|

Мария Перова «Евразийство Нурсултана Назарбаева»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (23 votes, average: 0,65 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Выступление на Клубе Евразийской Интеграции МГИМО

«Евразийство – это идея XXI века. Это идея будущего. Это алмаз в короне интеграционных процессов, которые требует сегодня глобализация. Есть критики этой идеи, но я считаю, что она осуществляется. Три практические вещи — ЕвразЭС, СВМДА и ШОС – три составляющие будущего евразийства»
«Евразийство – это социальная модернизация, экономическое развитие при сохранении культурной и национальной идентичности»

Н.А. Назарбаев о евразийстве.

Личность Назарбаева

Нурсултан Абишевич Назарбаев — Президент Республики Казахстан, носитель титула «Лидер Нации». Родился в 1940 г. в Алма-Атинской области КазССР в семье работников сельского хозяйства; происходит из племени шапрашты Старшего жуза.
Политическая деятельность Назарбаева началась в 1969 г. Поначалу она включала в себя выполнение комсомольской работы, но постепенно молодой человек стал получать более интересные и достойные предложения. В свое время он занимал должности
Председателя Совета Министров Казахской ССР; секретаря ЦК Компартии Казахстана; являлся Членом Политбюро ЦК КПСС и депутатом Верховного Совета СССР.
Наконец, в 1990 г. он стал Президентом Казахской ССР, а в 1991г. С поддержкой в 98,7% избирателей стал Президентом Республики Казахстан.
К настоящему моменту Назарбаев был переизбран на посту 4 раза, и результаты последнего голосования за его кандидатуру — 95,5 %. Данные показывают высоколегитимное отношение к Президенту, которое объясняется хорошим уровнем жизни, обеспеченным талантливым правлением Назарбаева. Президент Казахстана выступает не просто как государственный деятель, но как политик-стратег, политик-философ, политик-тактик, способный предъявлять реальный результат: стабильное и высококонкурентное государство.

Почему именно евразийство?

Во-первых, Казахстан — государство, располагающееся в самом центре евразийского континента. Его природа и ландшафт крайне разнообразны: высокогорья и богатые энергетическими запасами равнины на востоке, суровый климат промышленного севера, плодородные земли юга и, что главное, обширные и засушливые степи центра.
Факт того, что Казахстан — государство, по большей степени «степное», безусловно выступает в пользу евразийства. Гумилев и многие другие евразийцы приписывают особую роль в этногенезе природному ландшафту и, в частности, – степям. Степные пространства порождают то самое ощущение континента, что столь свойственно кочевым этносам. В результате этого чувства народы создают на своих территориях социополитические структуры, ощущающие свои границы, однако не замыкающиеся на них, а стремящиеся к их преодолению. Степные пространства Казахстана являются силой, способной слиять, объединять и интегрировать.
Во-вторых,
Казахстан является многонациональным государством, на территории которого проживают представители более 100 национальностей , при этом коренного населения насчитывается около 53,4 %. К крупным этническим обществам относятся русские (30%), украинцы (3,7%), узбеки (2,5%), немцы (2,4%), татары (1,7%), уйгуры (1,4%)
Евразийство же обладает той целостностью, что не подавляет и не ассимилирует уникальность народов, а, напротив, питается её разнообразием. Особенностью современной Евразии является её этнокультурное богатство и симбеоз элементов западноевропейской, славянской, исламской и тюркской цивилизаций, отношения которых основаны на равных правах на лидерство и комплиментарности.
В-третьих,
Несмотря на то, что официально казахской государственности всего двадцать лет, евразийская идеология признает её историю длиной в тысячелетия. Историческая преемственность современного Казахстана прослеживается со времен Чингисхана, Тамерлана, казахских ханов и султанов, которые стремились к усилению Казахстана и осуществлению интересов казахского народа. В духе такой исторической преемственности Назарбаев позиционирует себя «великим ханом» современности, который обладает сакральным правом на правление и объединение евразийцев. Важно, что и народ полностью поддерживает курс его правления, т.к. наконец-то чувствуется себя свободным, защищенным и раскрепощенным, не стесняемым и не подавляемым другими народами.

