|

Кыргызстан: коррупция и время

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Метки:

Прошло пять лет со дня подписания 2 февраля 2012 г. президентом Кыргызской Республики А. Атамбаевым указа о государственной стратегии антикоррупционной политики и мерах по противодействию коррупции.
За этот период в рамках уголовных дел по должностным и экономическим преступлениям в доход госбюджета возмещено 7 миллиардов 697 миллионов 844,7 тысячи сомов.
Кому то это может показаться очень большой суммой, но на самом деле это только маленький финансовый ручеек, который удалось вывести на «чистую воду».
С 2012 г. в Кыргызстане возбудили 6 тысяч 915 уголовных дел по должностным и экономическим преступлениям, смежным с коррупцией, но предъявили обвинения только 6 тысячам 695 ответственным лицам.
Среди них 6 депутатов Жогорку Кенеша, 38 судей, 535 руководителей госорганов, 110 руководителей АО и предприятий с государственной долей, 85 руководителей подразделений правоохранительных органов.
Такие данные представил 2 февраля т.г. секретарь Совета обороны Кыргызстана Т. Джумакадыров. Правда, в своем докладе Т. Джумакадыров не отметил, а сколько же было привлечено к уголовной ответственности.
Так что же такое коррупция?

История коррупции

Коррупция — явление столь же древнее, как и человеческая цивилизация. Менялись эпохи, возникали и исчезали государства, приходили и уходили правители, а коррупция оставалась как негативное по своей сути, многоликое, чрезвычайно живучее явление реальной жизни.
Слово «коррупция» происходит от латинского слова corruptio — портить, развращать, подкупать. Коррупция угрожает основанной на верховенстве закона устойчивости демократических институтов, конституционным принципам равенства и социальной справедливости, нормальному становлению рыночной экономики, становится причиной как моральных, так и социальных потрясений.
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.
Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века д. н. э.
Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер.
Поэтому готовность к эффективной борьбе с ней рассматривается мировым сообществом в качестве важнейшего показателя цивилизованности государства, его приверженности демократическим ценностям.
Проблема усугубляется тем, что сейчас коррупция выходит за рамки национальных границ. Доходы от нее после «отмывания» включаются в национальные и международные финансовые потоки, подрывая государственные и международные основы власти и экономики.

А как в Кыргызстане с коррупцией?

