|

Христианская святыня на дне Иссык-Куля

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Еще одна проблема, которой наша разведочная экспедиция уделяла большое внимание, — попытки выявить под водой или на берегу место локализации средневекового христианского монастыря на Иссык-Куле. Из истории раннего христианства
Христианство стало проникать на тер­риторию Кыргызстана буквально с » первых веков новой эры.
По словам митрополита Среднеазиатс­кого и Бишкекского Владимира, Апостол Фома или Фома-Близнец первым принес в Центральную Азию весть о Господе Спаси­теле: «Дорога Апостола Фомы пролегала и по Киргизской земле, — пишет митрополит в своей книге, — через Ош и Узгент[1]»
В древней Центральной Азии расцвет христианской веры начинается уже с III века н.э., приводя к образованию здесь своих митрополий, в том числе на земле Кыргызстана в городе Невакете (что в 35 км от Бишкека по дороге на Иссык-Куль). Про­цесс этот начал набирать силу где-то с се­редины первого тысячелетия новой эры. Са­мым древним памятником той давней эпохи на территории республики является церковь VIII в. в столице тюркских каганатов горо­де Суяб, что в Чуйской долине.
Основатели христианских церквей и мо­настырей были проповедниками оседлого образа жизни и городской культуры среди подавляющего большинства окрестного ко­чевого населения. А самым замечательным, сохранившимся до наших дней архитектур­ным памятником христианской обители на Тянь-Шане является Таш-Рабатский монас­тырь. Построенный на рубеже IХ-Х вв., он представляет собой стационарное жилище монастырского типа. Его функции со вре­менем менялись. Позже здание использова­лось как караван-сарай на одном из мар­шрутов Великого Шелкового пути. Имеются документальные свидетельства, что один из христианских монастырей нахо­дился и на берегу Иссык-Куля. По предани­ям, именно с ним, связывают мощи Святого Матфея, одного из последователей — Апос­толов Иисуса Христа. Как считает митропо­лит Владимир, «есть основания предполагать, что в Кыргызстане, на Иссык-Куле находит­ся одна из величайших христианских святынь — рака с мощами Святого Апостола и Евангелиста Матфея. По теологическим преданиям, Матфей претерпел мученичес­кую смерть от рук язычников за пропо­ведь христианства в Сирии. Там-то внача­ле и хранились его мощи. Когда римский император объявил гонения на христиан во всех захваченных империей странах, верую­щие, опасаясь поругания святыни, перенесли раку в Среднюю Азию».
В христианских исторических преданиях говорится, что мощи Св. Матфея хранятся в монастыре армянских братьев на берегу озера Иссык-Куль. Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир уверен, что именно «на киргизской земле нашло посмертное упокоение тело Святого Апостола и Евангелиста Матфея. Как извест­но, мученическую кончину за Христа он принял в Сирии. Оттуда, по-видимому, еще во II или III веке, бежавшими от древнерим­ских гонений христианами честные мощи Апостола были унесены в край, славившийся широкой веротерпимостью. Эта святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль; весь христианс­кий мир знал о ее местонахождении», — пи­шет митрополит Владимир.[2]

