|

Кыргызстан — Центральная Азия, КНДР и США — что общего

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Метки: , , ,

В последнее время ситуация в мире становится сильно зависимой от отношений между крупными державами: США (Соединенные Штаты, Штаты), ЕС (Евросоюз) с одной стороны и Россией (РФ), Китаем (КНР) — с другой. Помимо них на исламский мир имеют влияние монархии Персидского залива, Турция и Иран.
Кыргызстан, как и весь регион Центральной Азии, находится на стыке жизненных интересов США, КНР и России. За влияние в регионе развернулась жесткая конкуренция между этими крупными державами. Идет битва различных интеграционных проектов этих стран, которые могут позволить взять под контроль регион одним из геополитических игроков. Последние события в мире показывают, что геополитические конкуренты в жестком противостоянии начали использовать более изощренные методы друг против друга. Чтобы удержать под контролем ситуацию или с целью создания баланса, крупные державы идут на расчленение стран, искусственно подогревая сепаратизм, поддерживая явно выраженный политический, иной раз и религиозный экстремизм.
Сегодня внимание руководителей Европейских и Центральноазиатских государств приковано к конфликту между США и КНДР (Корея). Чтобы решиться на удар по Корее, Соединенным Штатам не хватает только гарантии российского невмешательства в конфликт на стороне Китая. Конечно, Штатам не победить Китай. Они это понимают, так как война может быть затяжной и с большими человеческими и экономическими потерями. Но для них война не должна быть продолжительной. Ни экономика США, ни психика американцев не вынесут длительного конфликта.
Но при этом воевать США необходимо. Если не будет короткой победоносной войны с сильным и страшным, но неопасным противником, то Америка рискует скатиться в гражданскую войну, которая и так едва не началась в январе-феврале в Вашингтоне и Нью-Йорке, а сейчас разгорается на юге Соединенных Штатов. Внешняя война должна консолидировать американское общество, вернуть ему былую монолитность. Заодно и силу Штатов показать.
Поэтому в данном случае на роль жертвы и выбрана ракетно-ядерная КНДР, а не какая-нибудь безобидная Ливия или Сербия. Враг должен быть серьезен, жертвы значительны (но не критичны), иначе общество не проникнется единством перед опасностью.
США пытаются решить приоритетные проблемы по обеспечению своей безопасности. Они принимают соответствующие меры по контролю над ситуацией вокруг главного противника – России, которая может выступить в поддержку Кореи и на стороне Китая.
Поэтому Евросоюз усилили американскими войсками, которые создали бы напряженность на западных границах РФ, кроме того прибалтийские лимитрофы и украинские бандиты бились в истерике, создавая эвентуальную угрозу военного нападения и заставляя концентрировать российские силы на Западе. Для одновременной войны на два фронта сил у России явно недостаточно, поэтому США могут чувствовать себя относительно вольготно на Дальнем Востоке. А КНР пришлось бы хорошо подумать, имеет ли смысл один на один выступать против Америки.
Между тем уничтожение Кореи в достаточной степени подорвет престиж и авторитет Китая в Юго-Восточной Азии, чтобы американской гегемонии в данном регионе никто не мог составить конкуренцию. Чтобы эффективно давить на КНР, надо лишь, как было сказано, лишить его надежды на российскую поддержку.
Но европейцы от «чести» рисковать собой за американские интересы уклонились, и пока американцам не удалось заставить их передумать. Поскольку Европа здесь не помощник для США, остается единственный эффективный способ — разрыв коммуникаций между Россией и Китаем, который будет обеспечен контролем над Казахстаном.
Кроме того, необходим контроль над Центральной Азией. Не её военное уничтожение, не бомбардировки, а именно контроль. Поэтому ими запускается программа по смене центральноазиатских режимов на проамериканские или хотя бы дестабилизации ситуации вокруг Центральной Азии. Это является для Соединенных Штатов крайне актуальной в свете подготовки агрессии против Кореи.
Узбекистан, Туркмения, Кыргызстан и Таджикистан важны с точки зрения блокирования кратчайших коммуникаций в треугольнике Россия, Китай, Иран (в том числе по южному пути, через Афганистан). Самое слабое звено среди этих республик Кыргызстан. У остальных трех республик проблемы на границе с Афганистаном, а в Узбекистане еще и клановые противоречия.
 Можно предположить, что свой первый удар Штаты нанесут в Кыргызстане, где в настоящее время политическая и религиозная ситуация очень напряженные. Идет подготовка к предстоящим президентским выборам, в ходе которой возникает противоборство между партиями и отдельными кандидатами в президенты, убираются политические конкуренты, начинается война компроматов, используется административный ресурс.
Так, суд Бишкека приговорил лидера одной из старейших политических партий Кыргызстана «Ата-Мекен» О. Текебаева к восьми годам лишения свободы с конфискацией имущества. Присутствовавшая на суде экс-президент Р. Отунбаева назвала процесс «ежовским». Судья сделал ей замечание и потребовал покинуть зал. Конвой попытался ее вывести из зала суда, но она отказалась, а силу стражи порядка применить не решились.
По мнению отдельных оппозиционеров, а также экспертов, то, как вершился суд, как нарушались процессуальные нормы, повлияет на оценку прозрачности и законности президентских выборов в Кыргызской Республике международным сообществом.