Прагматическое евразийство Н.А.Назарбаева

Преимуществом назарбаевской концепции евразийства является её прагматичность. Президент Казахстана предлагает не просто красивые лозунги, а реальное воплощение идеи. К одним из совершенных практических шагов относятся:
• организация ЕвразЭС
• ОДКБ
• подписание соглашения о Таможенном союзе в составе Белоруссии, Казахстана и России
• подписание соглашения о Едином экономическом пространстве (ЕЭП) в том же составе
При этом, говоря об интеграции, не стоит бояться «возврата ко времени СССР», т. к. ныне идейная основа совершенно иная. В современных рамках евразийской интеграции каждая страна оставляет за собой право самостоятельно принимать решение об участии в интеграционных процессах, и интеграция должна проходить на принципах экономической выгоды, демократии, сохранения и укрепления суверенитета.
В отличие от ранних евразийцев— Трубецкого, Савицкого, Гумилёва — Назарбаев не просто ученый-мыслитель, а реальный политик, понимающий и чувствующий политические механизмы, современные реалии и тенденции происходящих событий. Назарбаев обладает большим политическим стажем, что придает евразийской дисциплине, как представляемой им идеологии, дополнительный вес и прикладной характер.
Особенностью раннего евразийства является излишняя мистификация. Восприятие Москвы как третьего Рима становится причиной дисбаланса, т.к. возникает тенденция к формированию центра объединения в лице России. Однако по Назарбаеву, никакие институты, пусть даже столь эффективные как религиозные не дают права на привилегии. Безусловно, сила России как центра православия, непоколебима, однако в процессе интеграции она не должна влиять на расстановку сил. И если в классической, российской версии евразийства реальной силой влияния обладает именно русский народ, то евразийство Назарбаева, не принимая империалистическую расстановку сил, предлагает модель равноправия наций на лидерство, на признание идентичности народов Евразии и добровольную интеграцию.
По Гумилеву, территория России-Евразии была объединена четыре раза:
• скифами ( 8 в. до н.э. – 2 в.)
• гуннами и тюркютами ( 434 г. – 6 в.)
• татаро-монголами (1206 — 1368)
• русскими (1721 — 1991)
Эти объединения представляются в виде пятиконечной звезды, однако пятый конец остается «свободным». По Назарбаеву, его место должно занять евразийское объединение: новое, но идеально отвечающее современным политическим, экономическим и социальным требованиям.
На мой взгляд, серьезной особенностью назарбаевской интерпретации евразийства является отход от «антизападничества». Очевидно, что именно недостаточно обоснованные выступления против западного мира становились причиной осуждения евразийства как идеологии, не отвечающей современным требованиям. Для Назарбаева идеальное евразийство — это не отдаление от Европы, а взаимодействие с ней на новом межгосударственном и межрегиональном уровнях. В Послании 2008 г. Президент Казахстана дал установку на разработку программы «Путь в Европу», направленную на установление соответствия Казахстана европейским стандартам уровня жизни, развития политических и социальных институтов.
Влияние Европы также находит отражение в том, что большую роль в образовании ЕвразЭС играет опыт ЕС. ЕвразЭС копирует европейские государственные институты и механизмы, по необходимости адаптируя их под рамки евразийской интеграции.
ЕвразЭС, как и ЕС, объединяет определенные страны, которые имеют общие интересы в самых разных областях и преследуют общие цели, конечная из которых — достижение высокого уровня жизни в каждом конкретном случае и развитости государства в целом.
Внутри ЕвразЭС, как и в рамках ЕС, есть подразделение на отдельные группы-объединения, занимающиеся развитием по вопросам экономики, социально-культурной политики, военного дела.

Принципы евразийства

Назарбаев выделяетчетыре основных принципа евразийской интеграции:
• принцип экономической выгоды, заключающийся в том, что получение такого рода выгоды в 21 в. наиболее привлекателен и существен
• принцип многовекторной интеграции, согласно которому каждая организация, входящая в ЕвразЭС, занимается в ограниченном, узком направлении, однако это и обеспечивает реальное качество, обеспеченное внимательной разработкой каждой из составляющих
ЕврАзЭС — экономическое сотрудничество
ОДКБ — вопросы военно-политического взаимодействия
ШОС — решение общеполитических проблем, в том числе — противостояние новым угрозам (терроризм, экстремизм, наркобизнес)
СНГ — социокультурное развитие
• принцип «от малого к большому», подразумевающий под собой объединение вышеперечисленных организаций для создания единого союза, который и станет ЕвразЭС
• принцип поэтапной организации, согласно которой объединение всех стран должно проходить не по принципу «как можно скорее», а исходя из меры готовности к этому каждой отдельно взятой страны
Таким образом, очевидно, что добровольное объединение постсоветских стран в новое сообщество Евразийский Союз имеет сегодня все больше и больше предпосылок. Согласно Н.А.Назарбаеву, актуальное евразийство для 21 в. – это объединение, основанное на равноправии народов на лидерство, а также — на принципах интеграции и глобализации, на взаимодействии государств на новых уровнях. Именно такая идеология отвечает современным требованиям и зарождающимся тенденциям 21 в.

Leave a Reply

123