|

Культура средневековых кочевников Тянь-Шаня

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Археологический материал кочевников Тянь-Шаня ярко указывает на длительный путь формирования материальной и духовной культуры кочевников. Для полного отражения эволюции культуры не достаточны материалы, добытые только на Тянь-Шане. Часть элементов культуры сформировалась в других регионах, и получила дальнейшее развитие на Тянь-Шане и в сопредельных территориях. Поэтому, как и в остальных регионах, многие проблемы археологии древних и средневековых кочевников Тянь-Шаня изучается в системе культур Средней и Центральной Азии.

При исследовании этнических ситуаций достоверными источниками выступают погребальные и поминальные памятники кочевников. Во-первых, они четко фиксируют перемены погребальных, поминальных обрядов. Во-вторых, они содержат предметы материальной культуры, часть которых имеет этнодиагностирующие признаки.

В ходе исследований часто ярко прослеживаются элементы культур, пришедших из Востока. Поэтому мы часто обращаемся для сравнительного анализа материалы восточных регионов Центральной Азии.

Наиболее ясно видны изменения в жизни населения в пору раннего средневековья. Здесь, облик культуры как бы менялся в результате прихода центрально-азиатских тюрков, которым было свойственно захоронение с конем, сооружение поминальных оград с каменными изваяниями, руническое письмо и новое направление наскального изобразительного творчества. На предгорных зонах происходят глобальные взаимовлияния трех культур – тюрков, согдийцев и представителей местных культур.

Согласно письменным и археологическим источникам, раннесредневековые тюркские племена обитали во всех регионах Средней Азии и позднее вошли в состав всех народов Средней Азии или же составляли их значительную часть. В ходе этнических процессов теряли исконные имена своих родовых подразделений. Они консолидировались вокруг ведущих народов и создали основу современных тюркских народов Средней Азии.

При детальном исследовании этнографии прослеживаются черты их культур в культуре современных народов центрально-азиатского региона. Они важны и интересны. Они показывают на пути развития, изменения традиционных культур, указывают на истоки обрядов, обычаев. Археологические находки предоставляют возможность проследить истоки развития тех или иных элементов материальной культуры, как например, конского снаряжения, украшений, одежды. В некоторых случаях позволяют воссоздать их утраченные свойства или же служат связывающим звеном между древней и позднесредневековой культурами. Об этом свидетельствуют и фольклор наших народов. Чем дальше углубляемся вглубь истории, тем ближе становятся их истоки в одном ряду. Одним словом, культура раннесредневековых тюркоязычных народов живёт в современной культуре народов Средней Азии. С течением времени они подвергались изменениям и совершенствовались.

Материальная и духовная культура кыргызов и казахов находит яркие признаки культуры тюрков. В погребальном и поминальном обряде сохранились черты обрядов, описанные в китайской, династийной хронике (плачь по умершему, жертвование коня во время похорон, надрезание лица вдовами, развешивание хвоста пожертвованного коня в день похорон или поминок на могиле, оставление черепа коня, пожертвованного в честь умершего). Часть обрядов видоизменялась, особенно, они трансформировались под влиянием ислама.

Как уже сказано выше, многие элементы культуры Западно-тюркского каганата и тюркских государств доживают до этнографической современности. Их можно проследить в материальной и духовной культуре кыргызов и казахов. Они прослеживаются в погребальном и поминальном обрядах, в деталях конской сбруи. Связь элементов одежды кыргызов и казахов прослеживается на каменных изваяниях, о чем свидетельствуют новые находки.

Археологические и этнографические материалы демонстрируют многие сходные черты между мужскими и женскими головными уборами истоки которых ярко прослеживается в раннесредневековой скульптуре.

Кроме этого есть наскальные рисунки ярко подчеркивающие головной убор калпак.

Связывающими материалами раннесредневековых тюрков и культуры современных кыргызов и казахов являются археологические материалы XIII-XV вв. Они отражают эволюцию и изменения культуры в указанный период их развития.

Именно археологические данные позднего средневековья помогают выявить, выяснить вопросы, связанные с этнической интерпретацией, проблем, связанных с происхождением элементов материальной культуры.

Например, четко прослеживается развитие, совершенствование деревянные остовы седел от раннего средневековья и современности.

Так, например, обряд положения бедренной кости барана рядом с умершими долгое время считался монгольской традицией. Материалы раннесредневековых тюрков показали характерность этого обряда западным тюркам. Позднее, в XIII-XIV вв. в тюрко-монгольской среде этот обряд продолжает развиваться с некоторыми дополнениями и на Тянь-Шане и позднее под воздействием мусульманского погребального обряда исчезает.

Любопытным кажется вопрос, связанный с женскими высокими головными уборами. В поминальном памятнике VIII в. из урочища Ихе Асхет в Монголии на плите есть изображение высокого головного убора. Характерные элементы этого головного убора доживает до этнографической современности. Вместе с тем, его высота, верхняя часть, выступающая вперед, сближает его с монгольским головным убором «бока», «бохтах». На наш взгляд, на территории Восточного тюркского каганата происходят значительные взаимовлияния культур тюрков и монголов. Из-за чего выявляются упомянутые сходства и в культуре.

Вот таким, образом постепенно новыми сведениями расширяются наши представления о преемственности культур с эпохи раннего средневековья до современности. Она дает возможность по-новому взглянуть на предыдущие мнения и побуждает искать новые подходы к их изучению. Наши исследования и наблюдения будут продолжены.

Кубатбек Табалдиев.
кандидат исторических наук, археолог,
профессор Кыргызско-Турецкого университета «Манас»

Leave a Reply

123