Христианская святыня на дне Иссык-Куля
Христианство стало проникать на территорию Кыргызстана буквально с » первых веков новой эры.
По словам митрополита Среднеазиатского и Бишкекского Владимира, Апостол Фома или Фома-Близнец первым принес в Центральную Азию весть о Господе Спасителе: «Дорога Апостола Фомы пролегала и по Киргизской земле, — пишет митрополит в своей книге, — через Ош и Узгент[1]»
В древней Центральной Азии расцвет христианской веры начинается уже с III века н.э., приводя к образованию здесь своих митрополий, в том числе на земле Кыргызстана в городе Невакете (что в 35 км от Бишкека по дороге на Иссык-Куль). Процесс этот начал набирать силу где-то с середины первого тысячелетия новой эры. Самым древним памятником той давней эпохи на территории республики является церковь VIII в. в столице тюркских каганатов городе Суяб, что в Чуйской долине.
Основатели христианских церквей и монастырей были проповедниками оседлого образа жизни и городской культуры среди подавляющего большинства окрестного кочевого населения. А самым замечательным, сохранившимся до наших дней архитектурным памятником христианской обители на Тянь-Шане является Таш-Рабатский монастырь. Построенный на рубеже IХ-Х вв., он представляет собой стационарное жилище монастырского типа. Его функции со временем менялись. Позже здание использовалось как караван-сарай на одном из маршрутов Великого Шелкового пути. Имеются документальные свидетельства, что один из христианских монастырей находился и на берегу Иссык-Куля. По преданиям, именно с ним, связывают мощи Святого Матфея, одного из последователей — Апостолов Иисуса Христа. Как считает митрополит Владимир, «есть основания предполагать, что в Кыргызстане, на Иссык-Куле находится одна из величайших христианских святынь — рака с мощами Святого Апостола и Евангелиста Матфея. По теологическим преданиям, Матфей претерпел мученическую смерть от рук язычников за проповедь христианства в Сирии. Там-то вначале и хранились его мощи. Когда римский император объявил гонения на христиан во всех захваченных империей странах, верующие, опасаясь поругания святыни, перенесли раку в Среднюю Азию».
В христианских исторических преданиях говорится, что мощи Св. Матфея хранятся в монастыре армянских братьев на берегу озера Иссык-Куль. Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир уверен, что именно «на киргизской земле нашло посмертное упокоение тело Святого Апостола и Евангелиста Матфея. Как известно, мученическую кончину за Христа он принял в Сирии. Оттуда, по-видимому, еще во II или III веке, бежавшими от древнеримских гонений христианами честные мощи Апостола были унесены в край, славившийся широкой веротерпимостью. Эта святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль; весь христианский мир знал о ее местонахождении», — пишет митрополит Владимир.[2]
Каталанский атлас
Есть ли реальные подтверждения этим преданиям? Однозначно, да! Одним из важных документов является всемирно известный Каталанский атлас мира — произведение майорской школы картографии.
А это не только высокий уровень изготовления, но и приложенные к картам легенды, т.е. пояснения на латинском языке. Изготовлен он примерно в 1375 году (или несколько позже). Атлас приписывают еврею Крескесу (Cresgues), сыну Авраама. Современные исследования подтверждают не только то, что автор был в состоянии репрезентативно составить такой атлас, служивший скорее украшением, чем практическим пособием для мореплавания, но и то, что среднее отклонение измеренных точек в Средиземном море составляет лишь 34 км — впечатляющая точность для того времени. Немецкий археолог, православный священник архидиакон Василиус Кляйн в специальной статье проанализировавший сообщения Каталанской карты о хрис тианском монастыре и мощах Святого Матфея на Иссык-Куле пишет, что атлас состоял из 6 листов, причем только 5-6-й листы включали отдельные части Средней Азии и азиатского континента. На 6-м листе атласа изображено озеро «Иссикол» (Yssicol), т.е. Иссык-Куль, на южном берегу которого обозначен армянский монастырь[3].
Интересным является тот факт, что озеро Иссык-Куль имеет на карте продолговатую форму и вытянуто с востока на запад. Это соответствует реальности, что само по себе необычно, поскольку остальные озера, известные только своим названием, изображались в форме круга. Иссык-Куль упоминается начиная с VII века в китайских и мусульманских источниках, в последних также под тюркским именем, которое употребляет и Крескес на своей карте. Если факт существования озера находит подтверждение на многих географических картах, то рисунок здания на его берегу, приводится впервые. К нему есть пояснение: «Это место (не озеро!) называется Исикол (Ysicol). В этой местности расположен монастырь армянских братьев, где, как говорят, находятся (погребены) останки Св. Апостола и Евангелиста Матфея»[4]. Вероятно, не само озеро вызывало особый интерес Крескеса, а изображенный на его берегу и упомянутый в пояснении монастырь. К слову сказать, Каталанский атлас на русском языке до сих пор не опубликован, хотя и представляет серьезный научный источник.