Каталанский атлас
Есть ли реальные подтверждения этим преданиям? Однозначно, да! Одним из важных документов является всемирно известный Каталанский атлас мира — про­изведение майорской школы картографии.
А это не только высокий уровень изготов­ления, но и приложенные к картам леген­ды, т.е. пояснения на латинском языке. Из­готовлен он примерно в 1375 году (или несколько позже). Атлас приписывают ев­рею Крескесу (Cresgues), сыну Авраама. Современ­ные исследования подтверж­дают не только то, что автор был в состоянии репрезента­тивно составить такой атлас, служивший скорее украше­нием, чем практическим по­собием для мореплавания, но и то, что среднее откло­нение измеренных точек в Средиземном море составля­ет лишь 34 км — впечатляю­щая точность для того време­ни. Немецкий археолог, православный священник ар­хидиакон Василиус Кляйн в специальной статье проана­лизировавший сообщения Каталанской карты о хрис тианском монастыре и мощах Святого Мат­фея на Иссык-Куле пишет, что атлас состо­ял из 6 листов, причем только 5-6-й листы включали отдельные части Средней Азии и азиатского континента. На 6-м листе атласа изображено озеро «Иссикол» (Yssicol), т.е. Иссык-Куль, на южном берегу которого обозначен армянский монастырь[3].
Интересным является тот факт, что озе­ро Иссык-Куль имеет на карте продолгова­тую форму и вытянуто с востока на запад. Это соответствует реальности, что само по себе необычно, поскольку остальные озера, известные только своим названием, изобра­жались в форме круга. Иссык-Куль упоми­нается начиная с VII века в китайских и му­сульманских источниках, в последних также под тюркским именем, которое употребляет и Крескес на своей карте. Если факт существования озера находит подтвержде­ние на многих географических картах, то рисунок здания на его берегу, приводится впервые. К нему есть пояснение: «Это ме­сто (не озеро!) называется Исикол (Ysicol). В этой местности расположен монастырь армянских братьев, где, как говорят, нахо­дятся (погребены) останки Св. Апостола и Евангелиста Матфея»[4]. Вероятно, не само озеро вызывало осо­бый интерес Крескеса, а изображенный на его берегу и упомянутый в пояснении монастырь. К слову сказать, Каталанский атлас на русском языке до сих пор не опубликован, хотя и представляет серьезный научный источник.
Подтверждением присутствия на терри­тории нынешнего Кыргызстана общины или небольшой группы армянских братьев явля­ется давно и хорошо известная находка армянского надгробия в Чуйской долине. На надгробии изображен украшенный крест, содержащий сокращенную надпись на армянском языке: «Иисус Христос, Гос­подь Бог». Вокруг креста (в форме овала) написано по-армянски: «Настоятель Иоанн армянский епископ. По армянскому летоис­числению в 772 (т.е. в 1323 г. н.э.) написан этот памятник». На краю надгробия на­ходится сирийская надпись: «Это могила Йоханана, армянского епископа». Направле­ние армянского епископа в Среднюю Азию в начале XIV века не удивительно. Армяне были в рядах монгольской армии и были де­портированы в Каракорум. Они торговали в китайских городах. Удивляться приходит­ся лишь тому, что этот епископ вообще путешествовал в начале XIV века через неспо­койную Чуйскую долину. Объяснить это может только действительное существование монастыря — серьезная причина, которая потребовала приезда епископа.

Для нас чрезвычайно важно, где же кон­кретно находился этот монастырь? Мог ли он быть построен в Чуйской долине? Ско­рее всего — нет. Ведь в таком случае епис­коп Иоанн должен был быть похоронен не­далеко от монастыря, и сирийская надпись оказалась бы излишней. Кроме того, это армянское надгробие не было бы тогда найдено вместе с остальными на несторианском кладбище. Это, скорее всего, воз­можно, только в случае отсутствия там ар­мянской общины или братьев. Основываясь на немногочисленных известных нам фак­тах, можно все-таки сделать заключение, что монастырь располагался на Иссык-Куле, как и указано в Каталанском атласе. Судя по всему, это был монастырь, а не общи­на, т.к. для общины или епископства не было достаточного количества верующих. Какое-либо большое поселение также отсут­ствовало. Даже у жителей в чисто христиан­ском городе Тарсакенте (Чуйская долина) не было своего епископа. Таким образом, под­тверждается теория о монастыре, довольно маленьком, который был создан так далеко и в таком труднодоступном месте, возмож­но с единственной целью — сохранить релик­вию — мощи Св. Матфея и, возможно, ма­териальные ценности церковной организации армянского братства. Возникает и еще одно предположение: с XIV в. на Иссык-Куле, также как и на всей территории нынешнего Кыргызстана, существовало большое количество брошен­ных или разрушенных завоевателями горо­дов и поселений, и в одном из них можно было разместить монастырь, а не строить его заново полностью.
И еще один вопрос: можно ли верить Крескесу, что монастырь располагался на южном берегу озера, как он изображен на карте?
Это не обязательно. Имея в виду, что в северной половине карты надписи выпол­нены вверх ногами, можно предположить, что монастырь был изображен на южном берегу по эстетическим и этическим причинам. Возможно, Крескес хотел избежать перевернутого изображения монастыря, расположи он его на северном берегу. Но в пользу рас­положения монастыря на северном берегу могут выступать более благоприятные клима­тические условия. Однако, на южном бере­гу в деревне Сару были найдены несколько христианских надгробий. Кроме этого, доро­га в Кашгар пролегала через Барскоон на южном берегу и уходила в горы, т.е. на юж­ном берегу пути сообщения были лучше. Но на основании рисунка трудно сде­лать выводы о месте расположения монас­тыря и его архитектуре.

