|

Евразийский путь развития – это единственный путь для народа Саха

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , , , , , , ,

Интервью с писателем и рунологом Андреем Кривошапкиным (Саха-Якутия)

Каковы реальные перспективы евразийства в Республике Саха?

Евразийство, как политическое движение, может иметь многочисленных последователей в нашей республике. Причиной этого является то, что современная национальная интеллигенция Якутии достаточно хорошо разбирается в евразийских идеях. Уже десять лет ежегодно проводятся гумилёвские чтения, в которых часто разбираются дискуссионные вопросы нашей отечественной истории, вопросы этнографии, политика. Началось такое общественное национальное движение с 1986 года и оформилось в «Саха омук» в 90-х. Поэтому в последние десятилетия, сразу после начала перестройки, были заново перепечатаны многие работы наших первых якутских политических и общественных деятелей, которые раньше печатались небольшим тиражом или были запрещены, так как их авторы оказались репрессированы.

Многих наших репрессированных в сталинские годы крупных политических деятелей и научных работников можно было бы сейчас назвать последователями евразийского развития России. Например, работы лидеров дореволюционной национальной интеллигенции В.В. Никифорова – Кюлюмнюра и А.Е. Кулаковского – яркий пример развития евразийского направления в поиске новых путей развития в дореволюционной Якутии.

К таким основополагающим работам можно отнести письмо В.В. Никифорова, написанное в 1903 году якутскому губернатору, в котором обоснованно доказывалась непродуманность введения в области земского управления и необходимость сохранения традиционной якутской сельской общины. При проведении в последующем общественного опроса только крестьяне Олекминского улуса изъявили желание перейти на земское самоуправление, остальные этого не захотели. Что показывает обоснованность выводов В.В. Никифорова. До февральской революции было широко распространено в среде интеллигентов «Письмо к якутской интеллигенции» А.Е. Кулаковского. Разбор политической и международной ситуации и необходимость поиска новых путей развития в составе России и в союзе с русским народом является основным лейтмотивом этого письма. Многие идеи этого программного письма и сейчас злободневны.

После революции, в сложных условиях гражданской междоусобицы и идейного противостояния, благодаря целенаправленной работе М.К. Аммосова, П.А. Ойунского, И.Н. Барахова и их соратников Якутия в 1922 году самой первой из всех многочисленных национальных образований России стала автономной республикой. При этом Сталин был с самого начала против организации автономии. Поэтому многие современные российские политики склонны искать в действиях первых репрессированных политических деятелей Якутии желание отделиться от России. Такое неправильное представление было сформировано Сталиным после восстания «конфедералистов», под руководством П.В. Ксенофонтова в 1928 году. Но знакомство с программными документами восставших показывает, что они никогда не ставили вопроса о выходе Якутии из состава СССР. Основным вопросом являлся вопрос о разграничении полномочий местной и союзной власти и недовольство чрезмерной централизацией власти в центре. Именно этот вопрос разделения полномочий и решается сейчас правительством России. И решается этот вопрос в ключе программного документа «конфедералистов». Последним евразийцем из среды первых якутских интеллигентов можно считать старшего брата П.В. Ксенофонтова историка и этнографа Г.В. Ксенофонтова. В основной работе «Ураанхай сахалар» профессора Иркутского университета – Г.В. Ксенофонтова, учителя А.П. Окладникова, раскрыты вопросы исторической взаимосвязи этновмещающего рукотворного ландшафта (месторазвития) и этноса и хорошо раскрыта роль Прибайкалья в преобразовании Якутского края. В работе «Эллэйада» показано прямое соответствие легенд и преданий с сохранившимися архивными документами, тем самым подведена теоретически обоснованная база под доказательство сохранения истории народа через устные предания, иначе религии, которая является во многих случаях сводом исторических преданий народа создавшего эту религию. Поэтому особенно интересны с точки зрения поиска евразийской идеи работы Г.В. Ксенофонтова в области религии. В его книге «Шаманизм» и ряде статей показана четкая связь христианства с кочевым миром.

 Белые столбы

Эти и другие работы первых наших интеллигентов были предметом многочисленных дискуссий на различных общественных мероприятиях и мнения разных участников этих споров широко освещались в периодической печати.

