К единым учебникам истории: пусть разоблачают сколько хотят
Почему из великой истории под кураторством двух правительств получилось выхолощенное нечто, что можно назвать «вкладом в развитие цивилизованных добрососедских отношений между странами», но вряд ли нужно рекомендовать к изучению?
Конечно, в настоящей политической ситуации мы проживем и без совместного российско-украинского учебного пособия. Будем считать, что это был повод для встречи ученых и педагогов, не более того, потому что до разговора о каком-либо общем курсе истории (хотя бы на истфаках в вузах, не говоря уже о школе) нам бесконечно далеко.
Проект продемонстрировал неважные навыки по «склеиванию» истории. А в это же время министр образования России, Дмитрий Ливанов, уверенно заявляет о готовности уже через год продемонстрировать единый учебник для РФ, в котором история должна быть даже не склеена, а посажена на арматуру железобетонного монолита…
История для всех – история ни для кого
Интересный феномен. Казалось бы, все должно быть наоборот. Историческая картина должна быть масштабней от простой суммы слагаемых, но в случае с русско-украинским учебником не вышло: затерли конфликтные точки до такого состояния, что складывать в конечном итоге было нечего.
В вышеупомянутом пособии есть архитектура и искусство древней Руси, описываются общие проблемы советского времени вроде очередей и хрущевок, но нет, например, Богдана Хмельницкого. Неужели оценка его роли в контексте совместной истории может травмировать детскую психику? Куда-то пропадают целые столетия, зато отдельным разделом подается быт привилегированных слоев общества в XV – XVII веках.
Кстати, насчет быта и нравов элиты. Многие знают и цитируют фразу Бисмарка о том, что “войну с Францией выиграл немецкий учитель истории”, но редко приводится ее продолжение. А железный канцлер говорил о том, что сельские учителя героизировали германских предков, а историю соседней Франции подавали исключительно в контексте анекдотов из жизни высшего общества в Париже.
Хотите анекдоты про нас? Например, известный российский историк, Сергей Нефедов, не имеющий, к счастью, никаких шансов принять участие в подготовке единого учебника, честно говорит, что он бы предложил школьникам куда более интересную программу. «Основателями Киевской Руси были завоеватели, которые занимались продажей местного населения в рабство мусульманам» – приблизительно с таких слов в шестом классе можно начать знакомство с историей Отечества, по мнению Нефедова.
Не стоит заблуждаться. Поток «открытий чудных» нельзя остановить ни распоряжением правительства, ни единственно выверенным и санкционированным учебником. Альтернативная точка зрения все равно найдет своего потребителя. Помимо стандарта, заданного в школьном учебнике, существуют исторические сериалы, околоисторические компьютерные игры, любящие поговорить об истории политики, СМИ, эксплуатирующие исторические сюжеты…
Официальная версия неизбежно вступает в конкуренцию с многочисленными неофициальными и полуофициальными. Но к подобной конкуренции она должна быть подготовлена и даже, возможно, изначально на нее ориентирована.
Расставить акценты и не бояться разоблачений
Что делает историю достаточно устойчивой к разоблачению, высмеиванию и поруганию? Как ни странно, но идеология здесь играет второстепенную роль. Материал важнее интерпретации. Великой историю делает подбор сюжетов и героев, а не актуальный на сегодняшний день вариант патриотизма.
Я как-то читал наблюдения одного преподавателя, который попросил своих студентов дать характеристику двум историческим персонажам, оказавшимся в весьма схожих ситуациях, но поступивших совершенно по-разному — Власову и Карбышеву. По поводу первого, разумеется, высказались активно. Кто-то с жесткой критикой, кто-то в стиле «да, но все же….», кто-то был на позиции «полностью поддерживаю». Молодые люди, в целом, определились. По поводу генерала Карбышева не было сказано ничего – они его просто не знают. Ни один человек в группе. Проблема официальной версии истории не в том, что она не смогла сформировать однозначно негативного отношения к Власову. Да и вряд ли это возможно. Ошибка в том, что предметом широкого обсуждения она сделала предателя. А должна была сделать героя — Карбышева.
Ведь речь не о том, чтобы всем без исключения дать «единственно верный» взгляд на события прошлого. Но сформировать канву, в русле которой будет идти обсуждение, расставить акценты официальной версии истории вполне по силам. А там пускай клевещут. В рамках заданной темы. Ведь альтернативная история сама не может продуцировать смыслов, она живет, паразитируя на официальной версии, дополняя, разоблачая и опровергая ее.
Рассказы про «генерала Мороза» не существуют отдельно от побед в 1812-м или в 1941-м. Для целостной, непротиворечивой истории великого народа нет никакой проблемы проглотить и переварить хоть норманнскую теорию, хоть упомянутую Нефедовым работорговлю. Отдельные версии или варианты прочтения, интегрированные в цепочку исторических событий, не в состоянии изменить общий смысл. Так, дробинка для слона. Дети тоже любят обрисовывать картинки в своих учебниках или переиначивать стихи из школьной программы по литературе в нечто смешное и неприличное, однако это не повод отказываться от образования как такового.
Другое дело, если под предлогом защиты от этих булавочных уколов отказаться от систематического преподавания истории, превратить единую дисциплину в отдельные, как говорят на Западе, кейсы. Многочисленные, но не связанные между собой экскурсы в прошлое – где-то в духе лубка и патриотизма, где-то, наоборот, самоуничижения и покаяния. В целом, отказ от «устаревших» представлений о том, что выживание народа в истории напрямую связано с общественным и государственным устройством.
Эта модная тенденция получает все большее распространение в Европе именно потому, что идея написания единого учебника для ЕС вроде как окончательно уже провалилась. Нельзя сказать, что они не пытались скрестить ежа и ужа (но так, чтобы толерантно и без насилия). Пробовали немцы, пробовали итальянцы, пробовали французы – пока безуспешно. Трудно описать то, чего никогда не было. Нам в этом отношении намного проще. Потому что история таки была и общей, и единой.
Валентин Жаронкин
Источник — odnako.org