Основная задача ученых как раз и заключается в том,чтобы,
-во-первых, точно определить местона­хождение монастыря на Иссык-Куле;
-во-вторых, раскопать его, будь то на берегу, или под водой.
В этом направлении и ведутся нами научные поиски, разведочные археологичес­кие работы.
В Каталанском атласе множество данных о Средней Азии основано на мифах и до­гадках. Именно поэтому запись об армян­ском монастыре на Иссык-Куле вызывает особый интерес. Здесь фикция и реальность находятся рядом, но запись убедительная, она отражает достоверную информацию.
Исследования продолжаются
В свое время, в период путешествия на Тянь-Шань в 1856-1857 гг., русский путешественник П.П. Семенов-Тян-Шан-ский впервые опубликовал сведения о зна­менитой Каталанской карте 1375 г., уви­денной им в середине XIX века в Венеции, об изображении на ней города и озера Иссык-Куль и на северном его побережье монастыря христиан (академики В. Бартольд и Н. Мар называют его армянским мона­стырем). П.П. Семенов упомянул, что хри­стиане, бежавшие с Ближнего Востока (из Сирии) в глубь Азии, основали в XII в. свой монастырь на берегу Иссык-Куля. Он же первый и привел в переводе на русский язык надпись с карты о монастыре, Матфее и Иссык-Куле. Ученый не нашел на побережье следов монастыря, но высказал предположение, что он вполне мог быть построен в Курментинской бухте и позже затонул[5].
Полвека спустя, поблизости от затонув­шей святыни в 1882 году был основан Свято-Троицкий мужской монастырь. Побы­вавший в этих местах в конце XIX века барон А. Каульбарс писал: «Замечатель­но, что неподалеку от Иссык-Кульской Тро­ицкой обители, у устья рек Тюп и Кой-Су сохранились под водой развалины древнего города. В этом городе, по предположению археологов, и существовал тот армянский монастырь, где находились мощи Евангели­ста Матфея».
Незадолго до Каульбарса это место по­сетил военный губернатор Семиреченской области Г.А. Колпаковский. Он получил в подарок от местных кыргызов, в частности, сарыбагышского манапа Умбеталы, две мед­ные (бронзовые) чаши. На одной из них арабской куфической вязью было выведено: «Весенние дни достав­ляют нам счастье. О, водонос! Дай мне оживляющей влаги… Похожий на розу напи­ток сосуду красу придает, подобно тому, как роса оживляет тюльпан, жизнью счи­тай лишь то время, которое смертным дает наслажденье». Чаша была поднята со дна Иссык-Куля при впадении в озеро реки Кой-Су[6]. Судя по всему, чаша и надпись были сделаны в караханидское время (XI-XII вв.), когда по мнению П.П. Семенова-Тян-Шанского был основан и христианский монастырь. Ранее мы упоминали о подобном сереб­ряном кубке с южного побережья Иссык-Куля.
В архивной записке сведений о церквах Семиреченской области, составленной 1 февраля 1915 года одним из обследователей, записано: «В 9 часов вечера 8-го сен­тября я прибыл в Иссык-Кульский Свято-Троицкий миссионерский монастырь, распо­ложенный на северо-восточном берегу Иссык-Кульского озера в 41 версте от города Пржевальска. Замечательно, что вблизи монастыря, около устья рек Тюп и Кой-Су, сохранились под водой останки древнего города. В этом именно городе, по предположению ученых-археологов, и суще­ствовал армянский монастырь…».


