|

Меры по укреплению толерантности в молодежной среде

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3,00 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , , , ,

Тезисы к докладу на конференции «Молодежь и модернизация», Санкт-Петербург, 2011.

Миграция населения является неотъемлемым спутником модернизации экономики. Появление новых точек роста, основанных на инновационных формах производства, социальной коммуникации и организации жизни, нуждающихся в притоке новых специалистов, всегда сопровождается размыванием местных традиций, норм поведения и неписаных правил, сложившихся в региональном сообществе. Особенно болезненно ощущают на себе результаты миграции молодые люди до 25-27 лет, для которых миграция является вызовом их идентичности (этнической, региональной), а также источником конкуренции при занятии вакантных должностей в сфере малого бизнеса, рабочей среде, бюджетной сфере.

Основным источником интолерантности[1] является не столько социальная неустроенность студентов и молодых специалистов, сколько связь социальных неудач с иммигрирующими в регион представителями «визуальных меньшинств», которые могут нести как реальную, так и воображаемую опасность для принимающего общества[2].

Как правило, отсутствие народоведческих знаний в общественном сознании, укоренившихся этнических стереотипов и негативные медийные образы лежат в основе социального отчуждения между мигрантам и принимающим обществом. В связи с этим следует уделить особое внимание формированию и реализации программ по интенсивной интеграции мигрантов в принимающее общество.

Наиболее эффективными видятся инициативы, основанные на совместной деятельности обоих групп населения по обустройству территории совместного проживания. К ним могут относиться программа учреждения и поддержки ТСЖ в районах смешанного проживания коренного населения и мигрантов, организация обустройства ландшафта в сельской местности (вовлечение в строительство мостов, колодцев и иных удобств для равного использования обеими группами), организация смешанных групп ДНД и другие формы совместной некоммерческой деятельности.

Другим важнейшим направлением является организация целевых тренингов для работников правоохранительных органов и сферы образования, задача которых заключается в привитии навыков межкультурного взаимодействия. Для первых тренинги должны повысить эффективность работы с группами мигрантов по снижению этнической преступности, для вторых тренинги должны помочь привить учащимся знания об иных культурах и навыки общения с их представителями, т.е. повышение этнокультурной компетентности[3].

Также следует уделить внимание созданию службы этнопсихологов, которая, работая на телефоне доверия, была бы связующим звеном между Центром «Э», ФСКН, вузами и населением, и оперативно оценивала угрозы этнокриминала и этнонапряженности, и вела внеследственный учет их проявлений.

Важнейшей задачей исполнительной власти является организация исследований в области социальной рекламы, качество которой далеко от европейских стандартов. Одним из недостатков тендерной системы является низкая стоимость заказа как условие выигрыша тендера. Это сказывается на низком качестве креатива (и использование устаревших ценностей «дружбы народов» и «многонационального богатства» для целевой группы, которая не застала ни «дружбы», ни «богатства» полиэтнических сообществ), отсутствии оценки продукта (организации общественного контроля, фокус-групп), ненадлежащем размещении или использовании связки «место размещения – форма размещения – места концентрации целевой аудитории». Вместе с тем изменилась сама фигура мигранта, и за этим изменением не поспевает социальная реклама, использующая старые месседжи и подходы[4].

Для мигрантов, ставящих своей целью переезд в принимающий регион на длительный срок, и их потомков необходимо разработать и внедрить программы формирования региональной идентичности, оттеняющей, но не исключающей этническую идентичность. Задача этих программ – ограничение этнической мобилизации и формирования у этнически окрашенных групп негативных установок, связанных с коренным населением. Для этого необходимы как массовые работы с мигрантами второго поколения через распространение развивающих игр и иных видов информации (по технологии «от двери к двери», в обход диаспор; дифференцированной по возрастным группам и сопровождающей мигранта второго поколения на всем пути социализации), так и точечные проекты поддержки наиболее стремящихся к интеграции мигрантов (через вовлечение в социальные и образовательные проекты).

Другая сторона интолерантности – это управляемость процесса, наличие агентов интолерантности, формулирующие социальное недовольство в терминах этнической нетерпимости и националистической идеологии. Согласно нашим исследованиям[5], в основе привлекательности таких идеологий – размытость русской идентичности и отсутствие реальных незатратных механизмов ее поддержания. Это порождает ощущение ущемленности, этнофанатизм, нетерпимое отношение к этническим меньшинствам и русским, не входящим в состав сторонников националистических движений, претензии формировать этнические стандарты и выступать от имени всех русских.

Поскольку законодательство о национально-культурных автономиях не может гарантировать реализацию этнокультурных потребностей русского народа в регионах с его преимущественным проживанием, следует обратить особое внимание на альтернативные возможности и гарантии поддержки культурных инициатив, формирующих русскую идентичность.

Виталий Трофимов-Трофимов


[1] Под толерантностью здесь понимается этническая индифферентность, под интолерантностью – ее отсутствие.

[2] Например, согласно исследованиям Института этнологии и антропологии РАН в рамках исследовательской работы по теме «Психология национальной напряженности»

[3] В рамках предметов «обществоведение» или «патриотическое воспитание»

[4] Подробнее о состоянии социальной рекламы по гармонизации межэтнических отношений в России http://badnews.org.ru/news/migranty_ehto_ne_inoplanetjane/2010-09-01-3157

[5] Частично опубликованы на сайте Движения по защите прав народов.

