|

Некоторые особенности символичной классификации Кыргызского орнамента

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Кыргызский орнамент, как и другие орнаменты кочевых этносов, воплощал в себе все пространственно – временные характеристики существования этногруппы. Бесписьменная культура заставляла искать другие информативные источники, и здесь важнейшую роль играло прикладное творчество, где первоначальная информация – прежде всего этноидентификационная, со временем ритуализировалась предавая творческую самобытность этногруппе, эволюционизируясь в историческом пространстве некоторые ритуальные элементы преобразуются в декоративный концепт.

Учитывая наиболее целесообразным с нашей точки зрения будет метод использования многопрофильного гуманитарного аспекта применительно к объекту исследования прикладного творчества:

1. разный формат изделия разная готовность к инновациям, т.е.вышивка трансформируется быстрее чем войлок – а) войлок б) курак (мозаика из лоскутов ткани) в) вышивка,  такие изделия как туш кийз  соединяют в себе идею ширдака (войлочный ковер) курака и вышивки. При этом семантически изделия по временной орнаментовке распределяются следующим образом – че6м утилитарнее объект, тем он больше подвергнут инновации, и соответственно чем ритуализируемо изделие, тем оно становится более каноничным.

2. идеологическая трансформация – угловые и центральные места композиции звезда, герб — национальная символика, тамга (этнородовой знак) – исламская шестиконечная звезда, данный период творчества берет свое начало в большинстве своем в советский периода, но также свидетельствует о ментальной сакрализации власти на уровне семейно – родовой принадлежности, а также изменение символов этой власти вместе с изменением содержательной семантической базы.

3. регионы сохраняют традиционность, хотя с помощью развития коммуникаций идет психологическая ломка ментального самосознания, если проникает цивилизация, что проявляется в смешанности орнаментальных мотивов, от центра к периферии. Так как согласно нашей гипотезе подтвержденной полевым материалом центр композиции изделия отражает индивидуальную «границу» изделия, а периферия в свою очередь иллюстрирует объективное мировоззрение ремесленника. Следовательно композиционно современный орнамент располагает от индивидуальности к традиции. По видам, механически это выглядит следующим образом:

а. в процессе исследования проявляется  влияние – калмако монгольских мотивов, это — тема связанная с морем и рыбой, ряд ирано — земледельческих мотивов – отображение солнца, цветов.

4. Тамговое отображение – птиц и оленей в зеркально дуальной композиции. Что в изделии видится как соединение темного и светлого начала.

Если инновации затронули все иллюстративное поле изделия, то этническая память больше проявляется на цветовом решении изделия

Лишним подтверждением нашего тезиса является факт того что в малых формах декоративного творчества которые становятся все более популярными в современном мире, происходит централизация, в крупных формах напротив сознательная децентрализация.

Подводя предварительный итог анализу туш – кииза мы отмечаем, что если изделие имеет ритуальный смысл, то периферия и граница практически всегда отображает временной цикл. Это либо путь, либо календарная символика(времена года, месяц, дни недели, дни месяца).

Рождение ребенка (туш кийиз на сев.Кыргызстана), то периферия сакрализует число 9(месяцев), 3раза по 3 или 12 месяцев (годовая инициация).

Цветовое оформление зависит от пространства обитания этногруппы, соотношения коллективного и индивидуального сознания отображающегося от центра к периферии, размеры изделия зависят от утилитарно-хозяйственных особенностей этногруппы.

Ала –кийз  (более простой чем ширдак ковер в исполнении) – коллективное сознание, но ориентированное краткосрочное настроение и перспективу (в основном календарная семантика). Традиционно утилитарное изделие призванное выполнять хозяйственные функции. Анализ  орнамента —  крупный плавный детализирован на преобладание солярной символики, (техника курак, войлок). Семантика: помимо солярной символики, часто используется символизация знака бесконечности. Что с нашей точки зрения также отражает мировоззрение кочевника.

