|

Каменные сооружения Иссык-Куля

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


Иссык-Кульская котловина отмечена на многих картах многочисленными и разнообразными историческими памятниками. При таком обилии памятников имеется на удивление небольшое количество опубликованных археологических исследований. Иссык-Куль, о котором сложены множество легенд и мифов, все еще остается чистым листом для археологов и историков.
В некоторых публикациях затрагивался вопрос о каменных сооружениях и их функциональном предназначении. А.Н. Бернштам высказал гипотезу о связи каменных оград с древнетюркским обычаем установки балбалов, представлявших образы побежденных врагов, по окружности вокруг погребения известных воинов, и каменных стен как пограничных знаков родовых и племенных владений. Л.П. Зяблин различал каменные сооружения в зависимости от их размеров: ограды, периметр которых составлял сотни метров, определялись как семейные владения; сооружения большой протяженности, как, вероятно, племенные знаки. П. Н. Кожемяко, зафиксировавший каменные сооружения в верховьях р. Талас и в урочище Айратам-Ой, определяет их как пограничный рубеж на определенном этапе развития оседло — земледельческой жизни. По мнению В.М. Плоских длинные каменные стены «определяли племенные границы, выполняли функцию оборонительных сооружений и одновременно служили защитным барьером частнофеодального земельного владения».
Каменные сооружения в местонахождениях петроглифов на северном берегу озера Иссык-Куль – Чолпон-Ата, Караой, Орнок слабо изучены и до настоящего времени не представлена обоснованная концепция их функционального назначения. Они включают несколько основных типов сооружений. Первый – длинные, протяженностью до нескольких километров, стены высотой от 0,2 до 0,8 м, сложенные из гранитных и гранитоидных валунов. Второй – каменные выкладки различных форм, большей частью кругов. Третий тип сложенные и каменных блоков круги формирующие выкладки из 5-8 кругов с центральным кругом и кругов в отходящих от него в виде лепестков.
Наблюдается характерная закономерность – оба типа каменных сооружений соседствуют с петроглифами. Некоторые из этих конструкций имеют камни в конструкции с рисунками.

Каменные стены вытянуты в меридиональном направлении в виде извилистой линии, протянувшейся от предгорий (адыров) и до прибрежной полосы по всему конусу выноса рек Чолпон-Ата, Чон-Кой-Суу, Орто-Кой-Суу. Часть стен выложена вдоль естественной границы балок (саев). В широтном направлении через 100-150 м были выложены более короткие стены, соединяющиеся с меридиональными, и, таким образом, образующие в совокупности своеобразную «каменную сеть». Так же необходимо заметить что к большинству стен расположенных в этим территориях примыкают разнотипные круги, а так же фрагменты стен являются  составной частью круговых выкладок.
Стены были изначально невысокими, не более трех-четырех слоев крупных валунов. В настоящее время стены обрушены и во многих местах полностью уничтожены в результате хозяйственной деятельности и строительства. Нижние крупные валуны почти наполовину покрыты наносами из песка и глины.
Традиционное название таких стен, используемое в публикациях по археологии Кыргызстана, окончательно не определилось, в одних статьях стены обозначаются как «корук», в других — как «длинные стены». Корук в дословном переводе с кыргызского означает огороженное место, заповедную территорию. Еще Махмуд Кашгари в своем словаре «Дивани лугат ат-тюрк» (1072—1074 гг.) писал: «Коруг — луга, травянистые поля, в которых пасется эмирский скот. Огороженная, охраняемая от чужих зеленая площадь».
Коруки соотносятся с развитием института земельной собственности с раннего средневековья и до XIX века. Для местонахождений петроглифов трактовка каменных стен как свидетельство полуоседлости и оседлости части местного скотоводческого населения и их функционального назначения как оград могильников, границ племенных земель, фундамента древних торткулей, форпостов, пикетов, крепостей, фортификационных сооружений представляется чрезмерно объемной и сомнительной.
Покатые к озеру и сплошь усеянные валунами конусы выноса рек не имеют никакой ценности для выращивания сельхозкультур. Невелико их значение и как пастбищ. В то же время между местонахождениями петроглифов на участках земли, которые имеют реальное сельскохозяйственное значение остатков таких стен не зафиксировано. Делать обоснованные выводы о предназначении этой своеобразной каменной сети можно лишь после комплексного исследования с привлечением данных письменных источников, этнографии, археологии и особенно детальной аэрофото- и геодезической съемки. Именно после таких съемок были обнаружены геоглифы в пустыне Наска и других местностях.
Традиционный термин «корук», видимо, не применим для обозначения каменных стен находящихся в местонахождениях петроглифов.
Такое же заключение о несоответствии термина реальному объекту можно сделать и в отношении каменных выкладок так называемых «таш-короо». «Таш-короо» дословно переводится с кыргызского как каменная изгородь. Такие каменные ограды имеют высоту до 1,5 м и выложены из небольших валунов без связующего раствора. Большинство таш-короо расположены в предгорных распадках на зимних пастбищах и изредка на джайлоо. В настоящее время они, как правило, не используются для содержания скота, но внутри них сохранился значительный слой гумуса (более 10 см). Традиционные таш-короо принципиально отличаются от каменных выкладок в местонахождениях петроглифов, хотя последние зачастую необоснованно продолжают определять эти термином.


