|

Этническая идентичность на Кавказе: возрождение или деградация?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , ,

После распада СССР возросла роль этнического самосознания народов. Этническая идентичность, то есть переживание сопричастности к этносу, стала значимым механизмом самореализации личности. Не будет преувеличением сказать, что в бывших национальных республиках СССР этническая идентичность титульных народов является основной скрепой государственности. Вместе с тем, русский народ, проживающий в этих республиках, испытывает зачастую так называемый синдром навязанной этничности. Подвергаясь дискриминации и остро ощущая увеличение культурной дистанции с титульным народом, русские оказываются в положении, когда против их собственной воли этническая принадлежность становится чересчур значимой характеристикой бытия, начинает определять место в обществе.

Однако и в том, что касается титульных народов, вряд ли можно говорить о подлинном этническом возрождении. Возрастающее этническое самосознание находится под влиянием деструктивных глобальных и внутриполитических процессов, в результате чего молодое поколение зачастую отдаляется от нравственных идеалов народа. Это касается, конечно, не только бывших советских республик, но и национальных республик внутри Российской федерации — прежде всего, Северного Кавказа.

Этническое самосознание формируется с детства; уже к 10-11 годам ребёнок отмечает уникальность истории, специфику бытовой культуры своего народа. К концу подросткового возраста формируется полноценное этническое самосознание, усваивается характерная для народа этика и эстетика. Как отмечает д.и.н. Б.Х. Бгажноков, «при участии и под контролем этой этики осуществляется познание мира, выкристаллизовываются чувства, предпочтения, оценки, формируются представления о долге и должном поведении, изменяется Я-образ личности».

Исторически жизнедеятельность кавказских народов основывалась на специфической этике, кодексах чести, наиболее известными из которых являются «нохчалла» — у вайнахов (чеченцев, ингушей) и «адыгэ хабзэ» — у адыгов (кабардинцев, черкесов, адыгейцев).

«Адыгэ хабзэ», по мнению Бгажнокова, основан на пяти постоянствах: цIыхугъэ — человечность, нэмыс — почтительность, акъыл — разум, лIыгъэ — мужество, напэ — честь. Человечность предполагает осмысленное желание и ответственную готовность действовать в интересах ближнего. Она связана с понятием хьэтыр (от арабского хатир — «память», «душа», «желание»), которое является концентрированным выражением повседневного альтруизма или каждодневных самопожертвований, ассоциируется с такими понятиями, как «услуга», «уступка», «одолжение», «выручка», «понимание», «помощь». Почтительность подразумевает вежливость, деликатность, скромность, послушание. Разум понимается как нравственно аргументированное мышление, которое сплачивает людей, поддерживает групповую деятельность. Мужество связано с мужской силой, а честь — с представлениями о совести и репутации, необходимостью «сохранять лицо».

Нохчалла — это гостеприимство, крепкая дружба, готовность к взаимовыручке, вежливость, верность слову, умение уважать другого человека, ни в коем случае не демонстрируя превосходства, неприятие насилия, особое почитание женщины, и в то же время — воинственность, независимость, сопротивление любому принуждению. Чеченский писатель Саид-Хамзат Нунуев пишет: «Люди со стороны, не знающие, что такое Нохчалла, принимают эти качества за слабость, доверчивость, наивность. Ведь главное в Нохчалла — человеческая совесть!».

Ислам, постепенно проникавший в культуру Северного Кавказа, и окончательно утвердившийся, как известно, только в середине XIX века, имел много общего с исконной этнической этикой местных народов. Авторы отмечают: «Адыгэ хабзэ и ислам во многом пересекаются: высокая нравственность, почтительность, чувство меры адыгской морали не противоречат догмам ислама»; «Идеология Нохчалла не только не пришла в противоречие с Исламом, но и стала решающим условием его безусловного принятия».

Однако сегодня, по свидетельству Нунуева, происходит «превращение святого Ислама в суеверие, когда, выпячивая обрядовую сторону, отодвигают далеко на задний план сам дух, саму идеологию этой святой веры». К.п.н. О.С. Павлова отмечает: «Анализируя современное состояние культуры, ментальности северокавказских народов, многие считают, что исчезли корни, питающие традиционную культуру, перестали действовать факторы, образующие традиционную ментальность».

