Лишаться ли экс-президенты неприкосновенности?
Метки: власть, кыргызстан, президент
Предисловие
Интересна судьба экс-президентов Кыргызстана. Но самое интересное то, что она повторяется с каждым последующим президентом страны. И как не обидно, выводы из ошибок своих предшественников никто из них не делает.
Основатель президентства в Кыргызстане
Первый уже экс-президент Аскар Акаевич Акаев в ходе «тюльпановой революции» бежал в Россию. На исходе 2004 года эксперты журнала Economist составили рейтинг о комфортности проживания в разных странах. Кыргызстан из перечня 111 стран оказался на 103-м месте. Последнюю строчку заняла Зимбабве. Если коротко, то уровень жизни в Кыргызстане оказался одним из худших на планете. Вот и весь сказ о республике после 14 лет правления ею А. Акаевым.
А. Акаев, его родственники и сторонники шли к точке не возврата все 14 последних лет. К нему их привела длинная цепь ошибок и просчетов во внешней и, главным образом, во внутренней политике. Вполне вероятно, что со временем в распоряжении историков и политологов появятся новые факты и свидетельства, которые позволят составить более полную картину кыргызской «тюльпановой революции».
В октябре 2006 года генпрокуратура возбудила в отношении родственников А. Акаева 106 уголовных дел. В 2010 году А. Акаева обвинили в передаче кыргызских земель Китаю и Казахстану, в узурпации государственной власти. На этом основании его лишили статуса неприкосновенности и всех, полагающихся ему в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, льгот.
Лидер парламентской фракции социал-демократов, один из идеологов и активных участников «тюльпановой революции», Роза Исаковна Отунбаева сегодня вспоминает, как она была в первых рядах митингующих при захвате гос. администраций на юге республики. «Мы тогда делали все возможное, чтобы убрать коррумпированную власть того времени».
25 июля 2017 года тогда ещё президент Кыргызстана Алмазбек Шаршенович Атамбаев, выступая на ежегодной пресс-конференции в г. Чолпон-Ате, заявил, что никогда не простит А. Акаева.
Наверное, народ Кыргызстана с горечью вспоминает те дни, когда родственники А. Акаева рассматривали Республику, как свою вотчину, на государственные должности назначались родственники, друзья, процветала коррупция, экономика страны медленно, но уверенно разрушалась.
И как итог – цветная революция. И как бы она не называлась, смысл остается один – действующий президент низложен, бежал из страны и лишен неприкосновенности.
«Кровавый президент»
Вновь избранный президент страны Курманбек Салиевич Бакиев не проанализировал ошибки своего предшественника. Много векторная международная политика. На государственные должности назначались родственники, друзья, процветала коррупция, осуществлялся передел собственности не только А. Акаева и его родственников, экономика страны медленно катилась вниз.
7 апреля сторонники оппозиции захватили г. Бишкек и основные административные здания, при штурме Дома правительства погибло около 80 человек. Президент К. Бакиев бежал из столицы в Джалал-Абадскую область, где 8 апреля выступил с обращением и отказался уходить в отставку. Позже под давлением оппозиции он согласился подписать прошение об отставке в обмен на гарантии безопасности.
Лидеры оппозиционных партий, в том числе и А. Атамбаев, возглавили государственный переворот и свержение режима президента К. Бакиева и сформировали Временное правительство Кыргызстана (ВП).
По словам председателя Временного правительства Кыргызстана Р. Отунбаевой, она выпустила К. Бакиева из страны по просьбе президентов России, США и Казахстана и в связи с угрозой гражданской войны. Тогда К. Бакиеву позвонил президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко и предложил свою помощь.
Временное правительство Кыргызстана приняло декрет об отрешении от власти бывшего главы государства К. Бакиева и лишении его президентской неприкосновенности.
В отношении экс-президента К. Бакиева, его родственников и соратников власти Кыргызстана инициировали ряд уголовных дел. В июле 2014 года экс-президент, его брат Жаныш, возглавлявший службу государственной охраны, и бывший премьер Данияр Усенов заочно получили пожизненные сроки в связи с делом о беспорядках 7 апреля 2010 года. Военный суд Бишкекского гарнизона признал их виновными по статьям «Убийство», «Покушение на убийство» и «Превышение должностных полномочий». Временное правительство потребовало экстрадиции К. Бакиева, однако Генпрокуратура Белоруссии им в этом отказала.