На территории музея под открытым небом в г.Чолпон-Ата площадью в 42 га сохранилось 21 каменная выкладка. От первоначального местонахождения петроглифов осталось не более 10%, и оставшаяся часть находится под сильным антропогенным воздействием.
Данные выкладки нельзя отнести к поминальным оградкам, которые также имеются на территории музея. Скорее их можно классифицировать как кромлехи, имея в виду дословный перевод (с бретонского krom – круг, lech – камень), но при обязательной оговорке, что они не являются погребальными памятниками. Видимо – означает в данном случае, что археологических раскопок каменных выкладок на территории музея-заповедника не проводилось. Д.Ф.Винник и Г.А.Помаскина связывают ограды из валунов в виде кольца как с погребальной традицией сакского, усуньского и частично древнетюркских времен, так и культом солнца. Но убедительных объяснений ни тому, ни другому не приводится..
Каменные выкладки сложены из крупных валунов, которые неподъемны даже для 2-3 мужчин, некоторые валуны размером превышают рост человека. Они имеют различную форму (круги, полукруги, овалы), различные размеры (от 1 до 50 м), различную ориентацию по сторонам света.
В двух случаях каменные круги соседствуют с прямоугольными выкладками в виде двойной каменной стены. В центральной части музея под открытым небом комплекс каменных кругов обнесен по периметру (свыше 200 м) двойной каменной стеной. Вокруг двух валунов с петроглифами (один с изображениями солярных знаков, другой с изображением оленя с древом жизни) были созданы каменные выкладки.
Еще одно наблюдение связано с природным феноменом – слабой геомагнитной аномалией в центре всех каменных кругов, на который указывают люди, обладающие способностью к радиоэстезии (лозоходству). К сожалению, проверить их данные с помощью современной геофизической аппаратуры не представляется возможным. Можно лишь отметить, что предгорная зона (адыры и конусы выноса рек) находятся в зоне тектонического разлома, для которых характерны различные геомагнитные аномалии.
Наибольший интерес для исследования представляет комплекс каменных кольцевых выкладок, состоящий из 12 каменных кругов диаметром от 2 до 20 м и двурядных каменных стен, опоясывающих каменные круги по соприкасающимся (малой и большой) окружностям. Среди каменных кругов выделяются «каменные ворота» — противостоящие плоские валуны, высотой до 1м. Если провести условную прямую, соединяющую центры отрезков двух «каменных ворот» и продолжить эту прямую до пересечения с линией горизонта, то она покажет точку восхода Солнца в день весеннего равноденствия. Это наблюдение привело к выдвижению гипотезы об использовании всего комплекса как древней пригоризонтной обсерватории.
Реконструкцией древних сооружений как астрономических инструментов занимается новое направление археологической науки – астроархеология. Исследователям удалось распознать устройство и назначение многих мегалитических сооружений, таких как Стоунхендж, Аркаим и других. Древний мир знал обсерватории особого рода, которые называют дневными астрономическими, или пригоризонтными, обсерваториями Солнца и полной Луны. Они не были оборудованы сложными приборами, которых тогда просто не существовало, тем не менее, на них производились очень точные наблюдения.
Что представляют собой пригоризонтные обсерватории?
Горизонт уникальное, пожалуй, единственное место на небесной сфере, где на Солнце можно смотреть, не опасаясь за свое зрение. Более того, у линии горизонта на Солнце можно смотреть и в объектив оптического прибора без защитного фильтра. В годы активного Солнца именно у горизонта хорошо видны пятна на Солнце, их даже можно сосчитать, проследить за их движением по диску и определить угол наклона оси вращающегося светила. И все это можно наблюдать без использования оптических приборов.


