Никто не в праве хоть на миг забывать одну истину:
«Создатель – един, Вселенная – одна, небо – безбрежно, а значит всем нам – как детям одного отца и одной матери – необходимо жить в мире и согласии»
(Из выступления Н. А. Назарбаева на съезде лидеров мировых и традиционных религий).
Республика Казахстан является многонациональным государством, в котором в мире и дружбе сосуществуют уже многие десятки лет представители различных религиозных концессий.
Среди верующих имеются последователи почти всех мировых религий: ислама, христианства (православия, католицизма, протестантских течений), буддизма, а также иудаизма, индуизма, древних политеистических культов и современных новообразований.
За годы независимости нашей страны мы могли убедиться в том, что развитие демократических процессов в Республике Казахстан и модернизация казахстанского общества в современных условиях были достигнуты благодаря формированию и развитию в общественном сознании культуры толерантности, которая призвана сохранять гражданский мир, гармонизировать межэтнические и межконфессиональные отношения, способствовать укреплению социально-политической стабильности. Особую значимость в Казахстане приобретает религиозная толерантность.
Характерной чертой последних десятилетий стало достаточно динамичное структурная трансформация конфессионального пространства Казахстана. В настоящее время общая численность составляет более 4000 религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий, из них 2736 мусульманских, 303 православных, 1301 протестантских, 87 – католических, 27 – иудейских общин, более трехсот иностранных миссионеров.
Важное место в конфессиональном спектре Казахстана занимают наиболее традиционные для местного населения религии – ислам суннитского толкаирусское православное христианство.
В целом состояние религиозной ситуации в Казахстане характеризуется как стабильное.
В Казахстане, впервые в СНГ, создан уникальный общественный институт – Ассамблея народа Казахстана, которая стала авторитетной диалоговой площадкой для согласования и поддержания интересов различных этнических групп и религиозных концессий. И в основу этой успешной отечественной модели толерантности легли принципы и традиции, характерные для коренного казахского народа: гостеприимство, почитание старших, уважение к другим нациям, культурам и религиям.
Всем известно, что именно разногласия по вопросам религии были и остаются одной из самых основных причин, из-за которых происходили войны. Стабильность и процветание в обществе зависят от согласия между религиозными объединениями.
На современном этапе вопросы государственно-конфессиональных отношений находятся под пристальным вниманием средств массовой информации, экспертного сообщества, и, конечно же, самих верующих Казахстана.
Мониторинг и контент-анализ СМИ за последние годы свидетельствуют о возросшей религиозности населения. Эта тенденция имеет предпосылки стать долгосрочным фактором в общественно-политической жизни.
Именно поэтому сфера государственно-конфессиональных отношений выходит на передний план среди всех прочих актуальных вопросов.
В последние годы мировое сообщество очень часто сталкивается с проявлениями терроризма и экстремизма. При этом если ранее в мире действовали автономные экстремистские организации, нацеленные на достижение собственных целей, то примерно с конца 1990-х годов начали появляться признаки объединения различных экстремистских, сепаратистских и террористических движений. В том числе, такое объединение происходит под знаменами исламского фундаментализма.
Несмотря на то, что в Казахстане отсутствуют прямые предпосылки для появления террористических групп, угрозы терроризма и экстремизма, тем не менее, существуют в связи с такими факторами, как геополитическое положение республики, низкий уровень жизни определенной части населения, политизация этничности и религии, радикализация деятельности различных религиозных общин, сект и т.д.
В прошлом году в республике произошло несколько случаев, очень напоминающих теракты или подготовку к ним. Мир сегодня вплотную подошел к такому явлению, как религиозный экстремизм, и задача государства — оградить каждого гражданина, каждого члена своего общества от угрозы экстремизма.
Проблема распространения религиозного экстремизма стала реальной для всех стран Центральной Азии, считает начальник управления «Центра военно-стратегических исследований Казахстана» Рафик Таиров.
Сложность и неадекватность ситуации создается нахождением на территории центральноазиатских республик религиозных миссионеров из различных стран мира.
«Миссионеры из мусульманских стран не заинтересованы в сохранении местной интерпретации ислама, а проявляют активность в распространении своей собственной модели понимания религии. Все эти процессы носят скрытый характер и практически не изучены», – отметил представитель центра.
«Есть определенные политические интересы различных стран. Те, которые приводят к нетерпимости, а это уже не религия, это идеи, которые прикрываются религией и это всегда – политика. Радикализм – это всегда политизация, это всегда какие-то политические интересы», – считает заместитель председателя Агентства по делам религий Казахстана М.А. Азильханов.