«Президент – самозванка»
ВП инициировало референдум по изменению основного закона страны. В бюллетене референдума 2010 года не была вписана фамилия Р. Отунбаевой, но она стала президентом и руководила Кыргызстаном 1,5 года. Многие за это назвали ее «самозванкой», политики не признавали ее главой государства. В действительности Роза Исаковна работала как сама себя избравшая президент.
19 мая 2010 года специальным декретом Временного правительства Р. Отунбаева провозглашена Президентом Кыргызской Республики переходного периода. Согласно данному декрету срок полномочий Президента переходного периода установлен до 31 декабря 2011 года.
Может быть, 1,5 года это короткое время для президентской должности. Но была возможность за этот период сделать много. Ведь в руках Р. Отунбаевой были и исполнительная, и законодательная, и правящая власть. Не было и парламента, преграждающего дорогу Розе Исаковне.
Но уже 1 октября 2015 года в СМИ появились публикации о возможном снятии с Р. Отумбаевой неприкосновенности. Правительство считает, что экс-президенты должны жить как обычные граждане. Министерство юстиции предлагает лишать неприкосновенности экс-президентов страны. Такая информация появилась на сайте правительства.
По их данным, законопроект разработан для исполнения Государственной стратегии антикоррупционной политики КР на 2015-2017 годы. То есть, согласно законопроекту, бывший глава государства может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за действия или бездействие, совершенные им в период исполнения полномочий президента, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.
Отметим, что неприкосновенность экс-президента распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему архивы, иное имущество, документы, багаж и на его переписку.
31 августа 2016 г. президент Кыргызстана А. Атамбаев выступил на праздничном мероприятии, посвященном 25-летию независимости страны. Однако речь главы государства не была торжественной, в ней он подверг резкой критике соратников по Временному правительству, обвинивших его в попытке узурпации власти в стране. А. Атамбаев также остановился на вопросе конституционной реформы, которую инициирует правящее большинство парламента и президент страны. Однако ее подвергли критике ряд крупных политиков страны, в том числе экс-президент Р. Отунбаева и бывшие члены Временного правительства Кыргызской Республики.
Глава государства обвинил их в организации клеветнической компании против него. Он отметил, что в конституции, принятой в 2010 году, «заложены условия для создания авторитарного режима… В этой конституции заложены меры для хаоса.
И если Вы уже забыли, Роза Исаковна, то мы прекрасно помним, как после принятия новой конституции Вам затыкали рот на заседании парламента. Как лихорадило всю страну целых четыре года с весны 2010 до весны 2014-го от бесконечных митингов, перекрытий дорог, захватов районных и областных гос. администраций. И только два года назад этот хаос был остановлен».
Кроме того, президент А. Атамбаев указал своим соратникам и напомнил о том, что представителям Временного правительства придется держать ответ за те преступления, которые были совершены в 2010 году. «Конституция 2010 года не ввела парламентскую систему правления, она привела нас к президентско-парламентской системе, и в ней заложены все условия для создания авторитарного режима, вот почему, прежде всего надо ее менять.
Мне понятны их зависть, злоба и ненависть ко мне, ведь они ждали для себя особых условий, каких-то поблажек и льгот, «вечного кресла». Но скажу открыто: я как президент не делаю скидок даже членам своей семьи, а не то, что членам Временного правительства», – заявил А. Атамбаев.
Как отмечается в статье Григория Михайлова в «Независимой газете», обвинения А. Атамбаева довольно серьезны. «Некоторые члены Временного правительства должны рано или поздно ответить:
— и за мародерство (разграбление домов приближенных экс-президента К. Бакиева в ночь на 8 апреля 2010 года),
— и за банковские ячейки (имеется в виду незаконное изъятие денег из ячеек экс-чиновников – «НГ»),
— и за подстрекательство сепаратистов во главе с Кадыржаном Батыровым (межэтнические столкновения на юге республики в июне 2010 года),
— и за использование некоторыми членами Временного правительства служебного положения для незаконного обогащения».
Если обвинения в мародерстве и разграблении банковских ячеек во время очередного переворота выглядят несущественными, поскольку в смутные времена такие эксцессы происходили в каждой стране, то вот обвинение в подстрекательстве сепаратистов и Кадыржана Батырова в устах президента, который сам был премьером Временного правительства, звучат довольно зловеще. Неужели А. Атамбаев осмелится открыть грязные тайны своих соратников по ВП?