С горизонтом связан и своеобразный психофизиологический эффект, который создает наш мозг посредством зрения. Происходит нарушение линейной перспективы. Еще древние греки, Аристотель в частности, заметили, что рисунок горизонта с натуры будет очень сильно отличаться от фотографии: рисунок смотрится объемным и рельефным с большим количеством деталей. Это свойство человеческого восприятия определяет особые условия археоастрономических наблюдений, — работать нужно не с фотографией или видеозаписью, а обязательно «на натуре» — там же и так же, как работали древние астрономы.
Наблюдаемое сплющивание и дрожание нижнего края Солнца связано с оптическими эффектами, вызванными состоянием атмосферы.
Восход и заход Солнца длится в средних широтах около 4-5 минут. Основные моменты наблюдения — появление первого луча, то есть самой верхней точки солнечного диска, и отрыв полностью взошедшего диска от горизонта. Из этих двух точек древние астрономы предпочитали нижний край. Нижний край предпочтительнее и для наблюдений лунного диска.
Если строго с одного и того же места наблюдать восходы и заходы Солнца по нижнему краю диска (момент отрыва диска от горизонта или его касания можно условно назвать «астрономическим событием» — АС), то легко обнаруживается, что каждое утро и каждый вечер АС совершается в разных точках горизонта. В течение года точка АС перемещается по горизонту сначала в одну, потом в обратную сторону, однако в пределах одного и того же сектора. Начав наблюдения весной, в марте, мы увидим, что Солнце восходит почти точно на востоке, но день ото дня точка АС все более перемещается влево, то есть к северу, и довольно быстро: каждое утро почти на диаметр диска. Чтобы убедиться в этом, нужно поставить на горизонте вешки, отмечающие место астрономического события.
Движение точки АС к северу будет происходить всю весну, но суточный ход постепенно уменьшится и к началу календарного лета и в июне, достигнет едва заметной величины в одну минуту дуги. В период, близкий к 22 июня, суточный ход АС сократится до полминуты дуги, после чего движение точки АС пойдет в обратном направлении. Этот момент называется летним солнцестоянием. Это слово вошло в разговорный язык из практики пригоризонтной астрономии.
Движение точки АС к югу длится все лето, и суточный ход его увеличивается к сентябрю вновь до размера диска. А после прохождения момента осеннего равноденствия (21 сентября — в это время точка АС оказывается точно на востоке) ход снова замедляется, пока не остановится вовсе в начале зимы, 21 декабря: наступит зимнее солнцестояние. Отсюда движение снова пойдет к северу и к весне достигнет точки востока… Так было и так будет всегда.
Строгая повторяемость, точность и удобство фиксации этого процесса была замечена и использовалась древними астрономами. Точки летнего (на северо-востоке) и зимнего (на юго-востоке) солнцестояния имели особенно большое практическое значение. Прежде всего — для точной ориентации в пространстве. В языке древних греков даже были географические термины, означавшие направления на летний восход солнца и на зимний восход солнца.
Важность крайних точек события определяется и потребностью в точном календаре. Дело в том, что наблюдения за астрономическими событиями на горизонте — единственный реальный и доступный для древних астрономов способ определить продолжительность года. Даже для ведения календаря с суточной точностью им нужны были пригоризонтные обсерватории, дающие возможность фиксировать с предельной для невооруженного глаза точностью астрономически значимые события.
Число отчетливо фиксируемых астрономически значимых событий, связанных с наблюдением Солнца, совсем немного — их всего четыре: две крайних в году точки солнечного восхода и две — захода. Точки равноденствий в практической жизни были даже заметней, чем точки солнцестояний, поскольку фиксировали начало и конец биологически продуктивного сезона в Северной Евразии. Внимание древних астрономов закономерно привлекало и другое небесное светило — Луна. Луна движется по небу (с точки зрения земного наблюдателя) быстрее Солнца в двенадцать раз. Но движение это сложнее.
На протяжении года древнему астроному было дано (самой механикой небесных тел) 18 астрономически и календарно значимых событий. Эти события строго фиксировались в точках отсчета, к которым он мог привязать другие свои наблюдения. Итого — девять восходов и девять заходов. В каждой девятке три события относятся к Солнцу и шесть — к Луне (три — к «высокой» и три — к «низкой»). Так вкратце можно представить астрономическую арифметику, которой пользовались древние астрономы.