Подтверждением присутствия на территории нынешнего Кыргызстана общины или небольшой группы армянских братьев является давно и хорошо известная находка армянского надгробия в Чуйской долине. На надгробии изображен украшенный крест, содержащий сокращенную надпись на армянском языке: «Иисус Христос, Господь Бог». Вокруг креста (в форме овала) написано по-армянски: «Настоятель Иоанн армянский епископ. По армянскому летоисчислению в 772 (т.е. в 1323 г. н.э.) написан этот памятник». На краю надгробия находится сирийская надпись: «Это могила Йоханана, армянского епископа». Направление армянского епископа в Среднюю Азию в начале XIV века не удивительно. Армяне были в рядах монгольской армии и были депортированы в Каракорум. Они торговали в китайских городах. Удивляться приходится лишь тому, что этот епископ вообще путешествовал в начале XIV века через неспокойную Чуйскую долину. Объяснить это может только действительное существование монастыря — серьезная причина, которая потребовала приезда епископа.
Для нас чрезвычайно важно, где же конкретно находился этот монастырь? Мог ли он быть построен в Чуйской долине? Скорее всего — нет. Ведь в таком случае епископ Иоанн должен был быть похоронен недалеко от монастыря, и сирийская надпись оказалась бы излишней. Кроме того, это армянское надгробие не было бы тогда найдено вместе с остальными на несторианском кладбище. Это, скорее всего, возможно, только в случае отсутствия там армянской общины или братьев. Основываясь на немногочисленных известных нам фактах, можно все-таки сделать заключение, что монастырь располагался на Иссык-Куле, как и указано в Каталанском атласе. Судя по всему, это был монастырь, а не община, т.к. для общины или епископства не было достаточного количества верующих. Какое-либо большое поселение также отсутствовало. Даже у жителей в чисто христианском городе Тарсакенте (Чуйская долина) не было своего епископа. Таким образом, подтверждается теория о монастыре, довольно маленьком, который был создан так далеко и в таком труднодоступном месте, возможно с единственной целью — сохранить реликвию — мощи Св. Матфея и, возможно, материальные ценности церковной организации армянского братства. Возникает и еще одно предположение: с XIV в. на Иссык-Куле, также как и на всей территории нынешнего Кыргызстана, существовало большое количество брошенных или разрушенных завоевателями городов и поселений, и в одном из них можно было разместить монастырь, а не строить его заново полностью.
И еще один вопрос: можно ли верить Крескесу, что монастырь располагался на южном берегу озера, как он изображен на карте?
Это не обязательно. Имея в виду, что в северной половине карты надписи выполнены вверх ногами, можно предположить, что монастырь был изображен на южном берегу по эстетическим и этическим причинам. Возможно, Крескес хотел избежать перевернутого изображения монастыря, расположи он его на северном берегу. Но в пользу расположения монастыря на северном берегу могут выступать более благоприятные климатические условия. Однако, на южном берегу в деревне Сару были найдены несколько христианских надгробий. Кроме этого, дорога в Кашгар пролегала через Барскоон на южном берегу и уходила в горы, т.е. на южном берегу пути сообщения были лучше. Но на основании рисунка трудно сделать выводы о месте расположения монастыря и его архитектуре.
Основная задача ученых как раз и заключается в том,чтобы,
-во-первых, точно определить местонахождение монастыря на Иссык-Куле;
-во-вторых, раскопать его, будь то на берегу, или под водой.
В этом направлении и ведутся нами научные поиски, разведочные археологические работы.
В Каталанском атласе множество данных о Средней Азии основано на мифах и догадках. Именно поэтому запись об армянском монастыре на Иссык-Куле вызывает особый интерес. Здесь фикция и реальность находятся рядом, но запись убедительная, она отражает достоверную информацию.
Исследования продолжаются
В свое время, в период путешествия на Тянь-Шань в 1856-1857 гг., русский путешественник П.П. Семенов-Тян-Шан-ский впервые опубликовал сведения о знаменитой Каталанской карте 1375 г., увиденной им в середине XIX века в Венеции, об изображении на ней города и озера Иссык-Куль и на северном его побережье монастыря христиан (академики В. Бартольд и Н. Мар называют его армянским монастырем). П.П. Семенов упомянул, что христиане, бежавшие с Ближнего Востока (из Сирии) в глубь Азии, основали в XII в. свой монастырь на берегу Иссык-Куля. Он же первый и привел в переводе на русский язык надпись с карты о монастыре, Матфее и Иссык-Куле. Ученый не нашел на побережье следов монастыря, но высказал предположение, что он вполне мог быть построен в Курментинской бухте и позже затонул[5].
