|

О христианском наследии в культуре народов Кыргызстана

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


Древнейшие следы христианства на Тянь-Шане связаны, как известно, с его ранней формой ереси – с несторианством. Христианские несторианские надписи были открыты на Тянь-Шане в 1886 г. и впервые исследованы профессором ХвольсономД.А. и академиком В.В. Радловым. К настоящему времени обнаружено на Тянь-Шане более 700 несторианских эпиграфических памятников и четыре христианских архитектурных памятников: две церкви, два монастыря.
Как известно, массовое движение христиан на восток началось в IV в.н.э., в 334 г. христианский епископ обосновывается в Мерве, в VI в. своего епископа христиане имели в Самарканде. С VI в. некоторые тюркские каганы стали принимать христианство, а на рубеже VIII-XI в. епископ Тимофей обратил тюрков в Христианство. В IX в. в Таласе была главная Христианская церковь, а Таласский эмир исповедовал Христианство. В караханидском государстве на Тянь-Шане (XI в.) христиане проживали спокойнои не подвергались гонениям со стороны ислама. Сильные несторианские общины в XI-XII вв. были на Иссык-Куле.
В XII в. несторианский патриарх Илья III добился учреждения метрополии в Кашгаре – столице гурханов киданей. Новый митрополит назывался митрополитом Кашгарским и Невакета и ведал всеми христианами Тянь-Шаня, в т.ч. Иссык-Куля.
Последний караханидский владетель Баласагуна Кучлук, сам бывший христианином, мусульман заставлял силой принимать христианство, чем вызвал ожесточенную ненависть местного населения. Это послужило одной из причин легкого признания жителями Караханидского каганита власти Чингизхану, которому добровольно сдали свой город. Кучлук вынужден был бежать.
Самым замечательным архитектурным памятником христианской обители на Тянь-Шане является Таш-Рабатский монастырь, известный уже с раннего средневековья. Построенный на рубеже X-XI в. Таш-Рабат представлял из себя стационарное жилище монастырского типа, функции которого со временем менялись и позже здание использовалось также как караван-сарай на одном из ответвлений Великого Шелкового пути. В 1901 г. местным краеведом Н.Пантусовым у Таш-Рабат был найден надгробный кайрак с сирийской надписью, что также подтверждает его несторианскую принадлежность (С.Я.Перегудова. Таш-Рабат. Ф. 1989. с.53, 57, 65)
Ак-Башинская христианская церковь