Ситуация на фронте борьбы с религиозным экстремизмом в Казахстане складывается уникальная. Если деятельность религиозно-экстремистских организаций и объединений, позиционирующих себя как мусульманские, запрещена в Казахстане законом, то деятельность религиозных миссионеров в лице различных христианских и восточных проповедников, представляющих нетрадиционные для нашего населения религиозные институты, сектантские организации и движения ведется в Казахстане вполне легально. Если радикалы от «Хизб-ут-Тахрир», «Восточный Туркестан», «Аль-Каида», «Талибан», «Лашкар-и-Тайба», «Братья мусульмане», «Асбат-аль-Ансар» ушли в подполье, то учение сайентологов, свидетелей Йеговы, мормонов, а также различных культов восточной и сатанистской направленности активно пополняет свои ряды новыми адептами из числа коренной национальности. И это с учетом того факта, что присутствующий в их взглядах и воззрениях нетрадиционализм и сектантизм не только наносит вред обществу, но и дискредитирует саму идею и сущность религии. Ведь как показывает практика, миссионеры стремятся оторвать человека от семьи, общества, культурной и социальной жизни своего народа. Немало таких, которые отрицают и игнорируют исторические традиции, быт и нравы народов и наносят вред физическому и психологическому здоровью наших сограждан. Этим самым они не только подтачивают корни и устои традиционных религий и верований, но и расшатывают государственные основы общества.
После серии взрывов в разных регионах и столкновений полиции с боевиками, президент призвал парламент сделать более суровым законодательство, чтобы защитить страну от угрозы религиозного экстремизма.
13 октября 2011 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений”, направленный на приведение ряда законодательных актов Республики Казахстан в соответствие с законом“О религиозной деятельности и религиозных объединениях”.
Этот закон “направлен на обновление законодательства о религиозных объединениях путем четкой регламентации их статуса и деятельности, установления необходимых правовых ограничений, а также определения основ системной работы государственных органов в сфере регулирования конфессиональных отношений с учетом современных реалий и тенденций”.
Также глава государства подписал сопутствующий к нему закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений”, который предусматривает перерегистрацию религиозных организаций и запрещает незарегистрированную религиозную деятельность на территории республики.
Новый закон о религиозной деятельности в Казахстане не нарушает равноправия религиозных объединений, уверен глава агентства РК по делам религий Кайрат Лама Шариф.
“Ни одна религия не должна устанавливаться в качестве государственной и обязательной, в то же время, в преамбуле закона отмечается историческая роль ислама ханафитского учения и православия в развитии культуры и духовной жизни казахстанского народа, а также подчеркивается уважение к другим религиям, сочетающимся с его духовным наследием”, – отметил Лама Шариф, выступая на духовном форуме в Астане.
Он подчеркнул, что “данные положения не нарушают равноправия религиозных объединений, поскольку не создают привилегированных условий одним перед другими”.
“Как весомый позитивный фактор в религиозной ситуации в Казахстане необходимо отметить тот факт, что в результате многовекового сосуществования ислама и православия, в Казахстане сложился определенный религиозный баланс интересов и религиозное равновесие, в рамках которого каждая из двух вышеуказанных религий сформировала свою нишу, наладив межконфессиональный диалог и каналы социального взаимодействия”, – считает глава агентства РК по делам религий.
“Не случайно Казахстан признал в качестве официальных выходных дней такие праздники как Курбан айт и Рождество“. “Таким образом, духовность Казахстана сформирована религиозными мотивами. Каждый из этносов нашей страны является нравственным примером друг для друга, никто не ставит себя выше, никто и не унижен”,
Следует признать, религия впервые продемонстрировала свой дестабилизирующий потенциал, который достиг действительно угрожающего значения.
Речь идет не только о безопасности государства. Известные события на Западе нашей страны обнажили и заставили обратить внимание на комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасности личности и безопасности общества.
Другими словами, система обеспечения национальной безопасности впервые столкнулась с угрозой, которая способна оказать негативное воздействие сразу во всех трех измерениях национальной безопасности – безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства.
Соответственно, государство должно выработать систему мер/мероприятий, направленных на эффективную нейтрализацию угроз по указанным направлениям.
Верующие и представители религиозных конфессий Казахстана должны понимать, что государство вынуждено принять симметричные меры в ответ на ситуацию чрезвычайного характера.
При этом, все фундаментальные права и свободы человека сохраняются, в том числе, свобода совести и вероисповедания.
Необходимо особо подчеркнуть, что Казахстан придерживается всех взятых на себя международных обязательств.
Однако это не означает, что государство должно избрать позицию стороннего наблюдателя в этих сложных социальных процессах. Когда это касается здоровья, прав и свобод наших граждан, их законных интересов, вступают в силу механизмы государственной правовой защиты.
Государство, прежде всего, обязано обеспечить восстановление законности и правопорядка на всей территории страны, придать цивилизованный и правовой характер режиму функционирования религиозных объединений.
Нужно поставить мощный институциональный правовой заслон проникновению в страну чуждых нашему народу идеологий и псевдорелигиозных учений.
Национальное единство, важной составляющей которого является межконфессиональное согласие – это высшая ценность нашей государственности.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Вы можете распространять материалы сайта с обязательным указанием авторства и гиперссылкой на источник — Вы не можете использовать материалы в коммерческих целях — Вы не можете изменять, преобразовывать или брать за основу контент сайта)