5 комментариев for “Меры по укреплению толерантности в молодежной среде”

  1. nordlork:

    У Л.Н.Гумилёва есть чёткая классификация межэтнических взаимоотношений:

    Симбиоз — сосуществование двух и более этносов в одном регионе, когда каждый занимает свою экологическую нишу;

    Ксения — буквально «гостья» — вариант симбиоза, группа иноземцев, живущая замкнуто;

    Химера — сосуществование двух и более чуждых этносов в одной экологической нише. Обычно химеры — последствия миграции и, как правило, неустойчивы;

    Ассимиляция — контакт этносов в процессе, которого они сливаются, и вследствие которого возникает новый этнос, равно непохожий на те, из которых он возник.

    Цитата из «Феномен культуры малых народов Севера» Л. Н. Гумилев, А. П. Окладников. Впервые опубликовано // Декоративное искусство. — 1982. — N 8. — С. 23 — 28.
    «… необходимо стремиться не к изоляции этих культур, а наоборот, открывать им широкий путь в современную действительность. Вот такова по-настоящему продуктивная позиция. Следствием этой позиции стала и хорошо известная сейчас литература малых народов нашей страны, обогатившая советскую культуру великолепными произведениями Владимира Санги, Юрия Рытхеу, нанайского писателя Ходжера. Поэтому — никакой изоляции, никакого отчуждения, напротив, самое широкое взаимообогащение, но без потери малой культурой своей самобытности, неповторимости. Это — необходимое условие существования любой культуры. Ведь только, скажем, нивх может описать события прошлого и настоящего своего народа в особой, оригинальной, присущей этому народу художественной форме.

    То есть сохранять надо культурную традицию, которая представляет собой непреходящую ценность.»

    Говоря же об индифферентности, а не о взаимообогащении позитивными наработками культурных традиций и взаимном уважении друг к другу можно считать, что целью ставится именно создание «химеры», как формы сосуществования чуждых этносов. Либо о подготовке базы для будущей ассимиляции…

    • admin:

      Этноиндифирентность — это явно выраженный симбиоз и создание региональных сообществ с региональной идентичностью. Термин «взаимообогащение» я в данном контексте вообще не понимаю, не говоря уже о том, что звучит как принуждение.

      • nordlork:

        Может я не правильно понял, но по определению:
        Индифферентность — безразличное отношение к чему-либо.
        Как следствие:
        Этническая индифферентность — безразличное отношение к этносу.

        Не представляю какой симбиоз (сиречь сотрудничество) может строиться на безразличии друг к другу.

        В публикации как раз идёт речь не о создании региональных сообществ, о совместном проживании коренного населения и мигрантов.
        При безразличии (этнической индифферентности) друг к другу возможно форма «ксения», но опять-таки судя по статье речь идёт о совместной жизни в одном общество, а не каких-либо гетто.

        Под культурным обменом (то есть «взаимообогащении позитивными наработками культурных традиций») я не подразумеваю никакого принуждения, так как, если людям интересны соседи их и культура, то они будут её узнавать, и сами делиться своей культурой.

        Проблема в том, чтобы найти общие моменты и избежать взаимоисключающих. Таких как, например, в одной культуре принято есть насекомых, земноводных или собак, а в другой это не принято. По-моему, при навязывании чего-либо подобного обычно и возникает конфликт.

        • admin:

          «Может я не правильно понял, но по определению:
          Не представляю какой симбиоз может строиться на безразличии друг к другу.»

          Да, вы неправильно поняли. Во-первых, в данном случае безразличие не к этносу понимается, а к этническим различиям. Но это ладно, вы возводите индифирентность «друг к другу», а не к этносам.

          Этническая индифирентность подразумевает приоритет человечности и региональной идентичности перед этничностью. Вот Одесса. Живут устойчивым полиэтническим сообществом: евреи, русские, украинцы, греки, румыны, татары, немцы и Бог знает кто еще. Региональная идентичность сильная, этническая умеренная.

          Никого взаимообогащать и нарабатывать не надо. Культурный обмен идет на региональном и личностном уровне в порядке вещей. Во всяком случае, при значительном уровне этнической индифирентности.

          • nordlork:

            Заменять раздробленность этническую на географическую?

            Исходя из тенденции сепаратизма как общемировой тенденции это очень актуально.
            Испания распадается: Каталония уже стала независимым государством фактически.. баскам не дают а каталонцам дали.
            Очень много разговоров о там будет разделена Англия, как тенденции произойдут во Франции.
            Есть вот такие новые карты: http://www.jafarov.com/view.php?id=1810&lang=az&menu=2
            И подобные есть вероятно составляются и по другим регионам.
            Так же есть мнение, что существуют желания превратить каждую моноэтническую или мультиэтническую территорию в отдельное племенное государство.

            В таком свете идеи Циолковского о выходе человечества в космос уже становятся не более, чем фантастикой. А «Учение о Ноосфере» Вернадского только лишь литературной утопией…

Leave a Reply to nordlork

123