|

Кому мешают органы безопасности

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Метки: , ,

Говорят, что жизнь человека, как морская тельняшка. То белая полоса, то черная. Но вот правоохранительным органам почему-то не везет, у них постоянно черная полоса. И при К. Бакиеве, и при А. Атамбаеве, а сейчас и при С. Жээнбекове постоянно пытаются реформировать правоохранительные органы и спецслужбу Кыргызской Республики.

Для чего же это делается?

Только не подумайте, что это делается для того, чтобы эти органы работали лучше и эффективней. Это стресс для сотрудников, руководства и людей, которые оказывают содействие этим структурам. Это дезорганизация оперативно-служебной деятельности.

Вот только маленький пример, который все ещё помнят и не успели позабыть. Во времена премьерства С. Исаков планировал переименовать милицию в полицию. Он считал, что работа в правоохранительных органах сразу закипит. Насколько это наивно. Сейчас уже не те времена, когда каждый кыргызстанец воспринимал подобные предложения за «чистую монету». И как итог, сейчас С. Исаков находится в СИЗО ГКНБ КР. Так для чего это нужно было?

Обычно пришедшие к власти руководители разыгрывают «свою карту» по реформированию правоохранительных органов и спецслужбы. Основная их задача — это:

— расстановка своих кадров;

— продвижение своих родственников на престижные должности;

— устранение неугодных сотрудников и руководителей;

— прекращение уголовных дел и уничтожение всех материалов, компрометирующих их и их родственников.

Сегодня настало время, когда депутаты Жогорку Кенеша (ЖК) решили посчитаться и со спецслужбой Кыргызстана, которые периодически «пропалывали» ряды парламентариев от разного рода «сорняков». Правда, не всегда у них это получалось.

Но посмотрите, сколько депутатов досрочно сложили свои полномочия в каждом созыве. ГКНБ КР (Комитет) фактически является органом прямого и всестороннего подчинения президентской вертикали. Комитет возбудил уголовные дела против 8 депутатов текущего созыва ЖК (2016-2020) и 14 депутатов прошлого созыва (2011-2015).  А это не так просто было для ГКНБ КР.

А как быть с теми решениями ЖК, которые были приняты сразу в трех чтениях, а в настоящее время по отдельным из них возбуждены уголовные дела с классифицирующим признаком «Коррупция»? Вот тут – то и понадобилось реформировать уже и спецслужбу.

Парламентарий Исхак Масалиев, под предлогом защиты прав и свобод граждан Кыргызстана, выступил с инициативой о создании специализированного комитета ЖК по контролю за ГКНБ КР  и выразил готовность оказать экспертную поддержку парламенту в анализе законодательства и мониторинге правоприменительной практики.

Вместе с тем, статья 108 раздела VII Конституции Кыргызской Республики четко указывает, что парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом).

Кроме того, в разделе VI Закона Кыргызской Республики «Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики» контроль и надзор за деятельностью органов национальной безопасности осуществляется в установленном порядке Президентом Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и Правительством Кыргызской Республики.

А в соответствии со статьёй 27 и 28 того же закона контроль за деятельностью и надзор за точным и единообразным исполнением законов в деятельности органов национальной безопасности осуществляется органами прокуратуры.

Но и это ещё не все. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Совете безопасности Кыргызской Республики» в его задачи входит контроль, определение эффективности деятельности ГКНБ КР, а также анализ и оценка хода реализации внешней и внутренней политики в области обеспечения национальной безопасности.

Совет безопасности организует инспектирование и заслушивание отчетов по вопросам обеспечения национальной безопасности руководителей Комитета, а также вносит предложения Президенту Кыргызской Республики по их совершенствованию.

Создание дополнительной структуры по контролю за оперативно-розыскной деятельностью Комитета предполагает недоверие Генеральной прокуратуре, Омбудсмену, Совету безопасности, Правительству и как итог Президенту Кыргызской Республике.

Но допустим, создадут специализированный комитет Жогорку Кенеша по контролю за деятельностью ГКНБ КР, то по какому критерию будут подбираться парламентарии, какими качествами они должны обладать? Они должны быть честнее всех?

Хочется отметить, что руководители и сотрудники ГКНБ КР, в соответствии с подпунктом 6 статьи 1 Закона Кыргызской Республики «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» имеют допуск к сведениям составляющим государственную тайну, которым присваиваются ограничительные грифы «особой важности» и «совершенно секретно». При этом им ограничивается выезд за границу, встречи с иностранными гражданами и т.д., так как они секретоносители.

Депутат Жогорку Кенеша, это должность, которая предоставляет доступ к информации в рамках направления его деятельности. Допуск к сведениям государственной тайны, в рамках оперативно-розыскной деятельности, требует дополнительной проверки и процедуры согласования.

При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 74 Конституции Кыргызской Республики Жогорку Кенеш не утверждает программу деятельности Комитета, а значить не имеет право вмешиваться в оперативно-розыскную деятельность органов национальной безопасности Кыргызстана.

Но ведь все разгорелось из-за Антикоррупционной службы ГКНБ КР. Многие экс-председатели Комитета и их заместители неоднократно говорили о необходимости выделения её в отдельную структуру, которая должна быть закреплена конституционно. И это было бы правильно.

Говорить о том, что многие граждане пострадали от действий Антикоррупционной службы Комитета совершенно не верно. Если посмотреть статистику, то она не представляет вдохновения или хоть какого-то удовлетворения. Коррупция, как мы с вами видим, процветала и процветает дальше. Многие ведомства, которые должны с ней бороться, сами попали в список коррумпированных структур Кыргызстана. Что делать и как быть в этой ситуации? Где та золотая середина, которая отвечала бы всем чаяниям кыргызского народа?

Но самое обидное то, что многие руководители органов власти и управления государства не видят разницы между правоохранительными органами и спецслужбой, не видят правовой функциональный раздел между ними. АКС ГКНБ КР внесла еще больше недопонимания в этот вопрос, так как коррупцией занимаются и Прокуратура и правоохранительные органы.

8 июня 2018 года вице-премьер-министр Кыргызской Республики Жениш Разаков, в ходе заседания Координационного совещания правоохранительных, фискальных и других государственных органов Кыргызской Республики по вопросам противодействия коррупции, заявил: «Коррупция является существенным препятствием на пути развития страны и одной из важнейших проблем государственного строительства. Коррупция стала реальной угрозой национальной безопасности, в связи с чем эта проблема неоднократно выносилась на повестку заседаний Совета безопасности Кыргызской Республики».

Наверное из вышеизложенного вытекает вопрос, а зачем ещё одна контролирующая структура ГКНБ КР? Мне кажется вице-премьер-министр Кыргызской Республики Жениш Разаков дал понять, что под руководством правительства, в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и секретариатом Совета безопасности на постоянной основе проводятся мониторинги реализации антикоррупционных мероприятий, в том числе Антикоррупционной службой ГКНБ КР, направленных на демонтаж системной коррупции,  устоявшихся коррупционных рисков и коррупционных схем.

Хочется верить, что все нападки на Комитет не выльются в новую «черную полосу» для руководителей и сотрудников ведомства, не дезорганизуют их работу.

В. Синько

Координатор Евразийского центра им. Л. Гумилёва в Кыргызстане

Leave a Reply

123