Астроархеология накопила множество фактов, свидетельствующих о том, что на протяжении всей древней истории, начиная со времен палеолита, разные народы Земли строили пригоризонтные обсерватории, чтобы наблюдать восходы и заходы светил. Только обычно они были предельно просты: конкретная обсерватория настраивалась всего лишь на одно из восемнадцати астрономических событий.
Чтобы пригоризонтная обсерватория могла служить инструментом астрономических наблюдений, ей нужно иметь три составных элемента: рабочее место наблюдателя (РМН), ближний визир (БВ) и дальний визир (ДВ).
Без дальнего визира на горизонте нельзя достигнуть требуемой точности. Служить таким визиром может любая естественная или искусственная деталь ландшафта, четко фиксирующая точку события и не позволяющая при этом спутать ее с какой-либо другой точкой горизонта. Это может быть вершина горы или холма, отдельно стоящая скала, крупный камень. Можно также поставить большой столб, соорудить искусственную каменную горку, прорубить просеку в лесу или, напротив, посадить дерево на безлесном горизонте, можно насыпать курган — потом его археологи примут за могильник и станут раскапывать, тщетно разыскивая погребальную камеру. Дальние визиры, сооруженные в древности, редко сохраняются, что затрудняет распознание пригоризонтных обсерваторий.
С ближним визиром несколько проще. Он устанавливается всего в десятках метров от наблюдателя и легко различим. Им может служить «по совместительству» какая-то другая деталь конструкции. Однако важно учитывать, чтобы рабочий (верхний) край визира с точки зрения наблюдателя совмещался с линией горизонта, на которой находится дальний визир.
Что касается рабочего места наблюдателя, то требование к нему самое простое — надежная фиксация положения наблюдателя — особенно его глаза — в момент наблюдения. Ситуация в точности напоминает прицеливание из огнестрельного оружия: прицел с прикладом — рабочее место наблюдателя (РМН), мушка — ближний визир (БВ), мишень — дальний визир (ДВ).
Полевая археоастрономия решает обычно две задачи: астрономическую — вычисление азимута и поправок, не менее семи, к нему — и археологическую: обнаружение и верификацию частей «прибора» — визиров и РМН.
Для комплекса каменных сооружений в музее под открытым небом в г. Чолпон-Ата зафиксированы все три составных элемента пригоризонтной обсерватории – РМН, БВ, ДВ. Рабочим местом наблюдателя служили все 12 внутренних каменных круга, для различных АС выбирался конкретный круг. Все астрономически и календарно значимые АС, их всего 6, относящиеся к Солнцу, могут наблюдаться из данного комплекса. В качестве ближних визиров могли использоваться обыкновенные шесты, установленные на внутренних кольцевых выкладках и на двурядной внешней стене. В результате непродолжительных наблюдений было сделано заключение, что в качестве дальнего визира использовались близлежащие возвышенности (адыры). С рабочего места наблюдателя очертания гор видны в форме синусоиды. Фиксировать АС на синусоидной линии горизонта очень удобно. Само наблюдение является впечатляющим зрелищем, когда на восходе солнечный диск плавно всплывает между двух возвышенностей.
Предложенная гипотеза была сформирована на основе весьма скудных наблюдений и исследований, но имеющиеся аналогии с другими сооружениями мегалитического типа или поселений, изначально задуманных и воплощенных как единый астрономический комплекс, дают основания для вывода о предназначении комплекса каменных сооружений Чолпон-Аты как древней пригоризонтной обсерватории.
Каменные сооружения следует воспринимать в контексте целостного историко-культурного пространства. Историко-культурное пространство Чолпон-Аты представляет собой естественную природную среду с её географическими, геологическими, геофизическими характеристиками, с рядом природных феноменов, которая была заполнена объектами материальной и духовной деятельности человека (петроглифы, каменные сооружения, курганы) и приспособлена им для повседневного существования в соответствии с его потребностями и воззрениями.
О проведении астрономических наблюдений древними астрономами могут свидетельствовать и некоторые петроглифы, которые являются не просто рисунками, а идеограммами – различные узоры, геометрические фигуры, в которых есть основания предполагать содержатся знания о значимых астрономических событиях и движении небесных светил.
Для полномасштабного комплексного исследования комплекса каменных сооружений требуются несколько наблюдателей на протяжении нескольких лет, ежедневно фиксирующих АС Солнца, Луны и других небесных светил. Чтобы понять логику и мировоззрение древних астрономов необходимо пройти их путем. И только на основании накопленных многолетних наблюдений можно делать законченные выводы о предназначении каменных сооружений Чолпон-Аты.

Литература
Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая. МИА. 26, 1962, стр. 79.
Быструшкин К.К. Аркаим – суперобсерватория древних Ариев? Челябинск. 1995
Винник Д.Ф., Помаскина Г.А. К вопросу о датировке наскальных изображений Прииссыккулья // Археологические памятники Прииссыккулья. под редакцией П.Н. Кожемяко и Д.Ф.Винника. Фрунзе. 1975
3яблин Л.П. Средневековые курганы на Иссык-Куле (по материалам раскопок 1954-1955 гг. //Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции. т.II. М., 1959 стр. 149-150.
Плоских В.М. Корук Тура-Суу // Археологические памятники Прииссыккулья. под редакцией П.Н. Кожемяко и Д.Ф.Винника.// Фрунзе. 1975
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1964

Leave a Reply

123