Государство как важнейшая соствляющая тюркской цивилизации
Таким образом, проблематика цивилизаций все сильнее занимает умы обществоведов.
Благодаря этим импульсам возрастает интерес и к тем цивилизациям, которые до недавнего времени не были избалованы вниманием исследователей. К их числу относится и тюркская цивилизация.
Как известно, в мировой науке в качестве основных факторов, образующих цивилизацию, определены следующие:
1. Наличие государства и иерархическая социальная структура общества;
2. Появление письменности и ее применение в качестве основного средства коммуникации;
3. Возникновение городов как центров власти и торговли;
4. Монументальная архитектура;
5. Сложение духовного единства членов общества на основе общности языка, культуры и религии.
Тюркская цивилизация, сыгравшая значительную роль в развитии мировой культуры, обладала всеми вышеперечисленными чертами, которые сложились уже в VI-VII вв. н. э., в период возникновения Древнетюркского каганата на обширных просторах Центральной Азии.
Вместе с тем тюркская цивилизация имеет и неповторимые, только ей присущие черты. В частности, в отличие от шумерской, вавилонской, афинской и некоторых других цивилизаций древности, представляющих из себя локальные образования, творцами тюркской цивилизации выступало множество племен и племенных объединений, имеющих как общие, так и специфические черты в образе жизни и культуре. Кроме того, они были удалены друг от друга на большие расстояния.
Все это обусловило особую роль государства в лице Тюркского, Уйгурского, Кыргызского и Тюргешского каганатов, как плавильного котла для разнородных элементов тюркской цивилизации.
Непреходящую роль сыграли в развитии Великого Шелкового пути древнетюркские государства. Через него происходил постоянный обмен не только товарами, но и духовными ценностями между двумя частями Старого Света.
Возникает вопрос: кому же из тюркских народов принадлежит авторство тюркской цивилизации?
По авторитетному свидетельству Арнольда Тойнби, каждая цивилизация есть единство в многообразии, поскольку она вбирает в себя все ценное, что есть у всех народов, образующих ее. По его образному выражению, голос каждого из них надо воспринимать как голоса единого хора, которые имеют значение и смысл в общем строе гармонии, но теряют их, как только становятся набором отдельно звучащих нот. Так что тюркская цивилизация, бесспорно, есть достояние всех тюркских народов.
Закономерность функционирования любой цивилизации — это ее способность обогащаться и развиваться в соответствии с требованием времени, возрождаясь на новой основе. И будущее тюркской цивилизации — в ее ренессансе.