В последние два года на Иссык-Куле поднялся настоящий бум в поисках затонув­шего монастыря и раки с мощами Св. Матфея. Особенно активно действовал на этом поприще в 2002 г. «американец рус­ского происхождения» Сергей Мельникофф[7]. Но единоразовым кавалерийским наскоком такой проблемы не решить.
В ходе полевых разведочных работ 2003 г., нами был собран подъемный ма­териал, в том числе два фрагмента (боко­вины керамических сосудов) с четким изоб­ражением креста. Оба найдены в северной акватории озера в районе Кара-Ой и с. Джаркинбаево. Ранее находили камни с эпитафиями и изображениями креста на берегу Тору-Айгыр и в местности залива Саруу. Аквалангисты обследовали дно Курментинского залива. Археологи прошлись по прибрежным средневековым городищам. Намечен фронт последующих экспедицион­ных работ на берегу и под водой озера.Приглашаем энтузиастов.
Смотрет в будущее
еще летом в районе бухты Светлый Мыс мы планировали исследование Курментинского городища, но по­скольку вся площадь внутри крепостных стен была засеяна пшеницей и засажена картошкой, было невозможно провести ин­струментальную разведку. Впервые это го­родище описал востоковед В.В. Бартольд еще в 1894 г., а в советское время незна­чительные разведочные работы здесь про­водили А.Н. Бернштам и Д.Ф. Винник, ко­торые дали заключение о периоде его существования с VIII по XIII вв. Почти квадратное в плане, по периметру чуть более километра, го­родище с трех сторон за­щищено крутыми валами, образованными за счет расположения на высо­ком берегу затона и глу­бокого сая, огибающего его с двух сторон. На южной, обращенной к озеру, невысокой стене лежит каменное извая­ние. Местные жители по­ведали нам о произошедшем несколько лет назад таинственном провале в центре городища, который сей­час засыпан землей.
Результатом наших поисков стали обломок серебряной пряжки и смятая се­ребряная коробочка в виде амулетницы, инкрустированная ныне утраченными дра­гоценными камнями и с узором, выполнен­ным по технологии скани. В узоре выде­ляются четыре небольших крестика, в которых при желании можно увидеть хри­стианскую символику (А.М. Камышев). Хотелось бы связать эту находку с отме­ченным на Каталанской карте XIV в. мо­настырем армянских братьев. И вновь воп­рос: является ли эта, обычная на первый взгляд, средневековая сторожевая крепость местом разыскиваемого монастыря, могут прояснить только будущие археологичес­кие раскопки.
На территории Кыргызстана обнаруже­но два блюда с христианскими сюжетами[8]. Аниковское блюдо (относится к VIII в.) ил­люстрирует ветхозаветную книгу Иисуса Навина: иудейские войска, штурмующие Иерихон; шествие с Ковчегом Завета, Иисус Навин, останавливающий своей мо­литвой солнце и луну. На Григорьевском блюде (IX—X вв.) изображена Дева Мария в окружении Святых Апостолов и Воскресе­ние Спасителя. На берегу озера Иссык-Куль найдена ваза, покрытая синей глазурью, с изобра­жением 12 Апостолов Христовых[9]. Так что интересующих сюжетов для исследования предостаточно.
Главные направления будущих исследо­ваний, как нам представляется: хронологи­ческая разработка известных подводных по­селений и захоронений, открытие новых объектов, обобщение ранее известных и со­брание новых фактов истории и культуры, которые объясняют характер катаклизмов, имеют место в прошлом и продолжаются до настоящего времени.