Особенно пикантной эта ситуация выглядит на фоне сообщений о том, что глава Временного правительства Р. Отунбаева баллотируется на пост верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств. Наверное, этим опасением за свою будущую карьеру и вызвано бегство Р. Отунбаевой с центральной площади г. Бишкека во время выступления А. Атамбаева. Ведь не секрет, что во время правления Р. Отунбаевой летом 2010 года на юге Кыргызстана были спровоцированы межэтнические столкновения, в ходе которых погибли сотни этнических узбеков, сотни семей остались без крова, произошел массовый отток беженцев в Россию. Узбекистан в тот период принял около ста тысяч этнических узбеков юга Кыргызстана, спасавшихся от жестокого истребления нацистами из кыргызской молодежи.
Если А. Атамбаев решится раскрыть кровавые дела своих коллег из ВП во главе с Р. Отунбаевой ради сохранения своего места на властном олимпе Кыргызстана, то рискует быть уничтоженным теми внешними силами, которые стояли за этим «беспределом». Возможно, эта статья в «Независимой газете» стала грозным предостережением ему.
«Тёмная лошадка»
В конце 2011 года Президент Кыргызской Республики переходного периода Р. Отунбаева мирно передала власть победившему на выборах А. Атамбаеву. Но и здесь президент не учел ошибок своих предшественников. Много векторная международная политика, латание дыр в бюджете за счет иностранных кредитов, отсутствие четкого законодательства по обеспечению безопасности и прав иностранных инвесторов, коррупция, преступность, окончательный развал экономики.
Но страшнее всего плачевное состояние энергетического комплекса Кыргызской Республики. Износ оборудования ГЭС, ТЭЦ, линий электропередач и электроподстанций, плотин на 80% и более представляет экологическую угрозу не только Кыргызстану, но и соседним странам. Итог обескуражил многих кыргызстанцев.
«Действующий президент»
Но вот уже мирным путем А. Атамбаев передает власть победителю президентской гонки в Кыргызстане Сооронбай Шариповичу Жээнбекову. Учтёт ли он ошибки своих предшественников, сделает ли выводы?
10 мая 2018 года в ходе обсуждения в парламенте заключения депутатской комиссии по расследованию причин аварии на ТЭЦ Бишкека и расходования $386 млн. при ее модернизации член комиссии, депутат Исхак Масалиев предложил для объективного расследования подозрительных обстоятельств модернизации ТЭЦ снять неприкосновенность с экс-президента А. Атамбаева.
17 мая 2018 года Жогорку Кенеш поддержал предложение о снятии неприкосновенности с экс-президента, а 30 мая 2018 года законопроект о лишении экс-президента неприкосновенности вынесли на общественное обсуждение.
А вокруг окружения экс-президента А. Атамбаева все сильнее затягиваются уголовные дела. Так, обвинение в коррупции предъявили бывшему мэру Бишкека Кубанычбеку Кулматову. Ему инкриминируют незаконное перенаправление денег китайских инвесторов из ведения правительства в ведение мэрии под предлогом строительства школы в жилмассиве «Калыс-Ордо». Он несколько раз побывал на допросе в ГКНБ КР, а в его квартире произвели обыск.
Первомайский районный суд Бишкека изменил экс-премьер-министру Сапару Джумакадыровичу Исакову меру пресечения с подписки о невыезде на содержание в СИЗО ГКНБ КР до конца следствия. Ранее ему предъявили обвинение в коррупции.
С. Исаков обвиняется в лоббировании интересов китайской компании TBEA с использованием своего политического положения, путём организованных, заранее спланированных действий с группой лиц. Речь идёт о модернизации ТЭЦ Бишкека.
Не обошли вниманием и самого А. Атамбаева. Гражданские активисты обвинили экс-президента в коррупции и выросшем в два раза внешнем долге страны. Они считают, что Генеральная прокуратура должна возбудить уголовное дело по статье «Коррупция». По мнению активистов, речь идёт о провальной политике А. Атамбаева, создавшей угрозу потери суверенитета.
Сейчас внешний долг Кыргызстана составляет порядка $4,2 млрд. $2,5 млрд. приходятся на период президентства А. Акаева и К. Бакиева. Остальная сумма кредитов была набрана при А. Атамбаеве. Боюсь, что Кыргызстану все же придется отдавать земли, саму ТЭЦ или крупные месторождения в счет погашения долгов.
