|

Генезис религий (часть I)

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 1,50 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , , , , , , ,

Две тысячи лет тому назад евреев в Палестине будоражили ожидания скорого прихода мессии, который должен был возвестить наступление «золотого века». Но, вполне возможно, что он уже был и не один раз. Совершим экскурс в прошлое: Книга Бытия гласит, что «на всей земле был один язык, одно наречие», но при строительстве Вавилонской башни люди стали говорить на разных языках. Ясно, что это метафора — все говорили на понятном друг другу языке. Было утрачено единство. Скорее всего, произошла ссора, вызванная просчетами проектировщиков или несовершенством строительных материалов. Так или иначе, но башня рухнула. С этого момента начался процесс мирового этногенеза. Сыны Ноя взошли на свои ковчеги и разбрелись по миру. Люди обрели национальность. Увы, их примеру последовали боги. В пантеоне древних шумеров была богиня Инанна, у сирийцев она стала Астартой, у персов Анахитой, у египтян Изидой, у иудеев Ашторет. Люди создают мифы. Допустима мысль, что, скорее всего, персонажами Книги Бытия были реально жившие люди, стараниями мифотворцев обретшие ореол святости. Самые древние восходят к младенческому возрасту человечества.

О том, что Библия представляет собой коллективный труд и заключает в себе многовековые наслоения мифов и легенд, общеизвестный факт. Занятно, в переводе с латыни слово «legenda» означает «нечто, подлежащее прочтению». Книга Бытия начинает свое повествование с жизни в Раю. Изучая ее, анализируя литературные памятники и результаты археологических экспедиций, английский исследователь Дэвид Рол пришел к выводу, что строительство Вавилонской башни, грехопадение и изгнание из рая, Ноев ковчег, Великий потоп и многое другое — это реальные исторические события. «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал». В своей книге «Генезис цивилизации: откуда мы произошли…» он описывает месторасположение Рая. Эдем действительно был, однако, он был не небесным, а земным. Вопрос, где он его «насадил», интересовал древних ученых и ранних отцов церкви: Иосифа Флавия (37 — ок.100 г. н.э.), святого Иеронима (ок. 340-420 г. н.э.) и блаженного Августина (354-430 г. н.э.). И снова Книга Бытия: «И посадил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи». А теперь вспомним полотна художников, писавших «Поклонение волхвов», один из их персонажей отождествляется с персом. Среди даров, поднесенных младенцу Христу, ароматическая древесная смола мирра — это и есть «бдолах», о котором упоминается в Библии.

Шумер — обитель человечества

Согласно Ролу сердцем библейского Эдема является озеро Урмия в Иране. Теперь все просто, можно купить билет и на денек- другой слетать в Рай. Я там уже побывал. Впечатления — самые грандиозные. В своей книге Рол пишет об озере, образовавшемся в кратере вулкана Тахти-е Сулейман. Когда-то здесь был храм зороастрийцев. Все цари из династии Сасанидов (III — VII вв. н.э) совершали паломничество к святилищу огня. Путь от стольного града Ктесифона, развалины которого находятся близ Багдада, составлял более тысячи километров. Зороастризм — это одна из первых религий, дававших понятия Рая и Ада, веру в приход мессии и непорочное зачатие.

Древние верили, что здесь, глубоко под поверхностью земли, находится «нижнее море», в котором обитает Энки — владыка Земли. Он, как и Адам, претерпел страдания из-за того, что вкусил восемь запретных растений. Энки и есть Всеобщий Бог. Его шумерского аналога звали Эа, в Библии встречается одно из имен Бога — Эль. У иудеев он называется Элохим. Становится понятным, что следующее имя Бога — Аллах.