Косвенным доказательством привлекательности идей евразийства может быть и то, что в нашей численно небольшой республике партия «Евразия» и «Евразийская партия» имели достаточно большое число сторонников. При этом «Евразийскую партию» до самых выборов активно поддерживала администрация президента. Эта поддержка и назначение руководителем республиканского отделения «Евразийской партии» доверенного человека вицепрезидента Якутии А.Акимова его личного друга В. Габышева показывает, что политологи администрации рассматривали вопрос о возможности привлечения в дальнейшем евразийскими идеями на свою сторону населения на достаточно серьезном уровне. Поддержка была прекращена лишь после того, как сам президент Штыров стал во главе выборного штаба Единой России.

Большинство действующих политиков нашей республики, прекрасно понимают, что другого пути развития России не существует. Многие из них, особенно, коммунистически настроенные и раньше признавали, что многие евразийские идеи имеются в новой идеологии КПРФ. Последние выборы показали, что даже последователи либералов, отрицая на самом деле евразийский путь развития России, при прямых вопросах избирателей на предвыборных собраниях были вынуждены отказываться от прямой защиты олигархов и курса западного развития страны и использовать на самом деле евразийские лозунги для привлечения голосов избирателей. Такая, основанная на введении в заблуждение избирателя, предвыборная агитация обеспеченная достаточными денежными средствами для организации работы штабов принесла свои плоды.

Какие политические, общественные, культурные организации могут быть в авангарде евразийского движения в Якутии?

Практически все существующие в городах общественные организации, основанные участниками из национального движения 90–х годов «Саха омук», так или иначе, проповедуют идеи евразийства, изложенные в трудах репрессированных интеллигентов. К таковым относится, один из коллективных участников Международного евразийского Движения – Движение «Хоґуун».

Реальными последователями евразийства в республике могут стать сельские жители, до сих пор придерживающиеся традиционного уклада жизни и не занимавшиеся до этого политической деятельностью. Выход на них можно найти только через их земляков. Доля родившихся в городах республики жителей, по переписи 1989 года, составляет только 30%. При 42% по России и 39% по Дальнему Востоку. Практически в Якутии и сейчас только 25% местного населения проживает в городе. Остальную часть городских жителей составляют мигранты. Если до перестройки наблюдался приток, то в последние десять лет наблюдается отток мигрантов. Их место занимают выходцы из сельских районов.

Практически, все живущие в городе местные жители объединены в улусные и наслежные землячества. Если улусные землячества косвенно контролируются администрацией президента, так как обычно руководителями этих 35 крупных общественных организаций выбираются или бывшие чиновники или действующие политики и руководители республиканского уровня, то наслежные землячества находятся вне зоны их внимания в силу их многочисленности, их более 400 единиц. В свое время, введенное с многочисленными нарушениями российского законодательства, местное самоуправление на районном уровне было активно поддержано районными землячествами. В данное время все большая часть населения недовольна районным самоуправлением и желает перейти к местному самоуправлению по поселенческому принципу. В такой ситуации, если мы реально станем проводниками идей поселенческого самоуправления, можно рассчитывать на то, что наслежные землячества могут войти в состав движения.

Существует также много общественных организаций, которые занимаются народным фольклором, возрождением традиционных религий живущих в Якутии народов. Привлечение их возможно при условии участия в разных международных форумах и фестивалях, которые будут проводиться под эгидой Движения.

В последнее время в городах появилось много мигрантов c Кавказа и республик Средней Азии. Армяне, осетины и азербайджанцы появились в 70-х годах. Армяне и осетины занимаются, в основном, городским строительством, азербайджанцы торговлей. Чуть позже к началу 80-х годов массово появились чеченцы и ингуши, которые в то время занимались сельским строительством. Обычно приезжали знакомые и родственники из одних деревень. Часть из них сейчас осела в г. Якутске. В данное время вся кавказская и мусульманская диаспора практически под их «крышей». После 90-х годов на заработки стали массово приезжать таджикские бригады строителей. На рынках кроме китайцев появилось много узбеков и киргизов. Можно сказать, что в данное время значительная часть мигрантов являются мусульманами.

Привлечение правоверных мусульман в ряды евразийского движения в Якутии вряд ли возможно. Обычно сюда приезжают из Кавказа люди, четко понимающие, что мусульманство является той идеологической силой, которая сплачивает вокруг них всех единоверных. Они не намерены будут делиться этой властью ни с кем, вступая в какие то движения и союзы. Но казахи, киргизы, татары и башкиры не являются такими ярыми поклонниками мусульманства. Поэтому привлечение башкиро-татарских, казахских и киргизских и других немусульманских диаспор для участия в работе Движения вполне реально. Но обычно руководителями этих землячеств являются работающие в аппарате правительства чиновники. Это и является главным препятствием.