Действительно, криминальный капитализм вызвал к жизни самые низменные явления в кавказском обществе. Это в полной мере показала резня 90-х, развязанная циничными бандитами, прикрывавшимися исламом и сталкивавшими между собой тейпы и тарикаты внутри Чечни для тотального ограбления чеченского народа, а также ещё более циничными снюхивавшимися с ними московскими силовиками, которые ценою жизни российских солдат и мирных чеченцев вели клановую грызню.

Мир в Чечне, позволивший людям спокойно жить, стоит дорогого. Но не снимает системные проблемы, которые связаны с выбранной национально-буржуазной моделью государственности, с попытками «повернуть» этническую идентичность народов Северного Кавказа в светскую сторону. Светские элиты республик продолжают безудержное накопление капитала. При этом в масштабах всей страны идёт пропаганда антикультуры и разложения — через СМИ, рекламу и не только. В этой ситуации «национал-буржуазность» оказывается очень близка к вестернизированному гедонизму, который входит в категорическое противоречие с исконными ценностями кавказских народов.

Адыгский поэт Нальбий Куек, рассказывая о деградации черкесской молодёжи в постперестроечные годы, подчёркивал, что она «не воспитывается в духе „Адыгэ Хабзэ“. А это, в свою очередь, происходит потому, что люди низведены до уровня животных. Человек, который постоянно думает о куске хлеба, не может стремиться к нравственным высотам. Ему некогда, и даже дело не во времени — он просто перестает думать о том, по каким нормам воспитывать детей. Тем более, что этот же самый человек прекрасно видит: начальство в большинстве своем ворует, законы несовершенны, они не соблюдаются».

Саид-Хамзат Нунуев высказывается схоже: «Оставаться в Нохчалла особенно трудно в сегодняшних условиях, когда законы „рыночной экономики“ для выживания допускают буквально все: ложь, лицемерие, коварство, подлость, двуличие, разврат, насилие. Рыночная экономика пробуждает в человеке жадность, корысть, злость, жестокость, вседозволенность, ибо даже правосудие бывает насквозь коррумпированным. В борьбе за материальное благополучие человек часто теряет не только благородные качества, но и элементарную человечность». Писатель подчёркивает, что такой ключевой для Нохчалла принцип, как уважение других, сегодня оказывается попран: сегодня вайнахские водители на дорогах «готовы растерзать друг друга за малейшие неудобства!». «Отсутствие в себе выдержки и терпения, агрессивность мы выдаем за мужество и достоинство», — подчёркивает Нунуев.

О.С. Павлова констатирует, что многие представители кавказских народом, попадая в Москву, затем жалуются, что «заразились Москвой», не могут жить дома (на родине), где требования к поведению очень жесткие.

Таким образом, мы имеем дело не просто с пробуждением этнического самосознания у народов Северного Кавказа. Речь идёт о наступлении на это самосознание со стороны криминального общественного уклада и глобалистической антикультуры. Результат — отход нового поколения от принципов древней этики и постепенное усиление исламского фундаментализма как глобальной альтернативы западничеству. Чем больше будет разрыв между богатеющими элитами республик и низами, чем глубже — подрыв исконной народной этики, тем больше станет этническая идентичность народов преображаться чертами халифатистского мусульманства.

Недавно адвокат Хасавов высказал эту мысль предельно чётко: «Если называть вещи своими именами, это общество им немножко чуждо. Мы будем расширять эту сеть. Начнём с России и будем расширять. Сначала Азия, и дальше будем. И полностью будет охвачен весь арабский мир, как в Халифате было. Все мусульмане мира должны быть объединены и должны создавать единую систему. Россия должна нам дать такую возможность».

Это, безусловно, отдельное скандальное заявление, получившее соответствующую оценку. Но считать, что оно возникло на пустом месте, было бы ошибочно. Происходят тектонические сдвиги на уровне самосознания, напрямую касающиеся судьбы наших народов. У нас две дороги — или единение на основе нового великого проекта, или распад.

 Илья Росляков, «Кавказская политика»

Leave a Reply

123