|

Храм Богородицы во Влахернах – центр русской сакральной географии

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Метки: , , , , , , , , , , ,

Выступление Евгения Бахревского XIX Заседании Московского Евразийского Клуба «Сакральная география России»

Сакральная география не признаёт государственных границ. Сакральные центры той или иной цивилизации часто располагаются «за морем-окианом» или неведомых землях о расположении которых известно только по общему направлению – на Восток, на Север… Так дело обстоит с русским Беловодьем, «Индией Духа».

Однако есть и такие внешние сакральные центры, до которых добраться можно. Побывав там, цивилизация попадает под влияние этих центров, привязывается к ним невидимыми нитями навсегда.

Для России важнейшим сакральным центром является Царьград – Константинополь, нынешний Стамбул. Золотой Царьград – центр христианской вселенной, к северу от которого лежит Чёрное море (то есть море Северное), к западу – Белое море (Средиземное море в византийской традиции называлось Белым, и сохранило это имя в турецком – Ак дениз), к югу – Красное, Южное море.

В самом Царьграде есть особый русский сакральный центр, с которым чудесным образом связано множество важнейших событий в русской истории. Речь о храме Богородицы во Влахернах.

Влахерны – район Константинополя на южном берегу Золотого Рога. Сейчас он известен под турецким наименованием Айван-Сарай. Местность эта с древних времён славилось целебными источниками.

Строительство первой церкви на месте священного источника, за пределами городских стен, было начато между 450 и 453 годами св. августой Пульхерией (будущей благоверной царицей, †453, пам. 10/23 сентября) и завершено её мужем, царём Маркианом (450-457). О первом здании известно мало. Скорее всего, это была базилика. Сообщается, что она была богато украшена разноцветными мраморами. В церкви, по-видимому, была помещена икона, привезённая в 439 году царицей Евдокией из Иерусалима в Константинополь и подаренная августе Пульхерии. По преданию, эту икону написал апостол Лука. Она получила название Влахернитиссы.

В 458 году патрикиями Гальбием и Кандидом из Палестины была привезена риза Пресвятой Богородицы. Сначала они хранили её дома, но ввиду множества происходивших от святыни чудес, риза была по решению царя и св. патриарха Геннадия († 471; память 31 августа/13 сентября) перенесена во Влахернскую церковь.

В 473 г. в храме были помещены также мафорий (плат) и риза Богородицы. Царь Лев I Мудрый (457-474) пристроил к церкви часовню Святой Раки, а также купальню со святым источником. Относительно святынь, связных с Богородицей, которые хранились во Влахернском храме в разное время, имеется много противоречивых данных. В разное время упоминаются мафорий, пояс, погребальные пелены, гиматий и посох Пресвятой Богородицы. Главной святыней считался мафорий. Русские паломники поклонялись во Влахернах «ризе» и «поясу» Богоматери.

Во Влахернах находились и другие святыни. В разное время там хранились сандалии Христа, мощи вмч. Феодора Стратилата, рука вмч. Георгия и мощи св. Луки, мощи святых Патапия, Афанасия (или Анастасии), Панталеона.

Во Влахернском храме еженедельно по пятницам проводились службы с посещением царём Святой купальни. Устраивалось шествие из Влахерн в Халкопратию, воспроизводившее шествие на праздник Успения Богоматери в Иерусалиме от места Успения Богоматери, из церкви Сиона, в Гефсиманию, к гробнице Богоматери. Ежегодного во Влахернах особо отмечались дни Успения Богоматери 15 (28) августа, а также праздник Сретения Господня 2 (15) февраля.

Св. Юстиниан, будущий праведный царь, во время правления своего дяди Юстина I (518-527) достроил базилике купол, поддерживаемый колоннами, образовывавшими полукруг.

Царь Юстин II (565-578) пристроил к церкви Богородицы две апсиды, перестроив её план в виде креста. Вокруг церкви было возведено несколько зданий, так называемых триклинов, где временами жили цари. Триклины были соединены с храмом портиками и переходами, в них устраивали царские приёмы. В тиклине «Океан», например, приём проводился в праздник Сретения Господня.