Тем не менее из современных изделий которые мы проанализировали наибольший интерес представляют Кураки(лоскутное творчество), как мы предполагаем это связано прежде всего с утилитарной нагрузкой изделия, «курак практически не идентифицируется по родо — племенному признаку» здесь мы можем говорить о пространственной идентификации – цвет, форма изделия. Курак представляет конечный продукт утилитарного предназначения, и хотя на современном этапе кураки ритуализируются особенно в Южных регионах Кыргызстана, это происходит за счет сакральных праздников.

Давя в целом анализ современного прикладного творчества в республике, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день:

1) национальные изделия устаревают и в утилитарном предназначении заменяются унифицированными современными бытовыми предметами.

2) при этих процессах в большинстве объединений действительно создаются уникальные с коммерческой точки зрения предметы, но здесь имеет смысл говорить об индивидуальном дизайн производстве, чем о национальной традиции.

3) большинство изделий по своему местоположению имеет случайный характер (городской фактор).

Примечание: интерес представляет материал, собранный в месте «проживания практически новой этногруппы влившейся в кыргызский этнос —  калмаков (19 — 20вв.)»   анализ показывает, что орнамент характеризуется сознательно грубой детализацией орнамента.  И четким обозначением композиционных границ.

Мы попробовали объяснить семантику – децентрализации орнамента, в  пространственно временном смысле – здесь имеет смысл говорить об индивидуальном сознании монгольских кочевых групп, а также сознательная дистанция проводимая местными жителями даже на бытовом уровне. В процессе экспедиции– выявляется новая типология орнамента – анатомическая (в основном позвоночник и другие части скелета скота), данный тип может объяснить некоторые элементы семантики орнамента на ряде традиционных предметах творчества родоплеменных этногрупп Кыргызтана. К сожалению уже на сегодняшний день, из-за развитых коммуникаций, достаточно сложно в исследовательском плане сегментировать определенный орнамент к конкретной территории.

Аналогичная картина наблюдается и в центральных районах республики. Но причина здесь другая – здесь мы больше имеем с нерегулируемыми миграционными потоками. Другими словами: когда русскоязычное население выезжает их дома, заполняют местные жители, которые являются представителями различных родоплеменных структур и зачастую несвязанны с материально – ритуальной традицией.

«Наиболее прикладное творчество развито в предгорных отдаленных областях» (вдали от коммуникаций). Анализ показывает что в данных районах прикладное творчество развито повсеместно – особенно развито ткачество(туш – кийзы), ширдак и ала – кийзы.

Именно в отдаленных районах анализируя семантику орнамента, мы смогли сделать следующие  выводы; что прикладное творчество в сознании местного населения строго градируется по ритуальной и утилитарной нагрузке.

1.Туш –кийз играет роль оберега конкретного субъекта или семейной пары. По нашей версии это самый сакрализованныйэлемент прикладного творчества. Исходя из этого — туш кийз являлся индивидуальным оберегом конкретного лица или пары и поэтому чаще всего изготовлялся на рождение ребенка или на свадьбу. Поэтому даже втрадиционных туш кийзах, допускалась определенная вольность ремесленницы, в расположении традиционных магических знаков.

2.Сакрализация ширдака больше направлена магический обряд хозяйственных нужд. Так он коллективен и достаточно трудоемок в изготовлении орнамент, который на нем располагался, являлся родовым или семейноинициирующим. Следовательно, данный орнамент со временем становился каноничным, и теряя собственную инициирующею функцию приобретал ритуальное предназначение.Например, как приданное современной невесты.

3.Ала – кийз либо играет роль декоративного элемента, либо направлен ритуализацию повседневного пространства. Но в исторической традиции родоплеменных групп у которых ценилась мобильность и легкость поклажи – напримеркошчу – охотник, ала кийз зачастую играл роль ширдака т.е. фамильного инициатора. Интерес также представляет техника талдырмав основном представленная в горных районах республики – где сочетаются техники ширдака, ала кийза и курака. Данная техника может служить объектом для дальнейшего изучения.