Английский ученый Остен Генри Лейард, изучая клинописи из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала, датируемые VII веком до н.э., обнаружил фрагмент, схожий с рассказом о Великом потопе. Как выяснилось позже, это был эпос о Гильгамеше. В Библии говорится о стране Шинар, становится очевидным, что это и есть Шумер. В эпосе повествуется, как царь Урука Гильгамеш, живший несколько веков после Потопа, отправился на поиски Утнапишти, героя, пережившего Потоп и которому боги за его праведность даровали бессмертие. Как и в Книге Бытия, в легенде присутствуют ковчег, буря, нескончаемый ливень, голубь и ворон, посланные на поиски земли. «|Целых| шесть дней и шесть ночей дул страшный ветер. Мрак, туман и воды Потопа покрыли землю». Археолог Леонард Вули обнаружил 11 футов спрессованного ила, под которыми снова следовал культурный слой. Ученые датируют Потоп 4-3 тысячелетием до н.э. Примечательно, что он согласуется с легендой об Осирисе. Ной не был прародителем человечества. Библеисты усматривают связь между персонажем шумерских эпических преданий с правителем еще одного урартского города — государства Эриду Уан-Адапой с Адамом. Обоим боги устроили испытание, оба утратили бессмертие и стали простыми смертными. В клинописях встречается имя «Аб-Адам — Отец Человека», и это, видимо, имя Бога. И если с Адамом все более или менее ясно, то что же с Евой? В пантеоне шумеров есть богиня Нинхурсаг — «матерь всех живущих». И снова цитата из Книги Бытия: «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих». В шумерском предании есть эпизод, когда Нинхурсаг, спасая брата своего Энки, сотворила «Госпожу ребра — Нинти».

Вопрос о местонахождении Рая интересовал многих. В числе первых, кто пытался ответить на него — иудейский полководец Иосиф Флавий, сменивший меч на перо историка. Он писал о богоборце Нимроде, дерзнувшем воздать божествам за Потоп, утвердившись в мысли отомстить за погибших предков, ставшем воздвигать башню — зиккурат, чем и прогневал их. Кстати, у шумеров есть еще один литературный памятник, дошедший до наших дней — легенда о Энмеркаре. Кто это? Слово «кар» в переводе с шумерского означает «зверолов». Согласно гипотезе Рола древние писцы записывали это имя нотационным письмом, и получалось Эн — ме — ру, если же перейти к буквенному написанию получается Н — м — р. Нимрод! Все оказалось просто. Книга Бытия характеризует его следующим образом: «Он был сильный зверолов перед Господом…». Слов нет — убедительно. Ролу удалось персонифицировать героев Библии: их прообразами стали цари из династий Вавилона. Скорее всего, писцы, записывая слитно имена людей и род занятий, сделали их закодированными. Писали для себя, не предполагая, что спустя тысячелетия клинописи станут предметом пристального интереса ученых. Флавий писал об особых отношениях между наделенными типично азиатской внешностью гиксосами, захватившими Египет, и иудеями. Согласно Ролу патриарх Иосиф был визирем XII династии Египта. Лидийцы предъявили свои права на особые отношения с римлянами и преуспели. Согласно преданиям римляне были потомками троянского героя Энея.

Примечательно, на Востоке с большим почтением относятся к пророкам, являющимся персонажами Библии. Тут и Нух (Ной), Муса (Моисей), сын Марьям (Девы Марии) Иса (Иисус), нищий Аюб (Иов), прекрасный Юсуф (Иосиф) и многие другие. Существует множество легенд о пророках, о тех, кому было даровано откровение божье, о тех его избранниках, кто был наделен даром чудотворства и перемещения в пространстве и времени, исцелять больных и оживлять мертвых, быть вознесенным. К примеру, пещеру, что находится неподалеку от Самарканда, местное население связывает с именем одного из просвещенных: пророка Дауда — того самого библейского Давида, сокрушившего нечестивца Джалута — Голиафа. Дауд, как и некогда Мухаммед, искал в ней спасение. В Коране Дауда именуют царем и наместником Аллаха и согласно исламской мифологии он является покровителем кузнецов, поскольку обладал необыкновенной силой — в его руках таял металл. Ему же приписывается изобретение кольчуги, и та, что была на нем в день поединка с Джалутом, согласно преданиям, принадлежала Посланнику божьему — Мухаммеду.