В результате предстоящих работы наме­чается исследование исторических и геогра­фических явлений жемчужины Тянь-Шаня -озера Иссык-Куль. Должны быть найдены при­чины колебаний водного уровня и его влия­ния на развитие древних цивилизаций в этой области. Исследование палеографии и гео­морфологии Иссык-Куля позволит идентифи­цировать древние подводные поселения с ис­торическими названиями, упомянутыми в работах средневековых географов. Археоло­гические находки помогут дать ответы на не­изученные проблемы истории материальной и духовной культуры древних жителей. Результаты многолетних археологи­ческих исследований, проведенных на берегу и под водой высокогорного кыргызского озера Иссык-Куль, позволяют сделать следующие заключения:
1. Край богат малоисследованными памят­никами культурного наследия трехтысячелетней истории. Здесь и наскальные рисунки (петроглифы), и царские кур­ганы народа саков (скифы), и тюркс­кие каменные изваяния с рунической письменностью, согдийская, уйгурская, тибетская и арабская эпиграфика. Тут и средневековые городища и поселения с христианскими монастырями и буд­дийскими храмами, исламские минаре­ты и мавзолеи, кыргызские гумбезы, святые природные места. До сих пор не составлены археологическая карта и кадастр памятников культурного насле­дия, требующих изучения, консервации и реставрации.
2. Уникальной особенностью озера Иссык-Куль является то, что с течением времени в результате природных катаклизмов, снижения (регрессии) и повышения (трансгрессии) уровня воды часть памят­ников оказалась затопленной. Сегодня мы насчитываем более десяти городищ на дне озера и неизвестное даже при­близительно количество курганов под водой. Их изучение — дело предстоящего будущего.
3. Исторические источники, легенды и народные предания свидетельствуют и о бытующих до наших дней рассказах о богатых кладах, некогда зарытых в пе­щерах или затопленных в водах Иссык-Куля. Наиболее устойчивые и привлека­тельные из них предания о кладе Чингисхана и мощах Святого Матфея, хранящихся в раке у затопленного хри­стианского монастыря.
4. Историко-археологическая разведка, проведенная на Иссык-Куле летом 2003 г., позволила наметить координаты поиска заманчивых памятников на бере­гу и под водой. Была обследована Курментинская пещера, берега и дно зали­ва у Светлого Мыса и в Тюпском заливе, подняты со дна озера в местно­сти Кара-Ой и Джаркымбаево уникаль­ные, прекрасной сохранности сакские жертвенные котлы двух с половиной ты­сячелетней давности. Предварительные поиски показали, что народная молва, легенды и предания имеют под собой основание и заслуживают научного вни­мания. Необходимы более углубленные исследования и раскопки профессиона­лов, оснащенных современным оборудо­ванием, как на берегу, так и под водой.
Конечно, находка клада — воля случая. А если случай благосклонен к Вам? Памят­ники культурного наследия Иссык-Куля, несметные сокровища Чингисхана и хрис­тиан, рака с мощами Святого Матфея, Апо­стола и Евангелиста все еще ждут своего первооткрывателя.
Иссык-Куль приглашает к поиску!
[1] Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир.Земля потомков патриархаТюрка.Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия.-М.,2002.-С.20.
[2] Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир.Земля потомков патриархаТюрка. С.-22-23.
[3] См.: Кляйн В. География религий Средней Азии между реальностью и фикцией в Каталанском атласе (1375)//Проблемы политогенеза кыргызской государственности.-Бишкек,2003.-С.319-324.
[4] Там же.
[5] Семенов-Тян Шанский П.П. Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 годах. — М., 1946. ЦГА Р.Уз., ф.и. 1, оп. 1, д. 102, л. 1-3.
С. 186-187.
[6] ЦГА Р. Уз., ф.и. 1,оп.1, д.102, л.1-3.
[7] См газеты: Дело №…-2002.-17 апреля ;Вечерный Бишкек.-2002.-2 августа ;Слово Кыргызстана .-2002.-6 августа ; и др.

[8] История Киргизской ССР. С древнейших времен до середины XIX в. — Фрунзе. 1984. — Т.1. — С.366
[9] . Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир. Земля потомков патриарха Тюрка. — С. 38.

Плоских В.М.

Leave a Reply

123