Полвека спустя, поблизости от затонувшей святыни в 1882 году был основан Свято-Троицкий мужской монастырь. Побывавший в этих местах в конце XIX века барон А. Каульбарс писал: «Замечательно, что неподалеку от Иссык-Кульской Троицкой обители, у устья рек Тюп и Кой-Су сохранились под водой развалины древнего города. В этом городе, по предположению археологов, и существовал тот армянский монастырь, где находились мощи Евангелиста Матфея».
Незадолго до Каульбарса это место посетил военный губернатор Семиреченской области Г.А. Колпаковский. Он получил в подарок от местных кыргызов, в частности, сарыбагышского манапа Умбеталы, две медные (бронзовые) чаши. На одной из них арабской куфической вязью было выведено: «Весенние дни доставляют нам счастье. О, водонос! Дай мне оживляющей влаги… Похожий на розу напиток сосуду красу придает, подобно тому, как роса оживляет тюльпан, жизнью считай лишь то время, которое смертным дает наслажденье». Чаша была поднята со дна Иссык-Куля при впадении в озеро реки Кой-Су[6]. Судя по всему, чаша и надпись были сделаны в караханидское время (XI-XII вв.), когда по мнению П.П. Семенова-Тян-Шанского был основан и христианский монастырь. Ранее мы упоминали о подобном серебряном кубке с южного побережья Иссык-Куля.
В архивной записке сведений о церквах Семиреченской области, составленной 1 февраля 1915 года одним из обследователей, записано: «В 9 часов вечера 8-го сентября я прибыл в Иссык-Кульский Свято-Троицкий миссионерский монастырь, расположенный на северо-восточном берегу Иссык-Кульского озера в 41 версте от города Пржевальска. Замечательно, что вблизи монастыря, около устья рек Тюп и Кой-Су, сохранились под водой останки древнего города. В этом именно городе, по предположению ученых-археологов, и существовал армянский монастырь…».
В последние два года на Иссык-Куле поднялся настоящий бум в поисках затонувшего монастыря и раки с мощами Св. Матфея. Особенно активно действовал на этом поприще в 2002 г. «американец русского происхождения» Сергей Мельникофф[7]. Но единоразовым кавалерийским наскоком такой проблемы не решить.
В ходе полевых разведочных работ 2003 г., нами был собран подъемный материал, в том числе два фрагмента (боковины керамических сосудов) с четким изображением креста. Оба найдены в северной акватории озера в районе Кара-Ой и с. Джаркинбаево. Ранее находили камни с эпитафиями и изображениями креста на берегу Тору-Айгыр и в местности залива Саруу. Аквалангисты обследовали дно Курментинского залива. Археологи прошлись по прибрежным средневековым городищам. Намечен фронт последующих экспедиционных работ на берегу и под водой озера.Приглашаем энтузиастов.
Смотрет в будущее
еще летом в районе бухты Светлый Мыс мы планировали исследование Курментинского городища, но поскольку вся площадь внутри крепостных стен была засеяна пшеницей и засажена картошкой, было невозможно провести инструментальную разведку. Впервые это городище описал востоковед В.В. Бартольд еще в 1894 г., а в советское время незначительные разведочные работы здесь проводили А.Н. Бернштам и Д.Ф. Винник, которые дали заключение о периоде его существования с VIII по XIII вв. Почти квадратное в плане, по периметру чуть более километра, городище с трех сторон защищено крутыми валами, образованными за счет расположения на высоком берегу затона и глубокого сая, огибающего его с двух сторон. На южной, обращенной к озеру, невысокой стене лежит каменное изваяние. Местные жители поведали нам о произошедшем несколько лет назад таинственном провале в центре городища, который сейчас засыпан землей.
Результатом наших поисков стали обломок серебряной пряжки и смятая серебряная коробочка в виде амулетницы, инкрустированная ныне утраченными драгоценными камнями и с узором, выполненным по технологии скани. В узоре выделяются четыре небольших крестика, в которых при желании можно увидеть христианскую символику (А.М. Камышев). Хотелось бы связать эту находку с отмеченным на Каталанской карте XIV в. монастырем армянских братьев. И вновь вопрос: является ли эта, обычная на первый взгляд, средневековая сторожевая крепость местом разыскиваемого монастыря, могут прояснить только будущие археологические раскопки.
