|

Над С. Исаковым сгущаются тучи

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , , , , , , ,

Ликвидируют ли коррупцию в энергетике Кыргызстана

Ситуация в энергосистеме Кыргызстана навеивает на очень популярную в 60 годы песню: «Нам электричество пахать будет и сеять, нам электричество наделает делов…». Сегодня тема коррупция в энергетике на устах у большинства населения Кыргызстана. Народ ждет чуда, что наконец-то коррупционеры понесут наказание за свои злодеяния.

На прошлой неделе депутатская комиссия по расследованию следов потраченных на модернизацию ТЭЦ $386 млн. ввела Сапара Исакова в начало списка рекомендованных правоохранительным органам для привлечения к ответственности чиновников. Сказано, что письма, адресованные главе государства С. Исаковым в бытность завотделом внешних связей аппарата президента, оказали серьезное влияние на внеконкурсный отбор подрядчиком компании ТВЕА.

И вот появляется статья «Завтра может быть арестован С. Исаков…». Экс-премьер-министр С. Исаков 14 мая 2018 года во второй раз вызван на допрос в Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики (ГКНБ КР). По данным ГКНБ КР, С. Исаков допрошен в качестве свидетеля в рамках уголовного дела, возбужденного по фактам коррупции при модернизации Бишкекской ТЭЦ.

Согласно информации, С. Исаков до этого после 2,5-часового допроса в ГКНБ КР заявил, что «были вопросы по отдельным делам в аппарате президента, там нет ничего, чтобы бояться».

Ранее по этому делу уже арестованы семь бывших топ-менеджеров энергоотрасли, в том числе экс-глава Энергохолдинга Айбек Калиев, бывший генеральный директор ОАО «Электрические станции» Салайдин Авазов. Всем семерым предъявлены официальные обвинения в коррупции.

Хочется напомнить, соглашение о получении кредита на модернизацию ТЭЦ парламент предыдущего созыва за один день поддержал сразу в 3-х чтениях.

Историческая справка

В январе 2016 года Кыргызстан в одностороннем порядке денонсировал кыргызско-российское соглашение о строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС, в связи с чем, нужно было вернуть России около $37 млн.

Активно начавшиеся работы по строительству Верхненарынского каскада и Камбар-Атинской ГЭС-1 остановились. Население возлагало очень большие надежды на эти проекты. Но мировой кризис, в том числе в России, затруднил вопрос финансирования этих двух проектов. К тому же потребуется около 20 лет, пока построенные ГЭС достигнут точки безубыточности и начнут приносить прибыль. Другим фактором замедленного темпа строительства выступали рассчитанные тарифы стоимости одного киловатт-часа за 1 цент. Для того чтобы оправдать расходы, минимальный тариф должен составлять не менее 6 центов за киловатт. Кыргызское правительство не согласилось с этими условиями, понимая, что населению страны такие тарифы будут неподъемными.

Сообщается, что $37 млн. были потрачены на строительство вахтового жилья для рабочих и на другие строительные объекты и работы. Но руководитель депутатской комиссии Алмамбет Шыкмаматов, обязавшийся подсчитать упомянутые расходы, заявил: «Там не была проделана работа даже на $5 млн., не говоря о $37 млн».

Депутатская комиссия поставила задачу проверить расходование государственных денег. Однако счетная палата Кыргызской Республики не может провести аудит, точнее проверить расходы, потраченные на Верхне-Нарынский каскад ГЭС.

Но видимо судьба этих денег окажется плачевной. Скорее всего, большая их часть уже осела «в карманах» коррумпированных кыргызских чиновников. Конечно, в случае невозврата денег последуют различные долгие разбирательства в международных арбитражных судах, но проворовавшиеся чиновники видимо считают, что им удастся за это время уйти от возможной ответственности.

Счетная палата распространила следующее заявление: «В соответствии с законом Кыргызстана «О счетной палате», мы можем проверить только те частные предприятия и учреждения, в которых есть государственная доля. Точнее, государственная доля должна превышать 51%. В соответствии с кыргызско-российским соглашением, уставной капитал ЗАО «Верхне-Нарынский ГЭС» распределен на паритетной основе 50/50 между кыргызстанскими «Электрическими станциями» и российским акционерным обществом «РусГидро».

Другими словами, будут приглашены международные независимые эксперты, которые проведут проверку. Кыргызстан выплатит компенсацию в зависимости от результатов проверки. По результатам проверки будет ясно — деньги были использованы правильно или расходы были завышены. А может и здесь, уже появились элементы коррупции?!