Однако до времён царя Ираклия (610-641) церковь находилась за крепостной стеной. Перед самым наступлением авар в 626 году был построен новый участок стены, и Церковь Богородицы оказалась в защищённой части города.

В 626 году Константинополь с севера был осаждён 100-тысячным войском авар и славян, а с юга персами, покуда царь Ираклий со своими войсками был в дальнем походе в Малой Азии. Городом управляли сын и соправитель Ираклия Константин, патриарх Сергий (610-638) и префект города патрикий Вон. Царевич и патриарх с иконой «Одигитрия» и Ризой Пресвятой Богородицы торжественным молебном обошли стены Константинополя, обращаясь к помощи Богородицы. Вскоре авары предприняли общий восьмидневный штурм города в районе Влахерны с суши и с лодок, пытались переправиться через Золотой Рог, но были везде отбиты, и на следующий день были вынуждены снять осаду. Спасение Города было отнесено к прямому вмешательству Богородицы. В память этой победы был написано и установлено царём Ираклием «неседальное» пение – самый первый ликующий акафист Пресвятой Богородице:

Взбранной Воеводе победительная,

яко избавльшеся от злых,

благодарственная восписуем Ти раби

Твои, Богородице: но яко имущая

державу непобедимую, от всяких нас

бед свободи, да зовем Ти: радуйся,

Невесто Неневестная.

 

Этот акафист послужил образцом для всех последующих. Создан он диаконом Григорием Писидой на основе стихир святого Ефрема Сирина. Влахернскую икону Богородицы с тех пор византийские цари часто брали в военные походы.

При царе Ираклии Влахернский храм становится одним из важнейших в городе, на службу в нём были назначены 74 человека: 12 пресвитеров, 18 диаконов, 6 диаконисс, 8 иподиаконов, 20 чтецов, 4 кантора и 6 привратников. После осады во Влахернах была построена новая стена, окончательно определившая границу города. Крепостная стена, сохранившаяся до нашего времени, была возведена на том же месте царём Мануилом Комнином в середине XII в.

В 630 году после завершения войны с Персией царь Ираклий поместил во Влахернской церкви частицу Животворящего Древа Креста Господня, который был возвращён им из Персии в Иерусалим. В Х веке, по-видимому, святыня была перенесена в церковь Богородицы Фара.

В 717 году, при царе Льве III Исавре (680-741), Константинополь был осаждён арабами, но после моления к Богородице во Влахернах мусульманский флот был уничтожен бурей.

При том же царе 726 году было положено начало иконоборческой ереси. В начале иконоборческого периода церковь Панагии во Влахерне была центром православной службы, здесь каждую пятницу всенощная была посвящена чудотворной иконе Богородицы.

В 754 году во Влахернском храме заседал Иерийский иконоборческий собор, созванный царём Константином V Копронимом (720-775), наиболее ярым иконоборцем. Этот собор и утвердил иконоборческие нововведения.

После этого внутреннее убранство храма было переделано на иконоборческий лад. В житии св. Стефана Нового1 (день памяти 28 ноября /11 декабря), относящегося к 808 году, говорится, что святые иконы Влахернской церкви были заменены видами деревьев, птиц и животных: «Разрушивши в чтимой церкви Пренепорочной Богоматери Влахернской стенные росписи, на коих были представлены различные священные картины от Воплощения Бога и Его многих чудес до Его Вознесения и Сошествия Святого Духа, коим образом возвеличивались тайны Христовы, они превратили это место в подобие овощной лавки и птичника, украсив стены, и, сказать по правде, безвкусно, различными видами деревьев и птиц, диких животных и прочих скотов вперемешку с побегами плюща, цаплями, воронами и павлинами». Вместе с прочими росписями была уничтожена чтимая икона Богородицы, изображённой в рост.

При иконоборческой перестройке церкви исчезла и историческая икона Богородицы, написанная на дереве и обложенная золотом и серебром. Согласно преданию, эта икона была впоследствии найдена спрятанной в стену (в 1030 году), когда царь Роман III Аргир перестраивал церковь.

В 821 году, когда войско мятежника Фомы Славянина подходило к Константинополю со стороны Влахерн, царь-иконоборец Михаил II Травл (820-829) укрепил боевое знамя прямо на крыше Влахернского храма. Его сын Феофил вместе с патриархом взяли Ризу Богородицы и частицу Животворящего Древа Креста Господня и торжественно обнесли их вокруг стен столицы, после чего мятежники потерпели поражение.