Малочисленные народности Севера всегда занимали не более 5 % населения Якутии. Восстановление традиций у малых народностей не представляет больших трудностей, так как в традиционном хозяйстве – оленеводстве и охотничьем промысле он сохранился. Нужно обеспечить условия для занятия привычным видом хозяйствования. Если наше евразийское движение будет принимать деятельное участие в возрождении традиций, то участие в движении общественных организаций объединяющих в своем составе представителей малых народностей безусловно возможен.

Ощущается ли преемственность евразийской идеологии для Якутии? Насколько она вписывается в современную жизнь республики Саха?

Якуты имели опыт проживания в составе крупных степных государств, а также руническую письменность, которую продолжали использовать до 19 века. К приходу русских к 1632 году у якутов имелась традиционная в степи панцирная степная конница, где люди и кони были в кованых пластинчатых доспехах. Современных историков поражает количество письменных прошений царю, которые подавали даже простые общинники на злоупотребления местных властей. Уже к 1676 году часть племенных вождей с жалобой на произвол сборщиков ясака добрались до царя и добились для себя дворянских привилегий и получили право самим собирать ясак. Следует также отметить докладную записку борогонского улусного главы Аржакова, врученную им лично императрице Екатерине Второй, которая поддержала многие пункты этого документа. Активное участие после этого глав центральных улусов в разработке правительственного «Устава о кочевых инородцах». В результате этой работы была создана и работала несколько лет Степная Дума, которая осуществляла связь между центральной российской властью и местными, традиционными органами самоуправления. В большинстве случаев дела улусников и после роспуска Степной Думы решались по древним степным законам, которые очень похожи на законы Чингисхана. Большую роль при улаживании спорных вопросов между племенами имели жрецы – белые шаманы. Поэтому если Россия по завету Трубецкого собирается строить империю Чингисхана, то в Якутии со стороны простого народа встретит полное понимание. Это означает возврат к прежним проверенным тысячелетиями традициям, когда народ жил в ладу не только с самим собой, но и с окружающей природой.

В начале 90-х годов в Якутии интеллигенцией была проведена большая научная и просветительская работа по организации перехода от использования не восстанавливаемых ископаемых природных ресурсов к возобновляемым природным биологическим ресурсам. В пору увлечения западной демократией и западным образом жизни это направление развития было свернуто и предано забвению. Не малую роль в этом сыграли руководители горнодобывающих предприятий, которые во времена Николаева массово пришли к власти, заменив старую партийную элиту. Но в данное время это направление развития сельского хозяйства опять начало возрождаться под давлением общественности.

 Традиционный якутский костюм

Так как, традиционный образ жизни в симбиозе с природой является основой мироощущения народа саха. И в этом смысле евразийский путь развития – это единственный путь для нашего народа.

Существует ли у властной элиты Якутии какое-либо представление о необходимости государственной идеологии ? Может ли занять это место евразийская идеология?

Наши предки степняки делили власть на три составляющие: военная власть, экономическая власть и духовная власть (баґыр, баґыл, баґыІ). Такое разделение властей заложено и в тенгрианской религии. Поэтому большинство местных элит довольно четко понимают роль и место идеологии, в жизни народа. Исключение составляет высшая республиканская элита, которая отдает предпочтение реальной экономической власти. Можно объяснить это еще и тем, что в этом звене власти наибольшее число руководителей – маргиналов, которые приехали в Якутию за длинным рублем. Рычаги экономической власти при современных российских реалиях уходят из их рук. Время хозяйственников-олигархов, нечистых на руку, но сидящих у руля региональной власти в России кончается. Нынешняя команда хозяйственников делает сейчас отчаянные усилия, чтобы эту власть «украсть и положить в карман» немного в нашей республике продлить. Наиболее образованная часть национальной научной элиты прекрасно это обстоятельство понимает. И уже возобновилась прекращенная ранее работа по разработке экономического обоснования для перехода на устойчивое развитие региона с использованием неиссякаемых природных биологических ресурсов. Это направление развития будет, несомненно, активно поддержана национальными элитами на улусном и наслежном уровне, так как понимание того, что бюджетные подачки кончаются, и придется жить по лозунгу местного самоуправления «сколько на месте наработал столько сам и съел» потихоньку приходит. И это практически предполагает развитие республики по евразийскому пути развития.