Первый памятник христиан-несториан был раскопан в Ак-Башин отцом нашего уважаемого гостя Леонидом Романовичем Кызласовым в 1954 г.: это была церковь VIII в. с христианским кладбищем. Тогда все считали Ак-Башин – средневековым Баласагуном. В чем Л.Р. усомнился, считая его другим каким-то городом. Позднее ученые это подтвердили. Сначала была высказана гипотеза, что Ак-Башин – это средневековый Суяб, а с обнаружением здесь ступы (стеллы) с китайской надписью предположение подтвердилось.
Раскопанная церковь представляла собой здание 36 на 15 м, вытянутое с запада на восток, с большим двором, вокруг которого располагалось кладбище. На территории раскопок были обнаружены керамические предметы с христианскими крестами (несторианскими), тюргешские, датируемые монеты, бронзовые нательные кресты.
Открытие Л.Р.Кызласова подтверждало скупые сведения древнейших письменных источников о раннем проникновении христиан-несториан ( ) на территорию Средней Азии и начале распространения здесь христианства, начиная с IV в.
Раскопками кыргызских археологов в сотрудничестве с учеными Эрмитажа из С-Петербурга (Г.Л.Семенов) в 1998 году на этом же Ак-Башинском городище (средневековый г.Суяб) предкарханидского периода были вскрыты остатки двухярусной христианской церкви. Судя по предварительному отсчету, церковь, располагавшаяся на площади примерно 60 на 40 метров, датируется X в. -–т.е. карханидским периодом. Обнаружены предметы, указывающие на христианскую ее принадлежность. Это – глиняная полетка (илитка) с выдавленным изображением креста, кирпичи с изображением креста и др.
Но об этом подробнее расскажут присутствующие здесь археологи, принимавшие участие в раскопках. По печати и их отчетам стало известно, что самой примечательной нахокой явилась деревянная обложка в кожанном переплете с остатками страниц или их оттисков священной христианской рукописи. Прорисовки и фото (находки Г.Л.Семенов показывал в С-Петербурге крупнейшему нашему специалисту по спреднеазиатской палеографии В.А.Лившицу), по предварительному заключению которого ученые предполагают, что рукопись написана на согдийсеком или сирийском языке.
По объективным причинам, одна из основных – отсутствие средств, раскопки более практически не проводились, но, несомненно должны быть продолжены.
Другие ранние памятники погребения христианс нательными крестиками из бронзы и нефрита этого же времениьбыли обнларужены во многих местах Тянь-Шаня, исследованы нашим археологом из КРСУ доц. В.Д.Горячевой в захоронениях средневекового Невакета (городище Красная речка), известны христианские комплексы на Буранинском городище (средневековый Баласагун), на Иссык-Куле и др. местах Киргизии. Наиболее изучены несторианские эпитафии (24 памятника)из окрестностей села Кара_Джидач (в зоне г.Бишкек) в Чуйской долине. Здесь в XIII-XIV в. находился город Тараскент (бук. «Город христиан»: от персидского «Тарса» – христианин и согдийского «кент» – город).
Не так давно с Карабалтинского голродища доставитли в музей КРСУ тюркское каменное изваяние (прравда, без головы). Хорошо просматриваются детали одежды. Примечательно, что сзади, вдоль спины просматирвается надпись, сделанная предположительно согдийским письмом. Здесь же на городище обнаружена и бляшка с изображением несторианского креста.
На Иссык-Куле уже в наше время найдено только одно кладбище с несторианским кайракам – т.е. эпитафиями на камне. Это – на южном побережье озера у с.Саруу и отдельная эпитафия также к югу от Иссык-Куля в ущелье Жууку. Кыргызский палео-лингвист Ч.Джумогулов прочитал и опублитковал их.
Сарууйский памятник XIV века из 13 строк – это эпитафия некоего Чангши-кана в честь жены, умершей на 1647 году по счету лет от Александра Македонского: «ей память сделали, пусть не заудется (она) среди друзей» (Ч.Джумагулов. Эпиграфика Киргизии. Вып.2. Ф.1982, с.42).
Несторианское письмо, как известно, возникло на оснвое одного из сирийских алфавитов (ответвления арамейского алфавита) и проникло на территорию Тянь-Шаня с V века, после отделения восточной или сирийской церкви. Движение и направление несторианского христианства связанос именем константинопольского патриарха Нестория (428-431 г.г.).