В Кыргызстане началась война в борьбе за власть. Пятерка южан – Б. Торобаев, А. Кельдибеков, К. Ташиев, А. Мадумаров и Э. Сатыбалдиев – заявила о создании нового блока. Создается комитет спасения отечества. И, как заметил политолог М. Сариев, уголовное дело в отношении О. Текебаева может сыграть свою роль. Сторонники О. Текебаева, однопартийцы и земляки, а также другие политические силы, которые хотят участвовать в разделе «пирога», могут использовать это громкое дело в предвыборный период. Поскольку вопрос президентства в Кыргызстане – это вопрос о том, кто будет распределять ресурсы.
В Кыргызской Республике политика делается не только и даже не столько в формально-институциональных рамках законов, политических и государственных институтов. Велика роль неформальных институтов и неписаных правил, на которые и делают упор Штаты.
Политическое влияние США через неправительственные организации (НПО) в Кыргызстане очень велико, и оно продолжает расти. В Кыргызской Республике, по данным Минюста, их насчитывается около 13 тысяч. На душу населения это самое большое количество НПО если не в Союзе независимых государств (СНГ), то в Средней Азии точно. Большинство неправительственных организаций, финансируемых из-за границы, работают в интересах внешних сил. Некоторые их действия наносят ущерб национальным интересам, некоторые НПО открыто сеют рознь в народе.
Например, основным донором неправительственной организации «Один мир Кыргызстан» (ОМК) считается французская международная организация Secours Catholigue. Эта организация только за последние 3 года перевела ОМК в общей сложности больше 12 млн. 289 тысяч сомов. Деятельность ОМК с 2013 до середины 2016 гг. финансировалась в общей сложности на 58 млн. 619 тысяч 577 сомов. Учреждение International Resours Group Ltd и его представительство в Кыргызстане только в 2016 г. перевело ОМК 7 млн. 964 тысячи 875 сомов. А нидерландский фонд ICCO в 2013-2014 гг. этой организации выделила 6 млн. 938 тысяч 882 сомов. Организация США «Фридом хаус» за последний год выдала ей 6 млн. 585 тысяч 442 сома. Центр ОБСЕ в Бишкеке в 2014-2016 гг. перевел 5 млн. 730 тысяч 085 сомов. Правозащитный британский фонд Sigrid Rausing Trust лишь в октябре 2016 г. выделил ОМК 4 млн. 397 тысяч 514 сомов. «Движение поддержки демократии» США в период 2014-2015 гг. перевело организации 3 млн. 537 тысяч 622 сомов. Не осталось в стороне посольство Швейцарии. В августе 2016 г. в карман ОМК перевело 2 млн. 700 тысяч сом. Международное учреждение HIVOS выделило ОМК 1 млн. 857 тысяч 681 сом. Швейцарская организация сотрудничества с целью поддержки учреждения в 2015 г. перевела 1 млн. 100 тысяч 494 сома.
Мы рассмотрели финансирование только одной НПО в Кыргызстане, хотя для 90% НПО источником грантов чаще всего являются США и ЕС. И только около 10% организаций финансируется из России, стран арабского мира, Японии, Южной Кореи и Китая.
Многие политические деятели Кыргызстана, в том числе и депутаты Жогорку Кенеша прошли школу НПО, получали дополнительное образование за границей. Примечательно, что среди 50 претендентов на пост президента Кыргызской Республики, половину составляют представители неправительственных организаций.
Теперь можно представить какую пятую колонну такими деньгами создали Соединенные Штаты и Евросоюз за эти годы в Кыргызстане, которую они могут использовать в своих интересах и в любую минуту.
Еще одну из болевых точек в Кыргызстане США могут использовать для дестабилизации ситуации в Кыргызстане с целью сковывания рук России в Центральной Азии – это религиозный фактор.
Анархия и хаос царит в религиозной сфере Кыргызстана, где экстремисты, чувствуя свою безнаказанность и вседозволенность на территории всей республики, перешли к активным действиям, и показывают центральным властям свою силу.
Подтверждением этому свидетельствует активизация религиозных экстремистов, которая в последнее время наблюдается в различных южных районах Ошской, Баткентской и Джалал-Абадской областей Кыргызской Республики.
При этом не секрет, что Саудовская Аравия и Катар столкнулись на политическом поприще, тем самым внеся разлад в кыргызское общество. США являются их близким союзником. Поэтому приход к власти в Кыргызстане сторонников Саудовской Аравии или Катара только на руку США.
Используя данный фактор, Соединенные Штаты убивают сразу двух зайцев. Религиозные волнения в Кыргызстане могут перекинуться на Синьцзян – Уйгурский автономный район Китая, так как значительное число уйгуров проживает не в КНР, а на юге Кыргызской Республики, где они относятся к радикально настроенной части мусульман этой страны. И именно эти обстоятельства, судя по всему, в самое ближайшее время сыграют решающую роль в попытках дестабилизации Китая и тем самым отвлекут его внимание от КНДР и развяжут руки США на Дальнем Востоке.
Ещё одна из болевых точек республик Центральной Азии, в том числе и Кыргызстана – это нерешенность проблем приграничных территорий и анклавы, которые кровоточат с момента приобретения независимости и на протяжении всего этого времени. Уже не раз перебрасывались воинские подразделения для урегулирования этих вопросов.
Многие эксперты и политологи считают, что предвыборная кампания по избранию Президента Кыргызской Республики, религиозная ситуация в стране могут привести к конфликтам – межэтническим, межнациональным, межконфессиональным. При этом США прекрасно понимают, что СНГ, в том числе и РФ, а также Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не имеют право вмешиваться во внутренние дела стран — союзников.
Данные обстоятельства и будут использованы Соединенными Штатами при подготовке к нанесению превентивного удара по Корее для отвлечения сил России и Китая от Дальнего Востока на Центральную Азию.

Валерий Синько
Координатор Евразийского центра им. Л. Гумилёва в Кыргызстане

Leave a Reply

123