Денонсация Соглашение о строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС «РусГидро» парламент за один день поддержал сразу в 3-х чтениях.

Чешская компания

Очень быстро, а может, все уже было решено раньше, но тут же появился ни откуда чешский инвестор, который показал рекомендательное письмо от главы канцелярии президента Чехии Вратислава Мынаржа.

В нем он рекомендует руководителю аппарата президента Кыргызстана С. Исакову компанию Liglass Trading CZ, в котором отмечает, что это достойная компания и заинтересована в сотрудничестве. Журналисты подозревают в лоббировании интересов чешской компании руководителем администрации президента Кыргызстана С. Исаковым.

В данном письме В. Мынарж действительно отмечал, что «Эта компания хорошо зарекомендовала себя не только на чешском, но и на европейском рынке. Мы надеемся, что вы будете стабильными и долгосрочными партнерами».

В мае 2017 года в Казахстане состоялась встреча президентов Кыргызстана и Чехии, на которой чешский лидер Милош Земан рекомендовал Алмазбеку Атамбаеву обратить внимание на ту же фирму.

Выступая на съезде СДПК с предвыборной речью, кандидат в президенты Сооронбай Жээнбеков сказал, что «под мудрым руководством президента» его правительство, благодаря контракту с Liglass, в ближайшие годы увеличит потенциал гидроэнергетики на целых 30%.

Однако ещё 17 июля 2017 года от заключения контракта с Liglass правительство Кыргызстана предостерегали посольство республики в Австрии и Чехии, а также МИД Кыргызстана, которые рекомендовали Нацэнергохолдингу и Минэкономики страны не продолжать сотрудничество с чешской компанией, «учитывая судебные разбирательства о банкротстве и отсутствии информации о ее деловой репутации». В народе говорят, что рекомендации затерялись у руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики С. Исакова

Руководитель Госкомитета по промышленности и энергетике Дуйшенбек Зилалиев заверил журналистов, что если Liglass не внесет обещанные $37 млн., то через 30 банковских дней мы в одностороннем порядке разорвем соглашение и объявим второй тендер. Никакого ущерба не будет нанесено, и «оснований для беспокойства нет».

Между правительством Кыргызстана и Liglass Trading было подписано соглашение о строительстве и вводе в эксплуатацию Ак-Булунской ГЭС и Нарынской ГЭС-1 Верхненарынского каскада. Эта же компания стала победителем тендера на строительство десяти малых ГЭС. Хотя уже сейчас в народе говорят, что тендер был подстроен так, чтобы победила Liglass Trading, оказавшаяся в центре коррупционного скандала. По данным пражских журналистов, Liglass связана с адвокатским бюро, специализация которого — услуги тем, кого подозревают в коррупции.

Заключение соглашения с Liglass Trading можно расценить как государственную измену. Об этом на пресс-конференции сообщил активист Эдиль Байсалов, оценив все известные ему факты. По его словам, Liglass Trading не перевела ни тыйына в Кыргызстан.

Президент А. Атамбаев, денонсировавший соглашение с Россией, в этой связи отметил, что «приход крупных частных инвестиций из Европы послужит мощным сигналом для потенциальных инвесторов со всего мира, подтверждающим готовность Кыргызстана к созданию всех необходимых условий для ведения бизнеса и эффективной реализации взаимовыгодных совместных проектов».

Отметим, в первый этап Верхне-Нарынский каскада будет вложено $230 млн. общая сумма проекта – $500 млн. Кроме того, чехи построят два мусоросжигательных завода и станцию по сбору солнечной энергии.

Однако премьер-министр Кыргызстана С. Исаков принял решение расторгнуть договор с чешской компанией Liglass Trading. Об этом он заявил 18 сентября 2017 года на совещании в правительстве.

В правительстве все время называли разные сроки уплаты компанией Liglass Trading $37 млн. для выкупа 50 процентов акций в ЗАО «Верхне-Нарынские ГЭС». Именно эту сумму Кыргызстан должен вернуть российской компании «РусГидро», которая готовится подать иск к республике в международный арбитраж. Это и явилось основной причиной денонсации соглашения Liglass Trading.