4.Курак – в основном выполняет декоративно – утилитарную нагрузку. В современном творчестве часто технику курак используют при изготовлении туш кийзов, а это может быть по двум причинам а) декоративность заменяет ритуальность. б) в сознании ремесленника важнейшей составляющей является форма а не содержание (данную версию необходимо проверить).

Подтверждается версия, что при использовании коммуникативных каналов для развития региональных сообществ – прямо пропорционально утрачивается самобытность.

При этом свое личностное восприятие в виде тамги или условного знака ремесленница часто отображает в угловой периферии орнаментированного пространства. Последующая форма изменения изделия подвлияниям коммуникации это полная унификация без рода племенных, территориальных различий всех ремесленных изделий, этот этап в большинстве районов севера республики мы сейчас и наблюдаем.

Изменения происходят не только в ритуально декоративном направлении изделий, но и в их утилитарной нагрузке. Уходя в своей использованности в повседневности они становятся атрибутом главных ритуалов:  свадеб, похорон, рождений и т.п.

Косвенным подтверждением данной гипотезы является тот факт, что на территории исследования экспедиции практически отсутствуют ремесленные центры по изготовлению других бытовых изделий – кожи, дерева, металла они широко не используются не в ритуальной не утилитарной нагрузке.

Еще одним интересным фактом, рассмотренным нами в процессе экспедиции является то, что в Южном регионе основную ритуальную нагрузку несет сайма (вышивка гладью или болгарский крест)- при этом ее активно используют как в технике ширдак так и в ала кийзах (что также является нововведением). Использование вышивки вероятно связано с соседством с соседними земледельческими этносами – узбекским, таджикским.

Новым также является и тот факт что,  судя по орнаментации ритуальными являются изделия ала – кийз, предназначение которых сегментируются сугубо при рождении ребенка – интересен орнамент выполняющий функцию сакрализацию плодовитости.

Исходя из этого мы выдвигаем гипотезу – в орнаментации представлены магические (плодородие, урожай, дуальность), и зооморфные (бугу, сокол, паук- выяснить причину) мотивы. Техника курак – представлена(так же как и другая мотивация методом уравновешивания пространства.)

прикладные изделия в традиционных сообществах представлены в большом объеме на это существует ряд причин.

1. Они служат средством этнической идентификации

2. Согласно традиции идет подробная детализация орнамента и композиции.

Аналогичная картина только в более меньшем объеме наблюдается у других этногрупп  расселившихся на территории Кыргызстана.

Но анализ экспедиции показывает, что родовые группы под воздействием развивающейся коммуникации утрачивают само идентификацию.

Семантика орнамента, орнамент севера республики практически подразделяется на два  вида что связано с типом хозяйствования.

1.утилитарно – скотоводческий, т.е. по центру идет отображение крупного рогатого скота по периферии или вклинивается в верх-низ композиции отображение птицы – беркута, сокола, который у группы выполняет роль оберега, а также дополнительного идентификатора.

2. утилитарно – охотничий как мы полагаем более древний тип ( что явствует из самого названия родо племенных объединений) рога коров (быков) заменяются на рога оленей, козлов.

И ширдак и ала кийз выполняют ритуально – магическую нагрузку что часто усиливается изображениями от сглаза, трансформацией тумаров.

Гипотеза: вероятно, эти виды олицетворяют плодородие и благополучие не только скота но семьи когда сочетаются с календарным и пространственным циклом.

Доминирующие цвета: красно-черный, красно-зеленый, сине –красный, красно желто зеленый.

1.Сохраняют свою привязанность ритуально- утилитарной направленности.