В 860 году, когда царь Михаил III (842-867) был в походе на арабов, у стен Константинополя внезапно появились корабли «свирепого варварского народа Рос, пришедшего от берегов северного Тавра» (то есть с северного побережья Черного моря). Не встречая сопротивления, руссы высадились на берег залива Золотой Рог и начали опустошать окрестности, затем стали готовить осаду города. По словам св. патриарха Фотия, «Город едва не был поднят на копьё». Царь Михаил возвратился в столицу, но без войск. «Тогда мы, – пишет св. патриарх Фотий, – оставшись без всякой защиты и не имея помощи от людей, воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего, Её просили умолить Сына и умилостивить за грехи наши, Её дерзновение призывали во спасение, Её умоляли покрыть нас покровом Своим, как стеною нерушимою, и сдержать дерзость варваров, смирить их гордость, защитить отчаявшийся город, и побороть врага, и уберечь собственную паству Её, когда Её ризу носили все до одного со мною для отражения осаждающих и защиты осаждённых, усердно совершали прилежные моления и литии. Тогда по неизреченному человеколюбию, при Материнском дерзновенном ходатайстве, Бог приклонился и гнев Его утих, и помиловал Господь достояние Своё. Поистине эта пречестная риза есть одежда Матери Божией. Носилась она вокруг этих стен – и неприятели, непостижимо как, обращали к ней тыл свой. Покрывала она город – и осадная насыпь их осыпалась, как по данному знаку. Приосеняла она осаждённых – и осада неприятелей не удалась, сверх чаяния, которым они окрылялись. Ибо, как только девственная риза эта обнесена была по одной стене, варвары сняли осаду города, и мы избавились от ожидаемого плена и сподобились неожиданного спасения. Нечаянно было нашествие врагов, неожиданно совершилось и удаление их. Чрезмерно негодование Божие, но неизреченна и милость. Невыразим был страх от них, но презренно было и бегство их».

Византийские летописи также говорят об этом чуде Божией Матери. По словам Георгия Амартола, 18 июня 860 года, св. патриарх Фотий крёстным ходом обошёл стены осаждённого города и на глазах у неприятеля опустил в волны Золотого Рога край ризы Божией Матери. Затем святыню перенесли в собор Святой Софии. После этого вдруг поднялась сильная буря. Флот руссов стал терпеть бедствие, многие их ладьи были разбиты о скалы или, опрокинувшись, потонули. Это страшное чудо заставило руссов не только снять осаду и отступить, но побудило их вскоре прислать в Константинополь посольство с предложением заключить мир и союз и с «просьбой сделать их участниками в святом крещении, что и было исполнено».

Ежегодное празднование Положения Честной Ризы 2 (15) июля было учреждено св. патриархом Фотием в честь возвращения святыни из Святой Софии во Влахерны.

О походе русских дружин на Константинополь сообщает и «Повесть временных лет». Её рассказ дословно повторяет известие «Хроники» Георгия Амартола, но уточняется, что поход возглавляли князья Аскольд и Дир. Уже в октябре-ноябре 860 года в Константинополь прибыло русское посольство для заключения договора «любви и мира». Помимо военных и торговых условий договор содержал статью о Святом крещении.

Упоминание о принятии руссами крещения содержится в Окружном послании св. патриарха Фотия 867 года. Вслед за рассказом о крещении Болгарии (865 г.) патриарх пишет: «И не только этот народ (болгары) променял прежнее нечестие на веру во Христа, но даже многими многократно прославленные и в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собой так называемые россы, которые… возомнив о себе высоко, подняли руку против Ромейской державы. А в настоящее время даже и они променяли языческое нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших, вместо ограбления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго перед тем. И до такой степени разгорелось в них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».