Указанные соглашения по строительству Верхне-Нарынского каскада ГЭС с инвесторами денонсированы, законы подписаны. Правительство в течение 6 месяцев собирается подыскать нового инвестора. Возможно, будут привлечены инвесторы из Китая, Турции, Катара, Кувейта, Ирана на строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС. В реальности, новые инвесторы также придут со своими условиями и интересами. Поэтому Кыргызстан должны выставить инвесторам свои условия и обеспечить их защиту.

Привлечь зарубежных инвесторов на строительство гидроэлектростанций — это достаточно трудная задача, подыскать инвестора, который согласен работать на кыргызских условиях по проектам, которые окупятся спустя многие годы. Как известно, инвесторы стремятся к быстрейшему получению прибыли и не хотят долго ждать. Необходимо объявить тендер до наступления лета и продолжить строительство не позже этого года.

ТВЕА

11 сентября 2013 года Жогорку Кенеш Кыргызстана утвердил соглашение о получении кредита в размере $386 млн. из китайского «Эксимбанка» на модернизацию ТЭЦ Бишкека. Подрядчиком была назначена китайская компания ТBЕА.

Кенжебек Бокоев напомнил, что «Соглашение о получении кредита на модернизацию ТЭЦ» парламент Кыргызстана предыдущего созыва за один день поддержал сразу в 3-х чтениях.

26 января 2018 года, в 18.00 на ТЭЦ Бишкека была снижена нагрузка с 340 МВт (из них 145 МВт на новом блоке и 195 МВт на старых котлоагрегатах) до 154 (из них 134 МВт на новом блоке и 20 МВт на старых котлоагрегатах). Отказало оборудование подачи подпиточной воды для старых котлов.

После реконструкции ТЭЦ, выполненной китайской компанией, бишкекчане не устают жаловаться на работу ТЭЦ. То она гудит, то загрязняет воздух, теперь вот не выдержала элементарного испытания холодами — хотя в ходе реконструкции исполнители обязаны были протестировать подобную ситуацию.

Теперь о ситуации вокруг аварии на ТЭЦ. Люди только теперь узнали, что страстное желание кыргызских руководителей завозить Кара — Кечинский уголь на Бишкекскую ТЭЦ было продиктовано их стремлением быстрее получить большую сумму в $386 млн. под предлогом проведения реконструкции ТЭЦ. Ради этого они согласились  с тем, чтобы из 24 котлоагрегатов ТЭЦ, подлежащих к замене, на указанные деньги заменить всего четыре агрегата. По логике вещей, Кыргызстану должны были осуществить поэтапную их замену, например, по 2 агрегата в год, не потратив сразу столько денег. Но отдельным руководителям нужно было взять все деньги целиком и сразу. А завоз Кара-Кечинского и Кавакского углей на Бишкекскую ТЭЦ так и остался не решенным.

Любой руководитель, имеющий высокую квалификацию на порученном участке работе, не может допустить того, чтобы на такую сумму денег заменить только четыре котлоагрегата ТЭЦ. Специалисты поговаривают, что замена четырех агрегатов в лучшем случае стоили не больше $20 — $30 млн. со всеми их составляющими.

Напомним, за модернизацию ТЭЦ Бишкека Кыргызстан должен заплатить $480 млн., из них проценты по кредиту — $94 млн. Итого, Кыргызская Республика должна будет вернуть кредит и проценты через 20 лет. Помимо кредита, «Электрические станции» получили от ТВЕА грант в $20,3 млн. Депутаты Жогорку Кенеша увидели в этом коррупционную составляющую, так как грант не вошел в основную сумму выделенных средств.

«Но самое интересное заключается в том, что особенность контракта такова, что Кыргызстан не может расшифровать расходы. Однако детальную расшифровку они (представители китайской компании) не смогли тоже дать. Данные имеются только у ТВЕА. Таковы особенности контракта», — добавил генеральный директор «Электрических станций» Узак Кадырбаев.

Хочется отметить, что с момента развала Советского Союза Кыргызстан ни разу не запустил дополнительные мощности. Все объекты энергетики изношены на 70-80%.

Всего по республике функционирует около 450 водохранилищ, из них 10 являются крупными и средними объемом более 240 тыс. млн. кубометров. Устойчивость плотин водохранилищ и ГЭС из-за сроков давности их эксплуатации имеет тенденцию к снижению прочности. При аварийном сбросе большого объема воды по руслам рек возможны процессы разрушения берегов с угрозой затопления населенных пунктов.

Какое большое поле деятельности для коррупционеров, а самое главное, что проверяют только когда случиться чрезвычайное происшествие, но тогда уже поздно. Да и время может быть упущено. Кто-то сбежал, кто-то умер.