2. Орнамент более ритуален за счет этого идет слияние периферийного (ритуального поля с центральным). – практически отсутствуют антропоморфные мотивация. Доминируют темные тона, в изделиях предпочтение отдается туш-кийзамгде несмотря на общую тенденцию идет смешение стилей и форм с серед. ХХ вв.

3.Напротив орнамент более реалистичен, прагматичен – как следствие доминирующими в изделии являются антропоморфные, в ущерб зооморфному и растительному орнаменту. Наиболее многочисленные изделиями являются  — кийзы и ширдаки.  Ритуальную окраску как дань традиции более приобретают – курак, но в данном изделии традиция является больше утилитарной формой – собственного заговора, наговора и т.п.

Анализ показывает, что данные изделия соединяют идеологическую и ритуальную нагрузку, которая по нашему мнению проявляется через календарный цикл.  Гипотеза – собственные утилитарные предпочтения были всегда ближе, чем государственные идеи.

1. Ширдаки – особенность данных изделий в исследуемом регионе что ритуальность и реальность в изделии совмещены и заменяют друг друга.

2. солнечная символика из ритуальной преобразуется в утилитарную. Она сопровождает хозяйственно – бытовой и событийный орнамент.

3. именно это преображение и приводит к  смешению техник в изготовлении творчества ознание ремесленника (в отличие от других регионов) не может строго сегментировать принадлежность изделия  и его предназначение.

Косвенным доказательством данных тезисов является символика ала –кийзов, гдеы видим смешение семантик на перспективу, на сейчас и описательные цветовые характеристики. При этом все перемежается солярной символикой.

Туш кийизы – вышивались как оберег и магическое сочетание орнамента, пожелание обычно на рождение человека. Или на крупное желаемое событие. Строго орнаментированы. Гипотеза – все это объясняет классификацию т.к., например идеологическая классификация пожелание хождения ребенка во власть,   цветочная дуальность – девочка, семья и т. п.

Анализ прикладных изделий показывает что, в крупных населенных пунктах социум для кратковременного выполнения ритуала (сеп, свадьба и т.п.) делегирует одного –двух своих представителей старшего поколения, которые выполняют функцию производства творчества, результат – качество, инновация, утрата региональной традиционности. Подводя итог можно утверждать следующее:

1.  Родоплеменная идентификация по растительному, и зооморфному орнаменту.

2. Если представитель другого племени оказывается в селе, где доминируют представители другого рода. Он с большей вероятностью будет заниматься творчеством, т.к. не инициирован остальным населением и уходит в унифицирующие специальности напр. в бизнес.

3.Объединения расположенные вдали от коммуникаций за счет своей удаленности являются более консервативными в работе и традиционными в конечном продукте.

Вероятно, мы имеем дело со становление из промежуточного варианта между ремесленником и мастером. «Ритуальная окраска данного мастера представляется также дуальной т. к.  с одной стороны это проявление индивидуальности художника, с другой стремление соблюсти традицию данного региона носителем которой он не является».

Основная Гипотеза – для того чтобы из поколение в поколение развивалось и сохранялось прикладное творчество необходимы следующие факторы:

1. локальное проживание одной  или доминирующей племенной группы

2. удаленность от коммуникаций

3. отсутствие вне территориальных рынков сбыта.

4. отсутствие прямой помощи международных организаций и доноров.

Дальнейшая локализация, по прикладным предметам учитывая их семантическую нагрузку, происходит по следующим принципам:

1) по пространственному соотношению проживания этногруппы.

2) по родоплеменной традиции.

3) и по коммуникационным каналам республики (соответственно нарушение и родоплеменных и территориальных традиций).

В заключении хотелось бы отметить, что данное исследование по большей части лишь констатирует современную ситуацию, сложившуюся в современном кыргызском прикладном творчестве

1 Response for “Некоторые особенности символичной классификации Кыргызского орнамента”

  1. А.П.Немых:

    почему вы не пишите авторов статей… автор

Leave a Reply

123