|

Народ Чудь возрождается в глухом районе Архангельской области

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , , ,

Фоторепортаж Алексея Голубцова о том, как в глухом районе Архангельской области возрождается народ чудь. Народ чудь, существование которого зафиксировала 10 лет назад перепись населения 2002 года, возрождается медленно. Но верно: во время последней переписи 2010-го еще несколько десятков жителей глухого Верхнетоемского района Архангельской области записались в эту народность.

Говорят, чудеса случаются там, где в них верят. В этом смысле возрождение древней чуди — дославянского населения русского Севера, от которого пошли многие первопоселенцы, чародеи и богатыри — чудо. Тем более что по одной из северных русских легенд «чудь белоглазая» и «дивьи люди», не желая креститься, в стародавние времена ушли под землю, да так и остались там жить.

Новая чудь вышла, однако, не из-под земли, а из Всероссийской переписи 2002 года: в Перечне языков и национальностей РФ ее записали под номером 351. Чего в этом больше — возрождения национального самосознания или игры с историей, вопрос открытый. Но нежелание кануть в века и бесследно исчезнуть у здешних жителей было самое искреннее…

Нельзя сказать, что от принятия судьбоносного решения повседневная жизнь обитателей деревень по реке Пинеге в ее верхнем течении и ее притоке реке Вые как-то круто переменилась. Она проходит все в тех же заботах, а районы, которые заселяет «чудной» народ, все так же труднодоступны. Например, в деревеньку Окуловская Верхнетоемского района, когда разливаются реки, попасть можно только бродом по старинным тропам через Пинегу.

Еще одно отличие этих мест — язык: он исстари был непонятным, «чудным», чем объясняет название древней национальности еще одна народная легенда. Сейчас говорят вроде по-русски, но тоже — поди пойми:

— О, жонки, ишко-ты, ну и игрок, все игрокам игрок. Коль баско да дельно играт, хоть пляши. Помоложе была бы, сплясала, да частушку спела. Не играт, а пальчиками выщипыват.

…Совсем недавно вышла книжка уроженца деревни Окуловская Сергея Засухина «Самородное слово». В ней собраны комментарии более 1700 слов «чудинского» диалекта. Своими «чудскими» истоками он так гордится, что, кажется, ощущает больше связь с историей, чем с Большой Землей.

— А в общем брошены мы,— рассказывает Сергей Засухин.— Хотя связь-то есть со всем миром — телефон, электричество без перебоев и интернет.

Для детей, как положено, работают школы, а в день выборов в Госдуму привозили в деревню Окуловская «мобильный» избирательный участок .

Больше всего волнует Сергея проблема прироста населения. Слышал, что «чуди» в Пинежском районе около двухсот человек, но в их глухих краях молодежь рвется в город.

— Жизнь в наших краях, конечно, тяжелая,— признает Сергей,— но если это твоя Родина, то можно привыкнуть. А вот большой город полюбить нельзя: им можно разве что восхищаться…

Дарья Юршина, Алексей Голубцов, Коммерсантъ

Возвращение с рыбалки. Обычно забираются высоко вверх по реке Выя: там есть ямы, где зимует рыбы

В здешних краях в ходу все виды санного транспорта

А это деревня Новинки. Иван, только что вернувшийся с неудачной охоты, показывает картину, которая невесть сколько лет висит в доме, и очень оживляется, узнав, что она представляет коммерческий интерес. До этого он собирался ехать на заработки на стройки в Сочи. На кровати спит его отец

Михаил, в отличие от большинства мужчин в деревне Гаврилово, имеет постоянную работу — он дизелист. Дежурство — посменно

"Я человек лесной",— говорит Валентина. При первой возможности она уходит в лес на охоту, рыбачит

В здешних краях в ходу все виды санного транспорта

Деревня Окуловская и баба Ида, ее обитательница

Leave a Reply

123