Судя по памятникам, сирийское несторианское письмо употреблялось на Тянь-Шане с VIII по XIV в.в. со времени принятия христианства тюрками кагана Арслан Иль Тюргук (766-840 г.г.) и до гибели семиреченских несториан в середине XIV в. (В.Д.Горячева, С.Я.Перегудова. Указ.ст., с.92).
Иссык-Кульский христианский монастырь
По устным сообщениям краеведа Н.Д.Ченркасова возле Тору-Айгыра был обнаружен (как случайная находка) несторианский крест. Но богатая коллекция после смерти краеведа как-то расползлась по любителям, и следы находки потерялись. Известна и галька с крестом у с.Покровское на южном побережье озера.
Иссык-Куль таит всебе немало тайн. Здесь и подводные (затопленные средневековые )города, и античные курганы, документированные предания о кладах в пещерах прибрежных гор.
Наиболее перспективно на сегодняшний день продолжение поисков христианского монастыря, ушедшего в XV в. под воду.
В архивной записке сведений о церквах Семиреченской области, составленной 1 февраля 1915 года, записано одним из обследователей: «В 9 часов вечера 8-го сентября я прибыл в Иссык-Кульский Свято-Троицкий миссионерский монастырь, расположенный на северо-восточном берегу Иссык-Кульского озера в 41 версте от города Пржевальска. Замечательно, что вблизи монастыря, около устья рек Тюп и Кой-Су, сохранились под водой останки древнего города. В этом именно городе, по предположению ученых-археологов, и существовал армянский монастырь…
Вот, что можно прочитать в книге, подготовленной к печати архиепископом Бишкекским и Среднеазиатским Владимиром «Земляпотомков патриарха тюрка» о христианском аспекте духовного наследия кыргызов.
«На Киргизской земле нашло посмертное упокоение тело святого апостола и Евангелиста Матфея. Как известно, мученическую кончину за Христа н принял в Сирии. Откуда, по-виимому, еще во II или III веке бежавшими от древреримских гонений христианами честные мощи апостола были унесены в край, славившийся широкой веротерпимостью. Эта святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль; весь христианский мир знал о ее местонахождении.
На Каталанской карте мира, датированной 1375 годом, на северном берегу озера Иссык-Куль изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святоого Матфея. апостола и Евангелиста». Впоследствии гопрод, где находилась древняя армянская обитель, был затоплен водами озера… По воле божьей, именно поблизости от затонувшей святыни в 1882 году был основан русский Свято-Троицкий мужской монастырь».
Средневековый монастырь, по мнению академика Бартольда, вполне мог вместе с древним городом оказаться под водой на дне озерав районе современного с.Курменты, где встречаются предметы средневекового быта. Но целенаправленные археологические работы здесь не проводились.
Наши обследования убеждают в необходимости именно здесь, в бухте Светлый Мыс, в первую очередь провести археологические работы в поисках затонувшего монастыря.