Но есть еще один замечательный проект, о котором тоже много говорят и руководители страны, и спонсоры, предоставившие кредит.

«CASA-1000»

Проект «CASA-1000» (Центральная Азия — Южная Азия 1000 мегаватт) подразумевает строительство высоковольтной линии электропередачи, связывающей энергетические системы Кыргызстана, Таджикистана с Афганистаном и Пакистаном для экспорта электроэнергии центральноазиатскими странами.

Общая стоимость проекта — более $1 млрд., из которых Кыргызстан затратит $233 млн., Таджикистан — $270 миллионов, Афганистан — $300 млн. и Пакистан — $200 млн.

11 мая 2017 года премьер-министр С. Жээнбеков побывал в Таджикистане, участвовал в помпезной церемонии начала проекта «СASA-1000». Сопровождающие его многочисленные аналитики начали расхваливать этот проект. Говорили: «Мы получим льготный кредит на $233 млн. Ежегодно будем продавать по 2 млрд. киловатт электроэнергии в Афганистан и Пакистан по 9-10 центов. Ежегодно будем зарабатывать сотни млн. долларов США. Кредиты окупятся быстро, 100% гарантия. Появятся новые рабочие места».

Планируется, что протяженность линии составит 750 километров. На первом этапе будет построена ЛЭП «Датка — Худжанд», протяженностью 477 км на 500 киловольт, которая соединит энергосистемы Кыргызстана и Таджикистана. Затем линия электропередачи пойдет из Таджикистана в Афганистан и далее в пакистанский город Пешавар.

Кыргызстан и Таджикистан хотят продавать излишки электроэнергии в Пакистан и Афганистан, где ощущается энергодефицит. А как же в Кыргызской Республике?

Для пополнения дефицита электроэнергии в 2016 году Кыргызстан  закупает 1 млрд. киловатт электроэнергии у Таджикистана и Казахстана по предполагаемой цене 2,5-3 цента. Данные о закупках электроэнергии в 2017 году стали умалчиваться.

Токтогульская ГЭС едва выживает с единственным уцелевшим агрегатом, кое-как оставшейся в живых подстанцией. Правительство боится поднимать тарифы на электричество, поэтому финансирование энергетики недостаточное. По информации энергетиков, себестоимость производимой в Кыргызстане электроэнергии – 2,57 сомов (3,7 центов). Долг энергетиков за полученные до этого кредиты – $1,7 млрд., эта сумма составляет половину внешнего долга Кыргызстана

Теперь посмотрите, Кыргызстан закупает по 1 млрд. киловатт электроэнергии ежегодно у соседей, и какую энергию собирается продавать через «СASA-1000»?

В Китае заметна избыточность электроэнергии в чрезвычайно больших объемах. Если в год вырабатывает 1400 гигаватт энергии, из них 300 гигаватт – гидроэнергетика. Все кыргызские ГЭС дают 3,7 гигаватт. Говоря иначе, при сопоставлении с ГЭС, возможности Кыргызстана малы в 100 раз, а в целом, малы в 380 раз. Излишнюю энергию Китай нацелен продавать на экспорт в Европу и соседние государства. Для этого построит электролинию 800 киловольт до Германии. По оценкам экспертов, при реализации данного проекта цена на электроэнергию упадет в 2 раза.

Для Китая не вызовет трудностей экспортировать энергию в Афганистан и Пакистан, потому что с обоими государствами имеет общую границу. Есть и деньги, и технологии, предприятия, политическая воля… все есть. А Кыргызстан сможет ли конкурировать с Китаем?

Между тем парламентский комитет одобрил проект «СASA-1000», поддержал соглашение о получении кредита. Похоже, долги за этот проект будут выплачивать потомки. Этот долг – суверенный долг. Если в назначенный срок не выплатить его, то Кыргызстан ответит за него своими землями, месторождениями полезных ископаемых, суверенитетом, независимостью.

Таким образом, «СASA-1000» — очень сомнительный проект. У коррупционеров появляется возможность воровать деньги из государственного кредита. А эта проблема уже для следующего поколения.

С декабря 2012 по март 2017 года С. Исаков работал заведующим отделом внешней политики, в ранге заместителя Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики, а затем первым заместителем Руководителя Аппарата.

Может всё же не зря над ним сгущаются тучи?!

В. Синько

Координатор Евразийского центра им. Л. Гумилёва в Кыргызстане

Leave a Reply

123