Чем же это кончится? Если продолжат так, похоже, осенью вспомнят, что А. Атамбаев был в числе руководителей последних революций в Кыргызстане. Наверное, он не будет просто так «лежать на печи», а перейдет к активным действиям для обеспечения своей безопасности и продолжении политической деятельности.
В новой Конституции президент не выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека. У главы государства значительно снижен уровень неприкосновенности, и в Основном законе отсутствуют нормы о государственном обеспечении его семьи.
В этой связи предложено внести изменения в Закон «О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики». Главу государства можно привлечь к ответственности после отрешения от должности. Аналогичная норма водится и в отношении экс-президента.
Определенными привилегиями и льготами смогут пользоваться только близкие родственники президента — супруг или супруга и несовершеннолетние дети. Жизнь и здоровье членов семьи президента не будут страховать за счет государства. Не смогут они получить бесплатное медицинское обслуживание. Членов семьи экс-президента после его смерти лишат служебного транспорта.
Экс-президента не лишают неприкосновенности полностью, так как он остается носителем государственных секретов и информации особой важности. На него распространят неприкосновенность, как у депутата Жогорку Кенеша.
1 июня 2018 года Конституционная палата Кыргызской Республики приняла к производству ходатайство юриста Нурбека Токтакунова о признании неконституционной абсолютную неприкосновенность экс-президента. Об этом он сообщил на своей странице в социальной сети Facebook.
«Абсолютная неприкосновенность экс-президента в соответствии с Законом «О гарантиях деятельности президента» противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом. Теперь в течение пяти месяцев Конституционная палата должна рассмотреть ходатайство и принять решение», — написал он.
Н. Токтакунов предполагает, что рассмотрение вопроса отложат на самый дальний срок, разрешенный законодательством, — шесть месяцев.
«К тому времени депутаты могут снять неприкосновенность экс-президента, просто поменяв закон. Я бы рекомендовал Жогорку Кенешу не торопиться с законопроектом, а поучаствовать в судебном процессе, изложив своё видение вопроса. Причем это могла бы сделать не только юридическая служба Жогорку Кенеша, но и каждая из фракций парламента. Заинтересованными сторонами в процессе являются действующий президент и, несомненно, экс-президент А. Атамбаев», — написал он.
После апрельской революции 2010 года вопрос неприкосновенности экс-президента тоже был актуален. Конституционное совещание тогда приняло решение о том, что «в Кыргызстане неприкосновенных граждан не должно быть». Конституция предусматривает относительную, а не абсолютную неприкосновенность для некоторых должностных лиц: президента, депутатов Жогорку Кенеша, судей. Для этих категорий лиц предусмотрен специальный усложненный порядок привлечения их к уголовной ответственности как гарантия независимости их деятельности.
Заключение
Этот спорный законопроект активно обсуждается среди общественности. По этому поводу высказался и секретарь Совета безопасности Дамир Сагынбаев: «Этот вопрос нужно рассмотреть дополнительно. Будет правильно, если инициативу обсудит народ. Решение не должны принимать 120 депутатов или президент. Возможно, такой вопрос нужно решать на референдуме».
Политолог Айнура Арзыматова полностью поддерживает предложение кабмина. По ее словам, бывшие президенты, после окончания свое срока пребывания на посту главы государства становятся обычными гражданами, соответственно, и жить должны, как и все.
«Тем более, в условиях нашего нищего государства, мы не можем позволить себе привилегии и неприкосновенность бывшим предводителям страны. Учитывая, что после окончания их срока пользы от них для государства никакой нет. И я не понимаю, почему их нельзя привлекать к уголовной или административной ответственности, если они совершили преступление. Экс-президент – это обычный гражданин. Кроме того, от последних президентов и во время их правления толку было мало. А. Акаев и К. Бакиев хоть и бывшие президенты, но они осуждены…» — отметила в разговоре с «Вести.kg» А. Арзыматова.
Политолог Игорь Шестаков в интервью радио «Марал» выразил свою точку зрения. По его мнению, глава государства по своей воле идёт на высший политический пост, поэтому должен отвечать за содеянное. По его словам, президент также должен обладать равными с другими гражданами правами. Общественность требует справедливости. И общественность не будет сидеть и читать Конституцию, когда произойдут народные волнения против несправедливости.
Так нужна ли полная неприкосновенность экс-президентам или нет? И имеет ли право действующий президент вносить предложения по расширению или сокращению положений по неприкосновенности?
В. Синько
Координатор Евразийского центра им. Л. Гумилёва в Кыргызстане