|

Когда культуру заместили политикой

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Метки: , , ,

Кыргызское общество сегодня политизировано как никогда. Не до культуры. На фоне призывов «Спасти рядовую Родину» любые разговоры о состоянии искусства в стране воспринимаются как блажь богемы или вовсе несерьезная тема для разговора.

Программа для спасения

В Кыргызстане говорят: «Хочешь завалить дело, создай комиссию или придумай программу». Правительство решило написать программу по спасению культуры до 2013 года. После 2013, очевидно, думает, будет то ли потоп, то ли конец света, то ли другое правительство. Ну, да ладно, «тринадцатый», так «тринадцатый.

Отрадно, что в этот раз, после двух «революций», культуре отвели ключевое место. В этой программе откровенно сказано, что продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. За последние 15 лет проводились только частичные реставрационные работы недвижимых памятников, реставрация же культурных ценностей, хранящихся в музейных и библиотечных фондах, не проводилась вообще.

«Настало время рассматривать культуру как приоритетное направление для обеспечения стабильности, а самое главное — для сохранения целостности и суверенитета Кыргызстана», — говорится в программе «Культура Кыргызстана».

Также не произошел качественный сдвиг в создании новых культурных ценностей на уровне, соответствующем лучшим образцам отечественной и мировой культуры. За последние 20 лет из-за недостатка финансирования не было ни одного государственного заказа (!) на создание новых музыкальных сочинений, произведений драматургии, изобразительного искусства, написание трудов по истории и теории музыки.

Реставрировали, реставрировали, да не выреставрировали

Реставрационные работы двух памятников осуществлялись за счет ЮНЕСКО и посольства США в Кыргызской Республике. Из государственного бюджета на эти цели средства не выделялись ни разу, что привело к устойчивому разрушению памятников. Большей части памятников необходимо уже спасение от разрушения и уничтожения, причем в срочном порядке.

В стране на государственном учете состоит 583 памятника республиканского значения и 1269 памятников местного значения. Из них 90 процентов нуждается в серьезной реставрации. За 19 лет независимости Кыргызстана были частично отреставрированы только два памятника: с 2005 по 2007 годы — городище Красная речка и в 2002 г. мавзолей Шах Фазиль.

Парадокс заключается в том, что ни в одном музее республики нет реставрационной лаборатории, хотя это является неотъемлемым условием существования музея и сохранности музейного фонда. Это обусловлено нехваткой соответствующих кадров и отсутствием материальной базы.

Из-за нехватки профессиональных искусствоведов и музейных работников в музее не ведется научно-исследовательская работа. А формы работы с музейной коллекцией вовсе устарели.

Книги в цифрах

В целях сохранения книжных памятников реализован проект «Книжные памятники Кыргызстана — обеспечение сохранности и широкого доступа». В рамках проекта на сегодняшний день оцифровано 120 книжных памятников, содержащих бесценную информацию об историко-культурном и научном наследии нашего народа. И снова благодаря финансовой поддержке посольства США.

Тем не менее объем ветхих и поврежденных книг и документов увеличивается из-за критического состояния хранилищ, недостатка площадей и оборудования, недостаточного комплектования фондов. Примерно 1,5 млн. ценных изданий по своим биологическим и другим характеристикам несут опасность для здоровья сотрудников и читателей библиотек.

Особая боль — это сохранение клавиров и партитур кыргызских классических произведений, которые находятся на гране исчезновения. Республика никогда не имела специализированного музыкального издательства, и партитуры переписывались вручную, некачественно. Вследствие этого после нескольких исполнений партитуры приходили в негодность, были утеряны или сохранились лишь фрагменты.

Уходят патриархи…

Наверное, из-за того, что третья годовщина смерти великого писателя Чингиза Айтматова совпала с первой годовщиной трагических июньских событий в Оше, выставка в Бишкеке, посвященная памяти писателя, осталась практически незамеченной. Айтматов сыграл ключевую роль в урегулировании ошского конфликта 1990 года. Какое-то трагическое совпадение. А ведь в стране нет даже ни одного памятника писателю. Формально столичными властями в Бишкеке наложен запрет на установление памятников в течение пяти лет со дня смерти человека. Но на практике можно увидеть, как в городских скверах появляются памятники другим лицам, которые не идут ни в какое сравнение с Айтматовым.

Буквально на днях скончался кыргызский романист, мастер исторических романов Тологон Касымбеков. Вслед за ним ушел из жизни один из самых известных манасчи (эпос) Уркаш Мамбеталиев. Один за другим уходят те, кого называют патриархами кыргызской культуры и искусства, на кого возлагали определенные надежды с культурным развитием страны. Многие в стране в растерянности, потому что не видят преемников и связи времен и поколений.

«Грантовая культура»

Кажется, что культурные мероприятия в Бишкеке проводят только иностранцы. Точнее международные грантовые организации, такие как Швейцарское бюро по сотрудничеству и Институт имени Гете из Германии. К примеру, Международный театральный фестиваль «Аралаш» профинансировали швейцарцы. Государственные структуры особого интереса к нему не проявили, бесплатные билеты распространялись через кассу одного из столичных театров, и мало кто знал, что такой фестиваль проходит в Бишкеке. Поэтому все фестивальные дни большой зал театра был заполнен на 60 процентов.

К сожалению, этим культурным мероприятиям не хватает системности, поэтому особой погоды на местном культурном фронте они не делают. Потому они больше похожи на авторские эксперименты, осуществленные на деньги доноров. Местные репертуарные театры фактически никак не задействованы в таких мероприятиях. Эти «грантовые» мероприятия создают видимость насышенной культурной жизни в Бишкеке. Тогда как на самом деле репертуарные театры доживают свои последние времена. Кыргызский театр в Бишкеке постоянно закрыт на ремонт, а Русский театр выживает за счет гастролей других театров и разных мероприятий русскоязычной общины.

Правда, недавно в Бишкеке в рамках Ассамблеи народов Кыргызстана прошла премьера уникального спектакля на кыргызском и узбекском языках двух местных театров. Увы, премьера прошла при полупустом зале. Люди постепенно теряют культуру ходить в театры, на концерты, посещать фестивали. Культуру трудно возродить, когда сельские клубы разорены, кинотеатры закрыты, а концертные площадки заполнили торговые ряды.

Руслан Тагаев (Источник: интернет-журнал «Оазис»).

 

Leave a Reply

123