Коррупция уже давно является одной из самых острых проблем кыргызской действительности, решить которую пока не удается. Пагубное воздействие этого асоциального явления ощущается в любой стране независимо от государственного устройства или традиций. Особое значение коррупция приобретает в современном Кыргызстане, который находится в сложных экономических и социальных условиях.
Все предыдущие попытки справиться с коррупцией в основном были декларативными и оказались неудачными. Коррупция разлагает деловую среду, снижает дееспособность и начинает приобретать характер реальной угрозы национальной безопасности страны. Она угрожает стабильности и безопасности общества, нанося ощутимый урон его социально-экономическому и политическому развитию.
В условиях сложных социально-экономических преобразований граждане крайне остро реагируют на коррупционные проявления и справедливо ожидают от власти конкретных шагов по их искоренению.
Исключительную опасность для общества и государства в Кыргызстане представляют коррупционные процессы в правоохранительных и контролирующих органах, представители которых сами должны противостоять коррупционным преступлениям.
Борьба с коррупцией требует системного подхода, поскольку данное явление — нарушение порядка управления государством. Помимо выработки плана борьбы с ней необходимы усилия не только органов государства, но и гражданского общества для обеспечения принципа равенства перед законом и судом.
Вот только один из примеров борьбы с коррупцией в Государственной таможенной службе (ГТС КР). Около двухсот сотрудников таможни Кыргызстана встречали Новый год за пределами страны – на заграничных дорогих курортах. Об этом сообщил 2 февраля 2017 г. на заседании Жогорку Кенеша депутат Ж. Акаев. По его словам, многие из них уехали в Дубай, который считается одним из самых дорогих мест отдыха. Как отметил Ж. Акаев, сегодня самым доходным местом считается таможня. Каждый хочет туда устроить своих детей. При этом еще ни разу не было сообщений о том, что задержали таможенника за нарушение закона.
Контрабанда на таможне — это отдельная история. Наверное, необходимо на это обратить внимание, так как корпоративность в таможенных службах государств, входящих в ЕАЭС, наталкивает на мысль о создании своего рода таможенного синдиката. Управлению собственной безопасности ГТС КР и ГКНБ КР необходимо более тесно сотрудничать со спецслужбами государств ЕАЭС. Коррупция в таможенных органах подрывает экономику всех членов ЕАЭС.
Отдельным депутатам и руководителям органов власти и управления не нравится активное противодействие коррупции. Особенно, когда к ним обращаются за оказанием содействия в уходе от уголовной ответственности по статьям, отнесенным к коррупции, а у них нет допуска к этой информации несмотря на наличие депутатского мандата.
В ходе последнего заседания комитета Жогорку Кенеша по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции депутат М. Жеенчороев заявил, что ГКНБ КР и Аппарат правительства чрезмерно злоупотребляют использованием грифа «секретно». Конечно, им бы очень хотелось иметь доступ ко всем материалам и уголовным делам, находящимся в производстве ГКНБ КР. При этом отдельные депутаты не знают, что ГКНБ КР – это не правоохранительный орган, а спецслужба, у которой методы работы, в том числе и информация, носят гриф для служебного пользования, секретно или совершенно секретно.
Напомним, что в октябре 2016 г. депутат Жогорку Кенеша Карамушкина обратилась в ГКНБ КР с запросом о методах работы ведомства в случае оскорблений, массовых давлений и угроз в социальных сетях. Ответ на запрос Государственного комитета национальной безопасности был опубликован в социальной сети гражданкой, которую Карамушкина хотела «просто ознакомить с документом, ведь он не был помечен грифом секретности».
По словам экс-главы ОНС при ГКНБ КР К. Осмоналиева, среди парламентариев иногда работают дилетанты. Разве они не понимают, что в любом цивилизованном государстве есть спецслужбы, которые пользуются секретностью для соблюдения национальной безопасности? В письме спецслужб могут содержаться важные данные об оперативно-розыскных методах работы ведомства, например. Если каждый преступник узнает эти методы, он начнёт думать над тем, как их обойти. Депутатам не стоит забывать, что в случае разглашения какой-либо государственной тайны за их халатность им светит уголовная ответственность, — заключил Кайрат Осмоналиев.

А как же борется с коррупцией мировое сообщество?

О том, какой вред приносит коррупция можно судить об уровне, на котором проводится борьба с этим злом. 31 октября 2003 г. на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят первый международно-правовой документ против коррупции, который вступил в силу 14 декабря 2005 г.
9 декабря 2003 г. (день начала работы конференции) был объявлен Международным днём борьбы с коррупцией. В настоящий момент к Конвенции присоединились 172 государства. Каждое из государств-участников Конвенции призвано в соответствии с принципами честности, ответственности и прозрачности разрабатывать и проводить политику по противодействию и предупреждению коррупции, повышать эффективность работы существующих институтов, антикоррупционных мер, а также развивать сотрудничество по борьбе с коррупцией на международном и региональном уровне.
Конвенцией были определены виды коррупции и основные направления деятельности.

Виды коррупции:

1.Подкуп национальных должностных лиц.
2.Подкуп иностранных должностных лиц.
3.Хищение, Злоупотребление влиянием, служебным положением.
4. Незаконное обогащение, подкуп, отмывание доходов, восприпятствие осуществлению правосудия.
Основные направления деятельности:
1.Формирование в обществе нетерпимости к коррупции.
2. Антикоррупционная экспертиза правовых актов.
3. Предъявление требований к гражданам и представление сведений.
4. Установление требований к госслужащим за непредставление или ложное представление сведений.
5. Внедрение в кадровую работу учет его деятельности.
6. Право следить за его деятельностью.
Конвенция в 20 и 65 статьях рекомендует и разрешает государствам изменение и расширение своего законодательства, а так же определение мер наказания.
Статья 20 («Незаконное обогащение») Конвенции гласит:
«При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
Статья 65 «Осуществление Конвенции» гласит:
Каждое Государство-участник принимает, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, необходимые меры, включая законодательные и административные меры, для обеспечения осуществления своих обязательств согласно настоящей Конвенции.
Каждое Государство-участник может принимать более строгие или суровые меры, чем меры, предусмотренные настоящей Конвенцией, для предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Так, например, в Китае публично расстреливают коррупционеров, в США сажают и взимают всю сумму и накладывают штраф.
В России был разработан Закон РФ «О коррупции», который определил значение слова коррупция, под которой понимаются злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Кыргызстан также внес дополнения и изменения в свое законодательство. Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 52 Уголовного кодекса Кыргызской Республики (в редакции Закона КР от 10.08.2012 года №164), конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства:
1) имущества осужденного и (или) доходов от него, оборудования, орудий и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования каким-либо образом при совершении преступления;
2) имущества осужденного, переданного другому лицу, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий;
3) преступного дохода или любой прибыли (выгоды) от преступного дохода, полученного в результате совершения легализации (отмывания) преступного дохода;
4) имущества или части имущества, которая соответствует оцененной стоимости приобщенных преступных доходов, если преступные доходы были приобщены к имуществу, приобретенному из законных источников.
Также, в соответствии с ч. 3 ст. 52 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, в случае если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, на момент принятия судом о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета.
Согласно ст. 52-1 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, при решении вопроса о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу. При отсутствие у осужденного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ст. 52 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, из его стоимости возмещается ущерб, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства.
Кроме того, в соответствии с п. 7 постановления пленума Верховного суда Кыргызской Республики от 07.02.2014 г. № 1 «О работе судебной коллегии по уголовным делам и делам об административных правонарушениях Верховного суда Кыргызской Республики за 2013 г.», «Материальный ущерб, причиненный должностными преступлениями, а также преступлениями, совершенными организованной преступной группой, по другим уголовным делам подлежащий взысканию, денежные средства и другие ценности, нажитые преступным путем, подлежащие конфискации обращать в пользу государства.
Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией.
Из 25 рекомендаций, которые были даны по результатам третьего раунда мониторинга Кыргызстана в рамках Стамбульского плана действий по борьбе против коррупции, который был утвержден в марте 2015 г. прогресс отмечается по 15 рекомендациям, по остальным 10 рекомендациям отмечено отсутствие прогресса. Давайте посмотрим, а что это за 10 пунктов, на которые Президент, Правительство, депутаты Жогорку Кенеша не обратили внимание:

7 рекомендация:

— собирать и анализировать статистику применения санкций за коррупционные преступления для установления их эффективности на практике;
— пересмотреть санкции за коррупционные преступления, обеспечив их эффективность, пропорциональность и действенность, с устранением коррупционных рисков.
8 рекомендация:
— внести изменения в действующий порядок конфискации имущества и доходов, так, чтобы он предусматривал конфискацию всех средств и доходов, полученных в результате любых коррупционных преступлений, вне зависимости от степени их тяжести, и обеспечить их применение на практике;
— рассмотреть возможность изменения на обратное бремени доказывания в производстве по конфискации;
— обеспечить применение положения незаконного обогащение на практике.

9 рекомендация:

— обеспечить, чтобы иммунитеты должностных лиц не препятствовали эффективному расследованию и уголовному преследованию коррупционных преступлений, в частности:
а) ввести функциональные иммунитеты для всех пользующихся неприкосновенностью должностных лиц;
б) отменить неприкосновенность для экс-президента;
в) упорядочить процедуры снятия неприкосновенности с депутатов парламента, Генерального прокурора и Омбудсмена.

11 рекомендация:

— для облегчения раскрытия и расследования сложных коррупционных правонарушений увеличить потенциал следователей правоохранительных органов и органов прокуратуры, повысить уровень их инициативности, в частности путем, более широкого использования аналитических методов;
— более активно использовать методы иных способов выявления преступлений в дополнение к разведывательной информации, получаемой правоохранительными органами, включая отчёты СМИ, информацию, полученную из других государств, информацию от налоговых инспекторов, аудиторов, жалобы, полученные через правительственные вебсайты и горячие линии, а также информацию, полученную с помощью других механизмов подачи жалоб, в качестве основы для начала расследования.