Таким образом, именно у стен Константинополя близ Влахернской церкви и Золотого Рога произошли события, сыгравшие важнейшую роль истории православной Руси. Князь Аскольд вскоре был убит князем Олегом, и крещение Руси отложилось ещё более чем на сто лет. Но при Аскольде в Киеве были построены первые христианские храмы, начал служение первый епископ. Символично, что первым храмом, построенным в Москве первым независимым русским митрополитом св. Ионой, был именно храм Ризоположения, где поместили частицу Ризы Богородицы, принесённую из Царьграда св. Дионисием, архиепископом Суздальским. Частица Святой Ризы до сих пор хранится в Москве, тогда как сама Риза была утрачена.

1 (14) октября 910 года, во время всенощного бдения во Влахернском храме, заполненном народом, св. Андрей, Христа ради юродивый (память 2/15 октября, греч. 28 мая), в четвертом часу ночи, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых. Преклонив колена, Пресвятая Дева со слезами молилась за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростёрла его над молившимися в храме людьми. Житие св. Андрея сообщает, что он спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всём мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Пресвятая Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Имя и прибегающих к Её заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».

В ранних вариантах жития говорится, что св. Андрей Юродивый был родом из Скифии, в более поздних, с XVII века, он называется «новгородцем». Юношей Андрей был продан в Константинополе в рабство богатому сановнику Феогносту. Хозяин обучил его грамоте и сделал своим секретарём. Однажды св. Андрей увидел во сне Иисуса Христа, Который призвал его к подвигу юродства. После этого св. Андрей принял вид безумца. Феогност отвёл его в храм великомученицы Анастасии Узорешительницы в надежде на исцеление. В храме св. Андрею явилась сама вмц. Анастасия и апостол Иоанн Богослов, которые укрепили его в намерении стать юродивым. Вскоре хозяин отпустил безумного раба. Андрей стал скитаться по улицам Константинополя, терпел побои и ругань, пил из луж, воровал на рынке, спал с собаками, милостыню раздавал нищим. Несколько человек знали о его юродстве и просили у него совета. Последние дни св. Андрей провёл в доме Епифания, предсказав тому, что он станет патриархом. После смерти тело св. Андрея исчезло, оставив лишь благоухание.

В Константинополе было два монастыря, посвящённых св. Андрею Юродивому.

Около 1164 года св. благоверным князем Андреем Боголюбским (1110-1174, пам. 4/17 июля) праздник Покрова Божией Матери был установлен в Русской Церкви. Греческая церковь не знает этого праздника, хотя во Влахернском храме о видении св. Андрея помнили. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел во Влахернах икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Её созерцал св. Андрей. Скорее всего, икона была русского происхождения.

16 августа 944 года из города Эдессы в Константинополь были привезены и помещены во Влахернском храме Нерукотворный образ Спасителя (Мандилион) и письмо Господа Иисуса Христа к царю Эдессы Авгарю. Позднее эти святыни были перенесены в собор Святой Софии, а и затем в церковь Богородицы Фара в царском дворце.

Киево-Печерский Патерик сообщает, что около 1073 года Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: «Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам — возьмите золото себе на три года и идите на возведение её… Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить… Моим именем хочу назвать её, — и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила: — Она наместной да будет». Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви. Зодчие исполнили повеление Богородицы. Их мощи ныне почивают в Ближних пещерах, а икона, переданная Самой Богородицей до сих пор составляет главную святыню Великой Церкви Киево-Печерской Лавры.

В 1030 году при ремонте Влахернской церкви в её стене была обнаружена чудотворная икона с изображением Богородицы и Младенца Христа. Царь Роман III Аргир (1028-1034) украсил внутренние поверхности арок храма золотом и серебром.

В 1070 году церковь была разрушена пожаром, но цари Роман IV Диоген (1067-1078) и Михаил VII Дука (1071-1078) восстановили её.

К 1075 году относится первое описание «обычного чуда», происходившего от образа Богородицы во Влахернах. На пятничной вечерне завеса перед иконой чудесным образом поднималась, икона «оживала», словно бы Богоматерь являла себя в ней; в воскресенье завеса опускалась на прежнее место. Чудо происходило не всегда, и отсутствие его расценивалось как недоброе знамение. Чудо описано не только греками, но и латинскими и русскими паломниками. После 1204 года сведений об «обычном чуде» более нет, икона, скорее всего, была украдена завоевателями-латинянами. Возможно, именно эта икона была обретена в стене храма во время ремонта 1030/31 года.

