поднимает вопрос о понятии «русский», смещая центр с этнического на гражданское содержание этого термина. Основная идея автора – раскрыть синкретический характер термина «русский» как народа-богоносца, который соединил в себе нравственно-религиозные традиции славянских, финских, угорских, скифо-сарматских и тюркских народов. Автор придает слову «русский» наднациональный характер, что подразумевает коренную перекройку политического пространства Евразии. В подходе к раскрытию этого вопроса проявляется широта знаний автора в области этнографии.

Основываясь на идее народа-богоносца (идее, которая выкристаллизовывалась русской государственной мыслью веками), П. Зарифуллин подходит к идее о необходимости создания единого культурно-политического пространстве в центре с Россией. Автор уклоняется от формулировки тезиса о государственно-политической экспансии. Однако на различных страницах «Русской сакральной географии» автор озвучивает идею о межгосударственном союзе евразийских народов. Автор не стремиться к открытому обозначению этой проблемы, но мотив проскальзывает. Трудно скрыть идею о неоевразийском единстве. Речь идет о процессах интеграции, обусловленных ходом развитии православной, тюркской и персидской цивилизаций, не связанных с военной или промышленной колонизацией.

В «Русской сакральной географии» можно встретить множество отрывков, в которых дается нелестная оценка современному российскому обществу и российской государственности. Системно-структурный кризис – таково состояние современной России для автора книги. Вместе с тем, сквозь откровенный разбор недостатков современной России пробивается безграничная вера автора в русский народ, в его духовный и нравственный потенциал. Не случайно, что автор щедро одаривает русский народ эпитетом «светлый». Речь идет о свете, излучаемом особым внутренним состоянием народа-богоносца.

Основная характеристика системно-структурного кризиса – это потеря баланса между двумя политическими составными в сознании русского народа. Посредством методов структурализма П. Зарифуллин приходит к выводу, что политический климат в России формируется двумя системами ценностей: демократизм славянского политического сознания и унитаризм привнесенного сармато-тюркского политического сознания. Федерализм и унитаризм выступают у П. Зарифуллина как некие условные архетипы. Взаимодействие этих «архетипов» и определяет характер исторического развития России.

Примечательно, что в рассматриваемой книге сквозь строки читается идея о разделении степени влияния этих «архетипов» на внутриполитический и внешнеполитический курс. Если говорить о внутриполитическом курсе, то автор придерживается идеи необходимости доминирования ценностей славянского демократизма (федерализма), если же о внешнеполитическом – то необходимости обеспечения межгосударственной интеграции посредством активного использования административных методов.

Некая двойственность наблюдается и в характере политической программы, заложенной в «Русскую сакральную географию». Дело в том, что в подтексте «Русской сакральной географии» наблюдается смешение правых и левых политических взглядов. По многим вопросам автор придерживается левых взглядов (вопросы социального обеспечения, равноправие народов в федеративном устройстве, развитие культурной и экономической евразийской интеграции и т.д.), но идейную базу составляют все же правые политические ценности. Автор посредством либеральных мер отстаивает консервативные ценности. Такой подход может быть обусловлен как влиянием «классического» евразийства, так и особенностями российской политической системы (доминирование крупного бизнеса, приверженного правым взглядам, при фактическом отсутствии среднего класса, который и является основным «заказчиком» левого политического курса).

Хотелось бы выразить Павлу Зарифуллину благодарность за созданный им труд под названием «Русская сакральная география», за возможность в столь легкой для чтения книге ознакомиться с базисными принципами видения современных евразийцев будущего России.

3 марта 2011 года Шарифов Мехти.

Leave a Reply

123