|

Этнофутуристический фестиваль в Перми: Мы-Иные…

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Метки: , , ,

Этнофутуристический фестиваль в Перми задает новый импульс культурно-исторической Традиции. Репортаж с «КАМWЫ-2009».

«Культура уходит как песок». Реконструкция.

«Здравствуйте, гости дорогие! Возьмите атласную ленточку, чтобы связать пшеничные колосья, а потом – прямиком на мельницу, зерна перемолоть», – именно так встречали гостей, приехавших в Хохловку (архитектурно-этнографический музей под открытым небом) на итоговое мероприятие пермского этнофутуристического фестиваля «КАМWA-2009». Всем участникам предлагалось пройти реконструкцию старинного обряда сбора урожая: следуя по пути от одного исторического объекта к другому, люди собирали колосья, перемалывали зерна в жерновах на самой настоящей мельнице, а потом меняли муку на горячие лепешки хлеба.

«Сделаете все ладно, да с душой, – будет вам удача»,- подзадоривали умудренные опытом бабушки в расшитых сарафанах увлеченных народной экзотикой горожан.
««Кам» – человек, «Ва» – вода, река Кама во многом определила название и суть фестиваля. Нам уже 4 года, – рассказывает Наталья Шостина, директор проекта, – в начале он преимущественно был направлен в финно-угорскую сферу. К нам подтягивались республики этой ветви: удмурты, коми, марийцы, финны, карелы и другие. Теперь география расширяется. Сосуществование старого и нового вполне оправдано футуристическим направлением. Проект смело можно назвать просчитанным, выстраданным. Наша команда, куда входили историки, этнографы, звукорежиссеры, несколько лет занималась исследованием темы, по крупицам собирала в ходе экспедиций материалы, связанные с самобытной культурой народов Сибири и Урала. Культурные традиции предков, к сожалению, уходят, как песок сквозь пальцы. Мы сделали попытку зафиксировать их на рубеже 20-21 веков. В частности через этот фестиваль».

Наталья Шостина особенно подчеркнула, что архетип денег – не является составляющей проекта: «Мы – иные. Нам душно жить в Перми, нам нужно культурное пространство. Помню, в начале мы ломали голову, как и на что накормить наших гостей. Ничего, выкрутились. Вы даже не представляете, насколько были все счастливы, когда под открытым небом появилась полевая кухня, каша, квас, ржаной хлеб. В данном случае важны глубина и энергия».

Самые «параллельные проекты»…

Участниками «КАМWЫ» стали коллективы, использующие в своем репертуаре этнический и фольклорный материал. Москва, Питер, Пермь, Екатеринбург, Норвегия, Австрия, Индия, Украина – это лишь часть географии мероприятия. Организаторы фестиваля задались целью объединить самые «параллельные проекты»: танцевальные, вокальные, прикладные, клубные. В процессе реконструкции обряда сбора урожая по пути на мельницу гости Хохловки могли поучаствовать в мастер классах:  учились водить хороводы, правильно дуть в волынку, осваивать тибетские погремушки и познавать знаковость индийских танцев. С особым трепетом все слушали бабушек, распевающих многоголосьем старинные народные композиции, от частушек до причитаний.

«Я училась петь, вслушиваясь в плач моей матери, – поведала «Геополитике» самый старший член фольклорного коллектива «Мича Асыв» («Ясно утро») Любовь Кирилловна из села Большая Коча, – помню, когда отца на фронте убили, мама часто причитала и, порой, это походило на песню.

Я подпевала ей в такт. Сейчас уже восьмой десяток отсчитываю, а без песни жить не могу». В «Мича Асыв» одни энтузиасты – все делают своими руками: мастерят сарафаны, вышивают концертные рубахи. «Только обувь помогает закупать сельская администрация», – с гордостью заявила Любовь Кирилловна. Детей на фестивале веселил местный Петрушка – персонаж русских народных кукольных представлений. Дразнилки, прибаутки – классика «петрушкиного» жанра пришлась по душе не только малышам. Родители тоже активно вступали в диалог с говорящей куклой, наряженной в красную рубаху и остроконечный колпачок с кисточкой.

Центральная сцена «КАМWЫ» разместилась между двух церквей 17-18 веков. Несколько часов кряду 10 тысячную публику «зажигали» самые разные этноколлективы: IRIDAN (ирландский танец), «Апсара» (индийский танец), вокальные «Оберег», «Суюрка», «Кукушка», «Лади-Мари» и многие другие. К привлечению ряда музыкальных проектов подключилась Пермская филармония. На фестивале «КАМWA» она совместно с российским продюсером Александром Чепарухиным представила концерт украинской группы «Даха-Браха» и танцевальное шоу из Раджастана «Сайари».

Сделать модным…

Следуя вдоль торговых рядов (ярмарка народных умельцев тоже была частью программы), сложно было удержаться от покупки. Неслучайно многие горожане здесь органично сменили шпильки на лапти, шляпы на косынки, украсили себя ожерельями из уральских самоцветов и бересты. В программе «КАМВЫ» этномоде уделили особое внимание. Был организован показ коллекций дизайнеров из России, которые работают с элементами народных традиций.

«К сожалению, постсоветское пространство наполнено идеей о том, что все зарубежное – круто. Мы хотим переломить эту тенденцию», – говорит Александр Катаев, один из создателей Коллекции «Либерта», – чтобы сделать этноодежду модной, необходима поддержка и на политическом уровне. Нужно подать нашу историю, нашу традицию так, чтобы люди к ней потянулись».

«Тяга к этностилю – заложена в каждом из нас», – считает дизайнер из Челябинска Марина Вилесова, – чтобы одеваться в этническом стиле, нужна своя философия, мировоззрение, нужно, чтобы внутри проснулся голос предков, который смог бы сознательно привнести человека в этнический образ. Сейчас это только просыпается. Гламур надоел. Люди тянутся к гармонии. А этнический стиль – отражение и воплощение гармонии. Предки не могли сделать плохо. Они стремились воссоединить человека с природой. И все это отразили в одежде, используя свои орнаменты, формы костюмов. Этническая одежда – это интеллектуальная одежда. Ее еще называют одеждой с разговорами, в которую включены особые молитвы, заговоры».

Эдуард Андрианов – музыкальный идеолог фестиваля «КАМWA» – называет этот проект исключительно интеллектуальным. Это праздник для образованных людей, ориентированных на лучшие образцы народной культуры. «Настоящее культурное событие, участником которого становится человек, влияет если не на его жизнь, то хотя бы на сиюминутный ход его мыслей, переключает, заряжает энергетически. Даже если человек случайно оказался на концерте, он должен получить удовольствие. «КАМWE» это пока удается», – говорит он в интервью, опубликованном в Альманахе фестиваля, – В дни мероприятия улыбки не сходят с лиц. Я сам достаточно угрюмый человек, но на «КАМWЕ» улыбаюсь постоянно. Не случайно этномузыка – самая продаваемая в мире. Она основана на древних знаниях, позволяющих воздействовать на человеческое сознание».

Яна Белянина.

Leave a Reply

123