При переходе на традиционный образ жизни в симбиозе с природной средой завершится переход нашего народа обратно в свою религию. Следует отметить, что тенгрианская религия на самом деле является отлаженной системой воспитания пассионарных личностей. Тенгрианство является традиционной государственной религией степных кочевников Евразии, которая состоит из трех основных частей. Это система воспитания воинов, вождей и мастеров, шаманов и белых жрецов. Первая часть этой системы связана с воспитанием ребенка, мальчика и юноши до достижения молодым человеком возраста воина к 21 году. За это время включаются в работу сначала правое полушарие, а затем и левое полушарие головного мозга. Обычно это включение происходит при проведении коллективных мероприятий. Многие молодежные коллективные национальные игры и танцы включают в себя элементы очищающих упражнений. Также известны приемы использования речи для включения образного мышления. Включение в работу обеих полушарий мозга позволяет использовать в дальнейшем интуитивный разум и достичь уровня мужчины – воина. Дальнейшее развитие человека связана с его природными генетическими задатками. Поэтому вторая часть тенгрианства связана с культом предков. Третья часть системы духовного развития позволяет человеку использовать для выживания своего коллектива силу, древних эгрегоров. (Эгрегор – эйгэ онорор. На якутском языке это: «Формирующий окружающее пространство».) Влияние на формирование благоприятного для проживания окружающего пространства это высшая степень развития человека в тенгрианстве. Обычно это происходит при проведении коллективных, религиозных мероприятий. В тенгрианстве это летние праздники ысыах, которые по разным причинам поклонение предкам, поклонение Солнцу, свадьбы проводились в течение трех месяцев.

Но при проживании родовыми общинами, где используют тенгрианские методы воспитания молодежи, часть пассионариев должна для сохранения существующего порядка уходить из сельской общины. В древние времена уход некоторой части молодежи на службу каганам было способом сохранить мир в общине и старые незыблемые традиции. Часть этих воинов, достигая преклонного возраста, возвращались обратно к себе на родину. Звали таких возвращенцев Эргис. И это направление развития не будет противоречить евразийской идеологии. Наоборот люди, получившие пассионарное воспитание, будут готовы воспринять евразийскую идеологию и проводить ее в жизнь.

 Расчленение шамана

Какова роль традиционных для Якутии религий в жизни Республики?

Вплоть до 1922 года в национальном составе жителей Якутии преобладали якуты. Имелось 15% русскоязычного населения в городе Якутске и по тракту Якутск – Иркутск и 5% малочисленных народов, в основном, на северных и южных окраинах республики. Коренное изменение национального состава республики произошло после 60-х годов, когда в республике были построены города Мирный, Нерюнгри, крупные рабочие поселки Депутатский, Усть Нера, Хандыга, Эльдикан, Томмот, Нижний Куранах, Тикси, Нижнеянск, Зеленый Мыс, Зырянка и появилось очень большое количество мигрантов, желающих заработать северные деньги. В данное время некоторые из этих рабочих поселков закрыты в связи с нерентабельностью добычи полезных ископаемых, и население Якутии уменьшилось на 100 тысяч человек.

С переходом на традиционный ресурсосберегающий образ жизни и с постепенным отказом от добычи полезных ископаемых отток русскоязычных мигрантов из рабочих поселков будет еще больше. А все возрастающее количество мигрантов в города с Кавказа также будет ограничиваться возможностями среды проживания. В данное время часть современных городских мигрантов привлекает криминальный бизнес, который связан, в основном, с добычей золота и алмазов. Но большинство привлекает возможность поживиться большими бюджетными деньгами республики, которые тратятся на строительство столичных объектов, на покупки, на развлечения и. т. д. Например, на стройках города сейчас практически нет местных бригад, их место заняли армянские и таджикские строительные бригады. То же самое происходит и в области индустрии развлечения, ресторанов и. т. д.

Если Якутия войдет в состав Дальневосточной губернии и Якутск утратит статус столицы региона, то многие из этих мигрантов также быстро, как и появились, исчезнут. Если будет к тому же наведен порядок в области криминальной добычи алмазов и золота, то можно предполагать, что национальный состав Якутии очень скоро будет примерно такой же, какой и был в начале ХХ века, когда население жило натуральным хозяйством. Так как ни один народ в мире, кроме народа саха, не может жить хотя бы и передовым натуральным хозяйством в наших климатических условиях. В этом случае ставить вопрос о роли какой-либо другой традиционной религии в жизни республики, кроме тенгрианства, бессмысленно. Эта религия сумела сохраниться за 300 лет власти Романовской монархии, когда ее преследовала христианская церковь и 70 лет советской власти, когда ее приверженцев вплоть до 70-х годов сажали в тюрьму или в психбольницу. Поэтому в новых благодатных условиях эта традиционная религия будет без сомнения крепнуть и развиваться.