После захвата Константинолполя крестоносцами в 1204 году храм перешёл в руки латинян, здесь разместилась община каноников. Царь Никейской империи Иоанн III Дука Ватаци (1222-1254) выкупил церковь у католиков вместе со многими другими монастырями Константинополя. Однако об основных святынях церкви источники более не упоминают. По-видимому, они были вывезены на Запад.

В 1285 году во Влахернской церкви проходил Собор, на котором Византия отказалась от Лионской унии.

В 1348 году генуэзские пираты разграбили храм и убили нескольких священников.

29 февраля 1434 года «какой-то молодой вельможа решил поймать птенцов», для чего забрался на крышу Влахернской церкви и неумышленно устроил пожар. Храм полностью сгорел. Это было время запустения столицы доживавшей последние годы Империи.

После завоевания города османцами в 1453 году одна из почитаемых икон Богородицы Влахернитиссы была перенесена на Афон

Развалины Влахернской церкви были известны среди православных Стамбула, святой источник был почитаем не только христианами, но и мусульманами. К нему совершались крестные ходы в субботу Акафиста и на праздник Положения Честной ризы Божией Матери. Вода из источника протекала под городской стеной и впадала в море. Сохранились свидетельства о чуде, когда в день потопления вражеского флота (2 июля) вода в море, куда впадал источник, становилась кровавой и сохраняла этот цвет до 1 сентября. По сообщению XIX века, «Оберегает всё то место, откуда течёт святая вода, русская полонянка, для того, что ей указано с тех людей, кто к святой воде придёт, брать по деньге с человека, и тем она питается».

В 1867 году землю со святым источником выкупила греческая гильдия скорняков и построила небольшую церковь. В 1964 году Иринарх Коваса украсил церковь фресками на сюжеты, связанные с историей храма. Справа от алтарной преграды помещены купель чудотворного источника и мраморный фонтан для сбора святой воды.

Икона Богородицы Влахернской, хранившая Город от врагов, по преданию, была вывезена из Константинополя, попавшего под власть турок, на Афон. 16 октября 7162 (1653) года «образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви», был подарен царю Алексею Михайловичу Гавриилом, протосингелом иерусалимского патриарха. Икона была помещена в Успенском соборе Кремля. Ныне древняя икона хранится в музее Московского Кремля.

В настоящее время Влахернская церковь действует. Она находится в районе Айван-сарай вглубь квартала от улицы Мустафа Паша Бостаны (Mustafa Paşa Bostanı sokağı). Как и все действующие православные церкви Стамбула, она огорожена стеной. Территория храма очень ухоженная. Здесь бывает много паломников, в основном из Греции. В храме находится старинный список иконы Богородицы Влахернитиссы, по-видимому, чудотворный. Это понятно по многочисленным благодарственным приношениям. Впрочем, из России паломников здесь очень мало. По словам смотрителей церкви, в год во Влахернах бывают тысячи греков, румын, болгар. Русских ежегодно бывает 20-30 человек.

Все русские люди, побывавшие в Стамбуле, поклонившиеся великим памятникам нашей духовной Родины – Византии, понимают, насколько русское место – Стамбул. Это чувствуют даже те из русских путешественников, кто не слишком интересуется христианством, а просто дышит воздухом Царьграда. Не зря Россия стремилась сюда на протяжении трёхсот лет.

Не стоит воспринимать эти мои утверждения как поддакивание Ф.М. Достоевскому, что Константинополь «должен» быть нашим. Он и так наш, нужно это почувствовать. Чтобы почувствовать – побывать. Какие ещё чудеса ждут русских паломников во Влахерне? В значительной мере зависит от паломников.

Когда Россия поймёт, сколь необходим ей этот сакральный центр, на юге нашей империи снова появится Царьград. И не нужно будет в связи с этим снова пытаться выгнать турок в Азию. С турками мы как-нибудь договоримся, против духовного присутствия русских на Босфоре они возражать не станут.

Евгений Бахревский

Статья закончена 17 июля 2011, в день памяти св. благоверного князя Андрея Боголюбского

 

1 Св. Стефан Новый, один из мучеников эпохи иконоборчества, был вымолен родителями и посвящён матерью Богу именно во Влахернском храме.

 

 

Leave a Reply

123