|

Хелью Маяк: «Сето сохраняют традиционную культуру»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Метки: , ,

Народ сето (сету) – один из представителей прибалтийско-финской группы этносов общего финно-угорского «древа». Несмотря на свою немногочисленность, сето по-прежнему хранят обычаи предков. Разумеется, как и в любом деле, решение задачи возрождения и сохранения языка, старинных традиций, популяризации народной культуры ложится в первую очередь на плечи лидеров. Лидер российских сето Хелью Маяк убеждена, что этот народ не исчезнет с этнической карты народов мира.

– Хелью Александровна, откуда у Вас интерес к истории и культуре своего народа?

– До распада Советского Союза на независимые государства в 1991 году моя судьба ничем не отличалась от судеб моих сородичей, проживавших в Печорском районе Псковской области. Я работала агрономом в колхозе, многие сето до сих пор преимущественно заняты в сельском хозяйстве.

Всё изменилось, когда административная граница между Россией и Эстонией стала государственной. Если раньше общение между сето, живущими по разные стороны от этого рубежа, ничемне затруднялось, то теперь родственникам приходится оформлять загранпаспорта. Сейчас в Эстонии проживает около 4,5 тысяч сето, в России – меньше трехсот, причем многие сето из Псковской области в свое время уехали в тогда еще советскую Эстонию на учебу и осели там. У меня самой в Тарту живут две сестры. Позже правительство независимой Эстонии стало приглашать сето переезжать в эту страну, давало гражданство, жилье, работу.

Наш народ оказался разделенным. Захотелось что-то сделать, чтобы справиться с этой проблемой. Поэтому по инициативе российских сето в 1993 году при поддержке Администрации Печорского района было создано Этнокультурное общество народа сето. Так, вдобавок к работе я занялась общественной деятельностью, и через два года люди доверили мне возглавить организацию. Трудно сказать, почему я согласилась на это… Наверное, просто потому что я родом из этих мест, отсюда и мой муж, и мои сыновья… Это моя Родина, и кто, как не мы, должны постараться послужить ей и своему народу.

Главной же задачей нашего Этнокультурного общества является преодоление разделенности сето путем поддержания контактов между родственниками в Эстонии и России. И, кажется, нам это удается.

– Знание народной культуры человек получает в семье…

– Оба моих родителя – сето, они владели языком, говорили на нем дома. Народные обычаи соблюдала моя мама. Она всегда на Рождество клала старинные серебряные украшения сето на ночь нам под подушку, утром доставала их и помещала в таз с водой, которой мы затем лечились.

К праздникам она всегда готовила традиционные сетоские блюда: кровяную колбасу, холодец, тыквенный компот, сыр, тушеную капусту с перловкой. Я помню с детства гуляния на Кирмаш под гармонь, Успение Божией Матери, другие престольные праздники. От бабушки мне достались старинная одежда и украшения: удивительно, как их удалось сохранить в те суровые военные и послевоенные годы!..

В свою очередь мои сыновья интересуются культурой сето, и внуков я привлекаю к участию в наших праздничных мероприятиях.

– Как обстоят дела с сохранением языка и культуры российских сето?

– Нас осталось очень мало в России, поэтому печорская эстонская школа несколько лет назад была преобразована в лингвистическую, где язык и культура сето преподаются в качестве факультатива. В школе действует сетоский хор. Любопытно, что культурой сето интересуются русские дети, живущие бок о бок с сето: они посещают факультативы, поют в хоре. Наши праздники собирают сето с обеих сторон государственной границы. Мы возродили традиционные праздники, а в 2008 году провели первый фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи». Финансовую помощь нашим мероприятиям оказывает Администрация Псковской области, за что мы ей очень благодарны. С прошлого года нас поддерживает Финно-угорский культурный центр Российской Федерации. Так, например, только что выпустили путеводитель по Музею-усадьбе народности сето в деревне Сигово Печорского района Псковской области.

Уверена, что нам удастся сохранить свой народ, свой язык и уникальную культуру. Мы не исчезнем, хотя многие журналисты пророчат нам такую участь…

– Какие проекты, по Вашему мнению, могут повлиять на сохранение культуры сето?

– Я приехала в Сыктывкар на семинар по обучению проектной деятельности со своим проектом. Моя задумка такова: организовать на базе филиала музея в Сигово традиционный сетоский крестьянский хутор, где сами сето из городов России и Эстонии, а также обычные туристы могли бы знакомиться с хозяйством и бытом нашего народа. Это очень «оживит» музей, сделает его посещение более привлекательным. На хуторе я разведу огород, где будут расти традиционные для сето культуры: бобы, лен, овес, ячмень и рожь. Гости хутора смогут увидеть, например, весь процесс выращивания и обработки льна. Мы сможем показать им ткание половиков на деревенском станке. Заведем и хлев со скотом. Хочется создать кухню, где можно было бы готовить для туристов наши блюда.

Кроме того, есть идея открыть еще один этнотуристский хутор в другой части Печорского района, где также проживают сето. Дело в том, что, когда в российскую часть Сетомаа приезжают сето из Эстонии, им зачастую негде остановиться. Поэтому я хочу создать хутор для туристов на базе родительского дома в деревне Соколово и впоследствии переехать туда жить.

У сето Эстонии такие этнокультурные хутора пользуются большой популярностью. К ним приезжают не только родственники из городов, но и туристы из стран Западной Европы и США. Да и к нам туристов приезжает немало. Печоры привлекают старинным монастырем, Старый Изборск – легендарной крепостью. Недавно мы предложили администрации района отремонтировать дорогу, связывающую эти два города через Сигово: тогда туристы смогут посещать наш музей-хутор в рамках единой поездки. Впрочем, кроме Сигово на этой дороге лежат многие другие старинные сетоские деревни…

ch.jpg

Беседовал Юрий Попов

Маяк Хелью Александровна родилась 7 июня 1959 года в деревне Соколово, по национальности – сето (сету). Окончила среднюю школу в городе Печоры Псковской области с эстонским языком обучения. Впоследствии выучилась на агронома в Антсласком совхозе-техникуме, работала в сфере сельского хозяйства. С 1995 года возглавляет Этнокультурное общество народа сето. В декабре 2008 года приступила к работе в качестве научного сотрудника в филиале Изборского музея-заповедника в деревне Сигово Печорского района. Замужем, имеет двух сыновей и
столько же внуков.

Журнал «Финноугория. Этнический комфорт»

Leave a Reply

123