Положение в области национального состава останется стабильным на уровне современного в течение ближайших десятилетий, если Якутск будет столицей нового федерального образования. То есть равное количество русских и якутов и 10% людей другой национальности. В этом случае, следует обратить внимание центральных органов власти на то, что традиционные для России религии, имеющие в нашей республике наибольшее количество последователей, мусульманство и христианство в жизни нашего общества играют деструктивную, а не объединяющую роль.

Никонианское христианство никогда не имело в Якутии традиционных корней, что и показали события после Октябрьской революции, когда паства в одночасье превратилась в безбожников и начала громить церкви. Причиной этого является то, что местные якуты в душе всегда оставались тенгрианцами, а местные русские были прямыми потомками старообрядцев и исполняли церковные обряды по принуждению, а не по воле сердца. Понимая свое шаткое положение, отцы никонианской церкви часто выступают в республиканской периодической печати с призывами окончательно и бесповоротно запретить тенгрианство, как языческую религию. Ставя эту религию в разряд сатанинских культов. Пишут письма в различные административные органы. Грубая подтасовка общеизвестных исторических фактов о создании и развитии христианской церкви в России, как государственного органа, иногда прямая ложь и проявляющаяся при этом малообразованность местных священнослужителей не способствует взаимопониманию русскоязычной части населения с людьми других национальностей. Потакание этой слабости священнослужителей со стороны республиканской власти позволило отцу Александру выступить в своей статье с необоснованными и резкими нападками на мусульманство, как на религию. Может повториться история черносотенства. Не секрет, что одним из основных причин распада империи Романовых была поддержка последним Романовым черносотенного движения, как опоры самодержавной власти.

Понятно также, что часть мигрантов – мусульман у нас в Якутии использует веру для сплочения вокруг себя криминальных элементов из мусульманской среды. Но это не касается самой религии и это дело правоохранительных органов. Но, тем не менее, хотелось бы, чтобы последователи мусульманства в нашей республике преследовали бы при создании своего общества мирные цели сотрудничества и проживания в мире в нашей республике, а не размежевания людей по национальному или религиозному признаку.

Остальные традиционные религии в Якутии имеют мало последователей и не могут оказать существенного влияния на общественную жизнь республики.

Можно ли говорить о культурном возрождении Якутии в последние годы? Какие реформы последних лет оказали благоприятное для Республики влияние?

Культурное возрождение Якутии за последние десять лет заметно. Рост национального самосознания в годы перестройки был ответом на необоснованные действия центральных партийных органов в 1986 году, когда республику в который раз попытались обвинить в национализме. Но если у народа саха был и есть какой-то пресловутый национализм, то он не совсем такой, какой встречается у других народов.

Эта особенность четко отражается в области традиционной религии. Человеком или саха считаются не все люди, которые придерживаются тенгрианских традиций и молятся тенгрианским богам. Человеком считается достигший третьего уровня духовного развития. И только человек, достигший четвертого уровня духовного развития, может называться саха. А люди, достигшие седьмого и более уровня духовного развития, по тенгрианским понятиям уже не имеют национальности, а являются общечеловеческим достоянием – святыми (сµбэтэй – советник). Оценка человека не по его национальному или религиозному признаку, а по его собственным достоинствам и человеческим качествам присуща была и древним тенгрианцам. Этим и объясняется терпимость воинов Чингисхана к другим религиям Люди, достигшие высоких уровней духовного развития, могут быть воспитаны и в других религиозных конфессиях.

Понимание этих основ своей традиционной религии происходило на фоне бурных дискуссий о роли черного и белого шаманизма в сохранении основ древней степной веры тенгрианства. Понимание частью национальной интеллигенции, что тенгрианство является не обособленной верой только якутского народа, а была государственной религией евразийских степных государств можно считать наиболее крупным достижением в области идеологии за последние десять лет.

Российские реформы 90-х годов, приведшие к слому коммунистического строя было с энтузиазмом встречено народом саха. При этом во времена августовского путча это привело в некоторых местах к открытому столкновению демократов и партийных и разгрому зданий райкомов партии. Без слома этой партийной машины вряд ли произошла бы коренная ломка взглядов населения и была бы создана современная система благоприятная для развития евразийских идей.

 Костюм якутской невесты

Беседовали Павел Зарифуллин, Святослав Михайлов.

Leave a Reply

123