На территории Кыргызстана обнаружено два блюда с христианскими сюжетами[8]. Аниковское блюдо (относится к VIII в.) иллюстрирует ветхозаветную книгу Иисуса Навина: иудейские войска, штурмующие Иерихон; шествие с Ковчегом Завета, Иисус Навин, останавливающий своей молитвой солнце и луну. На Григорьевском блюде (IX—X вв.) изображена Дева Мария в окружении Святых Апостолов и Воскресение Спасителя. На берегу озера Иссык-Куль найдена ваза, покрытая синей глазурью, с изображением 12 Апостолов Христовых[9]. Так что интересующих сюжетов для исследования предостаточно.
Главные направления будущих исследований, как нам представляется: хронологическая разработка известных подводных поселений и захоронений, открытие новых объектов, обобщение ранее известных и собрание новых фактов истории и культуры, которые объясняют характер катаклизмов, имеют место в прошлом и продолжаются до настоящего времени.
В результате предстоящих работы намечается исследование исторических и географических явлений жемчужины Тянь-Шаня -озера Иссык-Куль. Должны быть найдены причины колебаний водного уровня и его влияния на развитие древних цивилизаций в этой области. Исследование палеографии и геоморфологии Иссык-Куля позволит идентифицировать древние подводные поселения с историческими названиями, упомянутыми в работах средневековых географов. Археологические находки помогут дать ответы на неизученные проблемы истории материальной и духовной культуры древних жителей. Результаты многолетних археологических исследований, проведенных на берегу и под водой высокогорного кыргызского озера Иссык-Куль, позволяют сделать следующие заключения:
1. Край богат малоисследованными памятниками культурного наследия трехтысячелетней истории. Здесь и наскальные рисунки (петроглифы), и царские курганы народа саков (скифы), и тюркские каменные изваяния с рунической письменностью, согдийская, уйгурская, тибетская и арабская эпиграфика. Тут и средневековые городища и поселения с христианскими монастырями и буддийскими храмами, исламские минареты и мавзолеи, кыргызские гумбезы, святые природные места. До сих пор не составлены археологическая карта и кадастр памятников культурного наследия, требующих изучения, консервации и реставрации.
2. Уникальной особенностью озера Иссык-Куль является то, что с течением времени в результате природных катаклизмов, снижения (регрессии) и повышения (трансгрессии) уровня воды часть памятников оказалась затопленной. Сегодня мы насчитываем более десяти городищ на дне озера и неизвестное даже приблизительно количество курганов под водой. Их изучение — дело предстоящего будущего.
3. Исторические источники, легенды и народные предания свидетельствуют и о бытующих до наших дней рассказах о богатых кладах, некогда зарытых в пещерах или затопленных в водах Иссык-Куля. Наиболее устойчивые и привлекательные из них предания о кладе Чингисхана и мощах Святого Матфея, хранящихся в раке у затопленного христианского монастыря.
4. Историко-археологическая разведка, проведенная на Иссык-Куле летом 2003 г., позволила наметить координаты поиска заманчивых памятников на берегу и под водой. Была обследована Курментинская пещера, берега и дно залива у Светлого Мыса и в Тюпском заливе, подняты со дна озера в местности Кара-Ой и Джаркымбаево уникальные, прекрасной сохранности сакские жертвенные котлы двух с половиной тысячелетней давности. Предварительные поиски показали, что народная молва, легенды и предания имеют под собой основание и заслуживают научного внимания. Необходимы более углубленные исследования и раскопки профессионалов, оснащенных современным оборудованием, как на берегу, так и под водой.
Конечно, находка клада — воля случая. А если случай благосклонен к Вам? Памятники культурного наследия Иссык-Куля, несметные сокровища Чингисхана и христиан, рака с мощами Святого Матфея, Апостола и Евангелиста все еще ждут своего первооткрывателя.
Иссык-Куль приглашает к поиску!
[1] Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир.Земля потомков патриархаТюрка.Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия.-М.,2002.-С.20.
[2] Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир.Земля потомков патриархаТюрка. С.-22-23.
[3] См.: Кляйн В. География религий Средней Азии между реальностью и фикцией в Каталанском атласе (1375)//Проблемы политогенеза кыргызской государственности.-Бишкек,2003.-С.319-324.
[4] Там же.
[5] Семенов-Тян Шанский П.П. Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 годах. — М., 1946. ЦГА Р.Уз., ф.и. 1, оп. 1, д. 102, л. 1-3.
С. 186-187.
[6] ЦГА Р. Уз., ф.и. 1,оп.1, д.102, л.1-3.
[7] См газеты: Дело №…-2002.-17 апреля ;Вечерный Бишкек.-2002.-2 августа ;Слово Кыргызстана .-2002.-6 августа ; и др.
[8] История Киргизской ССР. С древнейших времен до середины XIX в. — Фрунзе. 1984. — Т.1. — С.366
[9] . Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир. Земля потомков патриарха Тюрка. — С. 38.
Плоских В.М.