|

Кыргызский каган Барс-Бег

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Енисейская прародина кыргызов
В рунических древнетюркских и уйгурских, а также согдийских источниках средневековое население Минусинской котловины на Енисее именовалось “кыргыз”. Этот термин точно передает самоназвание народа. Несмотря на то, что сведения в письменных источниках скудны, кыргызы оставили след в истории Южной Сибири Центральной Азии. Государство Кыргыз на Енисее представляло устойчивое этносоциальное объединение раннефеодального типа. К концу VII в. сложилась административно-военная система государства. В зависимости от успехов во внешней политике правитель получал титул “эльтебер”, “ажо” или “каган”. Мягкий климат Минусинской котловины позволял кыргызам сеять просо, пшеницу, ячмень. В долине в изобилии водились пушные звери, лоси и косули, кабарги и тарпаны. На изумрудных лугах жировал домашний скот. Были свои умельцы ремесленники, слава горнорудных мастеров простиралась далеко за пределы Центральной Азии. Высоко ценились кыргызскиемечи, ножи, кинжалы, панцири. Покорившие в VI в. земли по Енисею, тюркские каганы требовали от кыргызов “дань железом” именно поэтому.
Торговое дело вели с Китаем, Восточным Туркестаном и Средней Азией. Продавали пушнину, мускус, ископаемые бивни мамонта, ценные сорта капа (нарост на березе), скот и оружие. Приобретали же лемехи для плугов, иноземные шелковые ткани, роскошные сосуды. Одним словом все необходимое для мирной жизни кыргызы имели.
Барс-бег — каган
“Первое кыргызское имя, записанное в начале VIII в. кыргызскими и родственными, но враждебными им, тюрками, было имененм кыргызского кагана Барс-бега”. Он происходил из древней правящей кыргызской династии, и род его, как считалось, находился под покровительством богини Умай-Эне. А родственники его имели редкий титул — Умай-бег. Скорее всего, Барс-бег обошел старших братьев и выдвинулся благодаря исключительным личным качествам. Есть предположения, что каган (или его рд) помимо светских, обладал еще жреческими функциями по отношению к богине. Титул кагана Барс-бег принял с тронным именем Ынангу Алы Билге.
Борьба с Восточно-тюркским каганатом
Древнетюркские тексты конца VII — начала VIII вв. освещают события, связанные с отчаянной борьбой тюрок за воссоздание своего государства, порабощенного китайцами еще в 630 г. В Центральной Азии тюркам пришлось схватиться с кыргызами. В этот момент, когда политическая ситуация в Центральной Азии резко изменилась, Барс-бег смело проводит активную антитюркскую политику, направив два посольства в воевавший с тюрками Китай, и одно — в Тюргешский каганат (Семиречье). К 709 г. кагану кыргызов удалось создать антитюркскую коалицию, в которую вошли империя Тан и Тюргешский каганат. В 709 г. Восточно-тюркский каганат покоряет азов и чиков, обитавших в Туве и входивших в племенной союз кыргызов, подготовиви таким образом плацдарм для вторжения в Минусинскую котловину.

 Решающее сражение

Внезапный, но тщательно подготовленный поход на кыргызов, войско тюркское совершило зимой 710-711 гг. Благодаря обходному маневру через Саянский хребет, тюрки обрушились всей мощью: “На кыргызов мы напали во время (их) сна… проложили путь копьями. Хан и войско их собрались (кыргызы во главе с Барс-бегом). С их каганом мы сразились в Черни Сунга, Кюль-Тегин сел на белого жеребца из Байырку, бросился в атаку… Кыргызского кагана мы убили и племенной союз его взяли”. В сражении в Черни Сунга погиб кыргызский каган Барс-бег, шурин Кюль-Тегина и Могиляна. “А народ его стал рабынями и рабами…” В стратегически важных военных пунктах были размещены военные отряды тюрок. Однако тюрки кыргызской государственности не уничтожили, оставив во главе кыргызского правителя с известной самостоятельностью. Активно вмешиваться в события Центральной Азии кыргызы смогли лишь после падения тюркского государства и возвышения Уйгурского каганата.
Эпитафия — кошок
До нас дошли несколько памятников рунической надписи на камне с упоминанием Барс-бега. Для тюрок он был “неблагодарным”, “коварным”. А как же оценили деяния своего кагана сородичи-кыргызы. Об этом нам поведала намогильная руническая надпись на камне в честь кыргызского кагана Барс-бега, по форме похожая на кыргызский кошок (плач по умершему): “…Я утвердился на земле благодаря моей доблести. Я храбро сражался с многочисленным врагом и покинул мой эль (народ — ред.), [оставив] его в раскаянии… О, Барс, не покидай [нас]!… Увы! Шестерых мужей с собой ты не взял!… Мой Барс покинул коней и быков, [весь этот] мир, он ушел! Увы! Ради моей воинской доблести, ради могущества моих старших братьев и моих младших братьев мне воздвигли [этот] вечный памятник”*. Из этого текста мы видим признание заслуг Барс-бега народом кыргыз, которого даже не удалось похоронить с подобающим его положению и заслугам почестями: “…Скакуна с собой ты не взял! Трех сосудов с собой ты не взял…!”**.
                                                                                                                     * * *
Вклад в формирование кыргызской государственности Барс-бегом поистине неоценим: он явился объединителем кыргызских племен; первый и последний из правителей ажо принял титул кагана — высший титул в степи, отделив племенной союз кыргызов от тюркского каганата практически в самостоятельное объединение, заложив еще один камень в основу Кыргызского Великодержавия IX-X вв.

.

Leave a Reply

123