|

Одежда и украшения Кыргызов

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Одежда киргизского населения Средней Азии претерпела за Вр6мя своего развития много изменений, обусловленных различными историческими причинами: ростом произво­дительных сил, развитием обмена и торговли, связями с соседними наро­дами. Как и в других сторонах материальной культуры, в киргизской одежде отчетливо выступают особенности, которые были свойственны в прошлом отдельным территориальным и племенным группам.

Киргизская одежда характеризуется также многими своеобразными чертами, типичными для одежды кочевников. Известный отпечаток на характер одежды киргизов накладывает и климат высокогорной страны с его резкими колебаниями температуры, местами довольно суровый. Это вызывает потребность в различных видах теплой одежды, используе­мой иногда и в летний сезон.

«Постоянный холод и отсутствие теплого жилища,— писал в конце в. Б. Тагеев о памирских киргизах,— заставляют кочевника быть всегда одетым в теплую одежду, которою служат ему ватный халат и ту­луп на овечьей шерсти…».

Натуральный в основном характер киргизского хозяйства в дорево­люционном прошлом оказывал влияние на одежду населения. В широком употреблении была одежда, сшитая из грубой шерстяной ткани домашне­го производства, изготовлявшейся почти в каждой семье, из войлока, шкур и кожи домашних и диких животных. Ткань из шерсти (таар) вы­рабатывалась различными способами: тепме делали с ворсом, плотного тканья (ее заливали кипятком и катали как войлок; разновидность этой ткани — басма таар); чыйратма изготовляли из крученой пряжи; на вы­делку пиязи таар шла тонкая пряжа из верблюжьей шерсти.

Однако часть одежды киргизы шили из покупных тканей, поступав­ших в XVIII — XIX вв. из Кашгара и среднеазиатских ханств, особенно из г. Намангана. Отсюда же частично привозили готовые одежду, обувь, материал для украшений. Около середины XIX в. из России начали вво­зить в северную Киргизию ткани русского производства (ситцы, колен­кор, нанки, миткаль и др.)» а также красную юфть. Они получили рас­пространение в первую очередь в более зажиточных слоях населения.

Несмотря на широкое распространение основных типов одежды и об­щие черты ее покроя, главное, что определяло в прошлом внешний облик того или иного киргиза, была его классовая принадлежность. Бедняк обычно вынужден был довольствоваться в качестве верхней одежды хала­том из грубой армячины, к тому же иногда надеваемым на голое тело. Пастухи и работники получали за свой труд старую, изношенную одежду кого-либо из членов семьи своего хозяина. Наблюдатели отмечали во вто­рой половине XIX в., что киргизы очень редко меняли одежду; они дела­ли это только тогда, когда она расползалась от ветхости. Дети до 10 лет ходили либо нагими, либо в каком-либо рубище. М. И. Венюков много­значительно замечает: «Иногда носят рубашки, но они не составляют белья…». Все эти показания относились, несомненно, к беднейшей части населения. В то же время феодалы и богатые скотоводы носили одежду из дорогих привозных тканей; их тулупы, например, были сшиты из мягких шкурок ягнят. Особенностью их костюма были широкие кожаные пояса, отделанные ценными украшениями из серебра. Такие же различия наблю­дались в обуви, головных уборах и украшениях.

Традиционный характер киргизской одежды, а также серьезные изме­нения, которые она претерпела, выявляются при знакомстве с данными, относящимися к XVIII и середине XIX в. Китайские источники XVIII в. различают одежду вождей (старшин) и простого народа. Первые, как сообщают источники, носили одежду из парчи и войлочные шляпы с украшениями из меха, опоясывались красными шелковыми кушаками, обувь у них была из красной кожи. Простой народ носил одежду из гру­бой шерстяной ткани с поясом из холста, шляпы без украшений и собольим мехом. Кроме того, по рассказам, на ней имелась вышивка. Китай­ская династийная хроника «Тан Шу» в повествовании о древних кирги­зах сообщает, что их предводитель «зимою носит соболью шапку, а летом шляпу с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Про­чие носят белые валяные шляпы».

Данные наблюдений Ч. Ч. Валиханова, П. М. Кошарова и В. В. Рад- лова позволяют воссоздать киргизский костюм 50-х годов XIX в. Не ка­саясь всего костюма, отметим те его черты, которые свидетельствуют о его самобытности, сохранении в нем древних традиций и в то же время о несомненных его связях с костюмом некоторых народов Центральной Азии. Так, по словам В. В. Радлова, специфически киргизскими явля­лись верхняя войлочная одежда с рукавами (по Радлову — кебенек, у современных киргизов — кементай), белые войлочные сапоги из козь­его пуха, а также «белые войлочные шляпы, которые редко встречаются у казахов и благодаря которым племени (киргизам.— Ред.) присвоено наименование Ак-калпак (белая шапка)». Действительно, и в киргизском фольклоре встречается название «ак калпактуу кыргыздар» (белошляпоч­ные киргизы). Киргизские войлочные шляпы имеют ближайшее сходство с головными уборами некоторых групп населения провинции Цинхай (КНР). Не случайно в одном из китайских источников XVIII в. отме­чается, что они похожи на шляпы буддийских монахов ордена Пилу.

В этом же направлении устанавливаются черты сходства киргизской женской набедренной одежды (белдемчи), представлявшей собой корот­кую распашную юбку, пришитую к широкому поясу; полы ее сходились спереди. Такую юбку носили замужние женщины. Аналогичная одежда поныне входит в состав праздничной и обрядовой одежды у монголоязыч­ного народа ту (монгоров), живущего на границе провинций Цинхай, и Ганьсу.