Наследие старца Нестория

Откуда это? Существует предание о том, что несторианский монах Сергий Бахира приметил двенадцатилетнего погонщика верблюдов Мухаммеда, следовавшего с караваном в Сирию, и признал в нем грядущего пророка. Похоже, что круг замкнулся. Сирийские христиане считают, что Мухаммед получил от Бахиры некоторые сведения о Ветхом и Новом заветах. Это христианское течение было основано константинопольским патриархом Несторием. Согласно ему Христос был «сыном человеческим», позднее воспринявшим божественную природу. В 431 году на Эфесском соборе оно было объявлено еретическим, после чего центр несторианства переместился в Сирию. Марко Поло упоминал о колонии несторианцев, возникшей в Кашгаре в VI-VII вв., существовавшей там до XII века, члены которой играли роль торговых посредников между Дальним и Ближним Востоком. Надо полагать, что колонии христиан были на всем протяжении Шелкового пути. Судя по всему, учение Нестория проникло в глубь Азии немногим раньше ислама. Примечательно, что несторианцы не исчезли и по сию пору. Исследователь суфизма Михаэль Берк обнаружил последователей Иссы, сына Мариам, живущих в деревнях близ Герата. Их глава Абба Яхийя смог перечислить последовательность учителей почти в шестидесяти поколениях, вплоть до Иссы — сына Марии из Назары». Сопоставив услышанное от Аббы Яхийя с библейскими текстами, Берк пишет: «Нашлось немного мест христианской доктрины, как она нам известна ныне, которые мы могли бы узнать в его рассказе». «Священной книгой этой общины, — численность которой он оценивал в тысячу человек, — является «Предание о Масихе (помазаннике)», члены общины не чтят Новый Завет и Евангелии, которые у нас есть, хотя частично и верны, но, в общем, написаны людьми, не понимающими учения Мастера». Берк встречал их и в Нуристане, 120 лет назад эту гористую местность называли Кафиристан. Он пишет: «Они бежали из Балха, считая, что пришел Антихрист, когда услышали о приближении арабских армий». Сначала в район Кабула, а затем в Кафиристан (в настоящее время это афганская провинция Кунар. — «ДН»), где по каким-то причинам разделились на три общины, в каждой из которых был свой наставник. Похоже, они соблюдали обет безбрачия и были обречены на вымирание, если бы не обращали в христианство местных жителей, восполняя ими лишь естественную убыль членов общин.

Исследователи отмечают, что в эпитетах, которыми именуют Христа и Будду, много общего. Если учение Иисуса называется Светом, то в переводе с санскрита Будда означает Свет. Если в Евангелии Христа называют Учителем, то Будду именуют Саста — Учитель. Иисус явился в это мир для того, чтобы выполнить свое предназначение, то Будду еще называют Siddhartha — тот, кто пришел выполнить свое предназначение. Но главное не в этом, между нравственными учениями Христа и Будды поразительное сходство. Вспомним семь христианских заповедей: не убий, не укради, не возжелай жены ближнего и т.д. — они являются основополагающими принципами буддизма. Почему в Индии город Бенарес считается святым городом? Там Будда произнес проповедь, подобную Нагорной проповеди. Случайны ли эти совпадения? Дальше — больше. На иврите слово «Masih» означает «мессия», на арабском — тоже. А вот откуда оно возникло у буддийцев? У них мессия именуется грядущим Майтрейей. Ученый Макс Мюллер в своем труде «Священные писания Востока» отмечает, что английское звук «th» в арабском и персидском языке транскрибируется в «s». Скорее всего, это именно то, что филологи и лингвисты называют «текучестью фонетических форм». Но есть и другая версия. Может быть, она покажется кому-то фантастичной, но для двенадцати миллионов последователей ахмадийского течения, она составляет суть духовного учения.

Искандер Аманжол

Генезис религий (часть II)

Leave a Reply

123