|

Кыргызстан и Казахстан завершают демаркацию границ

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Люди покидают Казахстан и входят в Кыргызстан через ворота контрольно-пропускного пункта в Токмоке 19 февраля. Казахстан и Кыргызстан добились значительных успехов в урегулировании пограничных споров. [Аскер Султанов]БИШКЕК – Кыргызстан и Казахстан почти завершили процесс демаркации границ и подведут черту в решении вопроса 22-летней давности с момента распада СССР.

  • Люди покидают Казахстан и входят в Кыргызстан через ворота контрольно-пропускного пункта в Токмоке 19 февраля. Казахстан и Кыргызстан добились значительных успехов в урегулировании пограничных споров. [Аскер Султанов]

«Остается только установить столбы на некоторых участках», — сказал кандидат географических наук, эксперт по приграничным вопросам Саламат Аламанов.

Общая протяженность границы составляет 1 241 км, из них 202 км — речной участок, осталось лишь «около 200-300 км в западной части границы, которые нужно обозначить пограничными знаками», — сказал Аламанов, бывший председатель кыргызско-узбекской межправительственной комиссии по государственным границам.

Справедливое соглашение

Кыргызская гражданская активистка Анара Дауталиева говорит, что Кыргызстан сделал значительные послабления Казахстану, но Аламанов опровергает мнение о несправедливом распределении территорий между странами и назвал соглашение справедливым.

«При установлении кыргызско-казахской границы серьезных уступок со стороны Кыргызстана сделано не было, — сказал он «Средней Азии в Интернете». — Разговоры о несправедливом обмене идут, однако их раздувают люди, которые хотят просто дестабилизировать обстановку в стране».

«Наибольший обмен территориями был сделан по урочищу Каркыра в Тюпском районе Иссык-Кульской области Кыргызстана, — сказал он. — Общая площадь Каркыры 1 135 га, мы отдали казахам 625 га».

В 2003 году страны ратифицировали соглашение о делимитации границы, но вопрос демаркации оставался нерешенным. Самый последний раунд переговоров был посвящен завершению демаркации границы.

По словам Аламанова, соглашение о делимитации границ было подписано Кыргызстаном и Казахстаном на основе документа 1930 года.

Экс-министр иностранных дел Кыргызстана Аликбек Джекшенкулов сказал, что в процессе делимитации границ Кыргызстан и Казахстан старались в полной мере учесть интересы обеих стран и заключить взаимовыгодное соглашение.

«Основные проблемы при определении границ возникали при обозначении территорий в Иссык-кульской области на участке Каркыра, в Чуйской области в Иссык-Атинском районе и на участке в Таласской области, но на основе взаимных уступок эти вопросы были согласованы», — сказал он «Средней Азии в Интернете».

«Между двумя странами есть ясность, границы оформлены, казахская сторона на большом участке поставила специальные заграждения», — сказал Джекшенкулов.

В ходе напряженных переговоров был решен вопрос о расположении гранитного карьера площадью 129 га, который отошел к Казахстану. По словам Джекшенкулова, запасы этого карьера рассчитаны на 15-20 лет. В обмен Кыргызстан получил земли на Кок-Сае площадью 155 га.

По словам Джекшенкулова, в Чуйской области на участке «Дружба» передано Казахстану 800 метров дороги, также Казахстан получил четыре пансионата на Иссык-Куле. Земли, на которых находятся дома отдыха, переданы Казахстану в аренду сроком на 49 лет.

Аламанов говорит, что сейчас проблемы на кыргызско-казахской границе сводятся только к открытию пунктов пропуска и охране границы.

Пункты контроля снова открыты

В соответствии с соглашением от 2003 года, установлено 12 пунктов пропуска через кыргызско-казахскую границу, сказал «Средней Азии в Интернете» начальник Регионального управления по Чуйской области Государственной пограничной службы Кыргызстана Наркул Байдулетов.

Но в 2010 году после беспорядков на национальной почве в Кыргызстане, Казахстан в одностороннем порядке закрыл пять из них, оставив только семь, сказал Байдулетов.

Из семи пунктов пропуска один железнодорожный («Каинды») и шесть предназначены для автомобилей, грузовиков и пешеходов, («Акжол», «Чонкапка», «Токмок», «Кенбулун», «Чалдыбар» и «Ак-Тилек»).

По словам Байдулетова, из-за закрытия других пяти пунктов пропуска у жителей приграничных территорий возникает много трудностей: «Люди ежедневно пересекают государственную границу с целью осуществления приграничной торговли и решения хозяйственно-бытовых вопросов». Теперь более 60% от общего количества казахско-кыргызских грузов приходится на автомобильный пункт пропуска «Акжол», сказал он.

«С учетом малой пропускной способности действующих в настоящее время пунктов пропуска, не рассчитанных на большой поток транспортных средств, из-за отсутствия необходимой инфраструктуры наблюдается скопление транспортных средств и лиц», — сказал он.

Однако он отмечает, что сейчас ведется «работа по открытию КПП, улучшению обмена информацией на местах, принятию практических мер, направленных на противодействие нелегальной миграции, контрабанде, нелегального перемещения оружия, боеприпасов, наркотических и психотропных веществ через границу».

Аскер Султанов    centralasiaonline.com

Leave a Reply

123