12 рекомендация:

— обеспечить, чтобы правоохранительные органы, занимающиеся коррупционными делами, были оперативно и структурно независимыми для создания возможности эффективной борьбы с коррупцией на высоком уровне власти. Обеспечить эффективную специализацию в расследовании коррупционных преступлений в соответствии с международными стандартами;
— организовать регулярное обучение по применению антикоррупционного законодательства для должностных лиц правоохранительных органов, прокуроров и судей, включая регулярную совместную подготовку;
— принять меры для обеспечения единообразной судебной практики по вопросу использования результатов специальных оперативно-розыскных мероприятий в качестве доказательств в суде по делам о коррупции и, в случае необходимости, внести изменения в законодательство. Урегулировать в законе проведение имитации дачи или получения взятки и разработать четкие инструкции для сотрудников правоохранительных органов в соответствии со стандартами в области прав человека;
— обеспечить финансирование для осуществления программ по защите свидетелей.

15 рекомендация:

— провести сравнительное исследование уровней заработной платы государственных служащих, работающих в различных государственных органах, и лиц, занятых в частном секторе, а также исследование того, какую долю заработка государственных служащих составляет его фиксированная часть (должностной оклад), а какую надбавки;
— на основании результатов этих исследований пересмотреть систему оплаты труда государственных служащих, обеспечив последним достойное вознаграждение за их труд, а также прозрачность и равенство оплаты труда всех служащих, выполняющих аналогичные обязанности во всех отраслях государственной службы.

18 рекомендация:

— ввести эффективную систему защиты разоблачителей (служащих, сообщающих о фактах коррупции) от произвольного увольнения со службы и притеснений.

22 рекомендация:

— реформировать законодательство о доступе к информации в соответствие с международными стандартами и передовым опытом, объединив соответствующие положения в одном законе и согласовав с законом о доступе другие законодательные акты, прежде всего закон о государственных секретах;
— обеспечить эффективный надзор и мониторинг соблюдения права доступа к публичной информации государственными органами, включая публикацию общественно значимой информации;
— провести кампанию по информированию граждан об осуществлении права на доступ к информации;
— изучить возможность создания единого портала для обеспечения проактивной публикации общественно значимой информации всеми государственными учреждениями;
— обеспечить назначение лиц, ответственных за доступ к информации в государственных учреждениях, в соответствии с требованиями законодательства и обеспечить их обучение;
— отменить обязанность Генерального прокурора защищать честь и достоинство Президента.

24 рекомендация:

— принять все необходимые меры, чтобы запретить внепроцессуальные контакты с судьями и реализовать соответствующие положения на практике;
— рассмотреть возможность отмены первоначального временного назначения на должность судьи, альтернативно, если этот институт сохранится, обеспечить объективную и прозрачную процедуру оценки и назначения судьи после истечения испытательного срока;
— отменить полномочия Президента касательно карьеры судей, их освобождения и другие полномочия, которые могут негативно влиять на судейскую независимость;
— пересмотреть кодекс Чести судьи, предусмотрев ограничения по несовместимости должности, нормы об управлении конфликтом интересов, об ограничении касательно подарков и других ограничении и обеспечить возможность его применения на практике;
— обеспечить, чтобы обучение по вопросам этики, борьбы с коррупцией и добропорядочности были составляющей начального обучения и повышения квалификации судей;
— обеспечить в законе и на практике финансовую автономию судебной системы. Размеры вознаграждения судей, все надбавки к заработной плате и социальные гарантии судьи должны быть установлены прямо в законе;
— незамедлительно обеспечить функционирование автоматического распределения судебных дел на практике.

А каков же итог?

Может кто-то скажет, а зачем было перечислять те рекомендации, по которым ничего не сделано. Можно было остановится на отдельных, касающихся только, как говорят, элиты кыргызского общества. А вы внимательно прочитайте! Борьба с коррупцией это комплекс мер, как со стороны руководства страны, так и рядовых граждан. И если кто-то находится в привилегированном положении, то о какой борьбе с коррупцией можно говорить. Да и о конфискации имущества народ в Кыргызстане слышал только один раз, если конечно я не ошибаюсь.
В настоящее время каждый кыргызстанец сталкивается с коррупцией при устройстве ребенка в детский сад, в школу, в высшие учебные заведения, при возникновении проблем с правоохранительными органами, судами, продвижением бизнеса и т.д. Поэтому доклад секретаря Совета обороны Кыргызстана Т. Джумакадырова по случаю подписания президентом Кыргызской Республики А. Атамбаевым указа о государственной стратегии антикоррупционной политики и мерах по противодействию коррупции можно считать половинчатым и декларативным.

Валерий Синько
Координатор Евразийского центра им. Льва Гумилева в Кыргызстане

Leave a Reply

123