По нашему мнению, средневековый город и монастырь на Иссык-Куле следует еще внимательно обследовать на северо-западном побережье, вернее прибрежье озера – на дне турбазы «Улан», что находится близ с.Тору-Айгыр. Здесь на побережье обнаружено еще В.Бартольодлм средневековое строение, которое он называл кирпичным заводом. Позже –в конце 1950-1960 гг. его раскопал киргизский археолог Д.Ф. Винник, который также (следуя за Бартольдом)посчитал его сначала «кирпичным заводом». На самом деле, это средневековый банный комплекс. А на дне озера – масса средневековой керамики и отдельных предметов, которые вылавливает отдыхающие и развозятпо своим странам.
Нам с археологом В.Мокрыниным представляется, что именно здесь нужно в первую очередь развернуть археологические работы в поиске Иссык-Кульского монастыря христиан. И эта задача стоит в наших экспедиционных планах на ближайшие полевые сезоны. (Если, конечно, сумеем определиться с финансированием). Но надежды на это есть. Поэтому несколько подробнее о ___________ источниках.
Город и монастырь Иссык-Куль, отмеченный на Каталанской карте 1375 г. В Архивной записке сведений о церквах Семиреченской области, составленной 1 февраля 1915 г. (ЦГА Каз. Алма-Ата) записано одним из обследователей: «В 9 часов вечера 8-го сентября я прибыл в Иссык-Кульский Свято Троицкий миссионерский монастырь, расположенный на северо-восточном берегу иссык-Кульского зера в 41 верстах от города Пржевальска. Замечательно, что в близи монастыря, около устья рек Тюп и Кой-Су сохранились под водой остатки древнего города. В этом именно городе, по предположенитю ученых археологов и существовал армянский монастырь, окотором я упомянул выше» (ЦГА респ. Каз., л.40).
Этот средневековый монастырь армянских христиан на берегу иссык-Куля впервые был отмечен на Каталанской карте 1375 г. (Венеция) с пометкой, что здесь покоятся мощи святого Матфея, апостола Евангелиста.
Вот, что можно прочитать в книге митополита Бишкекского и Среднеазиатского Владимира «Земля потомеков патриарха тюрка» о христианском аспекте духовного наследия кыргызов, изданной в Москве в 2992 г.
Цитирую:
«На Киргизской земле нашло посмертное упокоение тело святого апостола и Евангелиста Матфея. Как известно, мученическую кончину за Христа он принял в Сирии. Откуда, по-видимому, еще во II или III веке бежавшими от древнеримских гонений христианами честыне мощи апостола были унесены в край, чславившийся широкой веротерпимосью. Эта святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера иссык-Куль; весь христианский имр знал о ее местонахождении.
На Каталанской карте мира, датированный 1375 г., на северном берегу озера Иссык-Куль изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело вятого Матфея. апостола и Евангелиста». В последствии город, где находилась древняя армянская обитель был затоплен водами озера… Географ П.П. Семенов-Тянь-Шанский, имзучавший Каталанскую карту, полагал, что монастырь армян находится в бухте Курменты, между селами Светлый Мыс и Тюп. По волей божьей, именно поблизости от затонувшей святыни в 1882 году был основан русский Свято-Троицкий мужской монастырь. Побывавший в этих местах в конце XIX века российский чировник барон А.Каульбарс, писал: «Замечательно, что неподалеку от Иссык-Кульской Тоицкой обители, у устья рек Тюп и Кой-су сохранились под водой развалины древнего города». В этом городе, по предположению археологов, и существовал тот армянский монастырь, где находятся мощи Евангелиста Матфея».
В свое время, в период путешестви яна Тянь-Шан в 1856-57 г., русский путешественник П.П.-Семенов-Тан-Шанский впервые опубликовал сведения о так назыаемой Каталанской карте 1375 г., виденной им в середине прошлого века в Венеции, об изображении на ней города и озера Иссык-Куль и на северном его побережье. Монастырия несторианских христиан (Академики В.Бартольд и Н.Мар называют его армянский монастырем.). П.П.Семенов упомянул, что несториане-христиане, бежавшие с Ближнего Востока (из Сирии) в глубь Азии, основали в XII веке (т.е. в тот же караханидский период кыргызской истории) свой монастырь на берегу Иссык-Куля.
Ученый не нашел на побережье следов монастыря, но высказал предположение, что он вполне мог ыть построен в Курментинской бухте. Надо сказать, что позже, уже в конце XIX в. именно там православные переселенцы построили свой монастырь, который уже в XX в. был разрушен, но до последнего времени там сохраняются остатки монастырских строений.
В своем Отчете о путешествии В.Бартольд несколько уточняет сведения о Каталанской карте 1375 г. Город Иссык-Куль на ней отмечен на северном побережье. В городе – «монастырь армянских братьев, где, по слухам, хранятся мощи св. апостола и Евангелиста Матфея» (собр. соч., IV, с.75). Этот город еще не упоминается в истории походов Тимура на Иссык-Куль. Но все попытки тогда найти город и следы христианства на Иссык-Куле ни П. Семенову-Тянь-Шанскому, ни В.Бартольду не удались.
Средневековый монастырь. по мнению академика В.Бартольда, вполне мог вместе с древним городом оказаться под водой на дне озера вр айоне современного с.Курменты (сев.-вост. Иссык-Куля), где встречаются предметы средневекового быта. Но целенаправленные археологические работы здесь не проводились.
Наши обследования 2000 и 2001 гг. убеждают нас в необходимости именно здесь, в бухте Светлый Мыс в первую очередь провести археологические работы в поисках затонувшего монастыря (легендарных мощей Матфея).
Это – археологическая часть.
Теперь – О христианском наследии XIX-XX веков в Кыргызстане
Во-первых, интересен вопрос о веротерпимости среднеазиатских народов. В литературе не раз выскаызвались примнры якобо христианизации мусульман вколониальный период. Но факты, крнкретная статистика говорит о другом. Вот данные, приводимые митрополитом Среднеазиатским Владимиром со ссылкйо на одного из своих прелдшествеников архиепископа Дмитрия (Абашидзе). За полстолетия российского

В.М.Плоских

Leave a Reply

123