Характерный для середины XIX в. мужской и женский кафтан (чапан) со стоячим воротником и пестрыми шнурами, с пуговицами на груди, имевший распространение у киргизов Прииссыккулья, свидетельствует о тесных связях киргизов с Восточным Туркестаном, где у некоторых наро­дов встречалась аналогичная одежда. Наконец, отрывочные данные позво­ляют заключить, что в прошлом у киргизов имел некоторое распростра­нение способ запахивания одежды, близкий к тому, который был типичен для монгольских народов.

Отпечаток своеобразия придавали одежде и обуви киргизов в середи­не XIX в. такие ее элементы, как женская рубаха с вышивкой на груди или с отдельно надевавшимся нагрудником (ецур или жака), сплошь расшитым цветными нитками; конусообразная шлемовидная шапочка с украшениями (ьиокуле), которую надевали невесте; мужские штаны из выделанной кожи или замши (чалбар, кандагай, жаргак шым), изготов­лявшиеся преимущественно из кожи косули и дикого козла и нередко вышитые шелковыми нитками с гарусом; сапоги из красной юфти с уме­ренно длинными голенищами, коротким следом, узкими, слегка загну­тыми носками, на высоком деревянном каблуке, со вшитыми из цветной кожи кантами (их носили и мужчины и женщины). Некоторые из этих видов одежды и обуви имели аналогии в одежде казахов и отдельных народов Средней Азии, но в сочетании с названными ранее элементами одежда киргизов в целом имела собственный национальный облик.

После присоединения Киргизии к России, к концу XIX — началу в., киргизский костюм несколько изменился. Прежде всего получили более широкое распространение покупные русские ткани. Благодаря развитию рыночных связей, усилению контакта с другими народами (русские, татары — на севере, узбеки и таджики — на юге), сдвигам в хозяйственной жизни некоторые виды одежды исчезли вовсе, у других изменился покрой, распространение третьих резко сократилось. В кос­тюм начали входить новые, заимствованные элементы, заменявшие или вытеснявшие старые. Так, совсем вышли из употребления названные каф­таны, сапоги на высоком каблуке, постепенно исчезало нагрудное укра­шение женских рубах, девичья свадебная шапочка, реже носили кожа­ные штаны. Становились иными по покрою мужские рубахи: распашную рубаху (ачык кейнек), напоминающую халат, в северной Киргизии сме­нила рубаха туникообразного покроя, сшитая из перегнутого пополам полотнища, со стоячим воротником и разрезом спереди, аналогичная рубахе казанских татар. У них же, по-видимому, был заимствован и од­нобортный бешмет (бешмант), сшитый в талию, со стоячим воротником. Менялся и покрой женского платья-рубахи: его начали шить со стоячим воротником; позднее стали носить отрезные платья — к свободному лифу пришивали юбку в сборку, что отразилось и на названии этой одежды — буйурмё кейнек (буйурме—стягиваться в мелкие сборки).

Решающую роль в преобразовании киргизского костюма после Великой Октябрьской социалистической революции сыграли такие факторы, как коллективизация сельского хозяйства и переход бывших кочевников на оседлость, индустриализация страны и развитие городской жизни. Благодаря расширению торговли и повышению жизненного уровня на­селения, под влиянием новой, особенно городской, культуры и в резуль­тате развития межнациональных связей киргизский костюм в значитель­ной мере изменил свой облик. Самым характерным для него стало сочета­ние исторически сложившихся традиционных форм одежды, в свою оче­редь подвергшихся некоторым изменениям, с новыми, главным образом городскими видами одежды, в основе которых лежит современный рус­ский костюм. Выработались уже довольно устойчивые комплексы одеж­ды, в особенности среди разных возрастных групп.

Киргизское население городов и рабочих поселков носит костюм го­родского покроя, включая в него изредка лишь отдельные элементы тра­диционной одежды (мужчины — головной убор, женщины — безрукав­ку). Только некоторые представители старшего поколения, а в городах южной Киргизии иногда и среднего, надевают верхнюю одежду, рубаху или платье старого фасона. Почти полностью перешла на одежду город­ского покроя и сельская интеллигенция, а также обучающаяся в городах киргизская молодежь, приезжающая из всех районов республики.

Иное положение в сельских местностях. Здесь, несмотря на широкое проникновение одежды городского типа, еще устойчиво сохраняются мно­гие виды традиционной одежды, хотя их место и удельный вес находятся в зависимости от возраста и характера производственной деятельности. Но частично сохраняющаяся одежда старого покроя существенно изме­нилась благодаря тому, что в обиход населения прочно вошли ткани фаб­ричного производства, большая часть которых ранее была недоступна широкой массе неимущих и малоимущих слоев киргизского населения. За небольшим исключением, всю одежду сельское население шьет теперь из фабричных тканей. Излюбленными их видами являются вельвет, бар­хат, плюш, шерстяные и полушерстяные ткани, шелк (в южной Кирги­зии — местного производства), сатин, ситцы и штапельное полотно ярких тонов.

Старый покрой некоторых видов одежды переработан, а отдельные элементы традиционного костюма, не соответствующие новым требова­ниям, быстро выходят из употребления, удерживаясь лишь среди пожи­лых и престарелых колхозников и колхозниц. Вообще национальные осо­бенности более отчетливо прослеживаются в одежде старшего поколения, но в еще большей мере — в одежде колхозников, занятых выпасом скота.

Все более входит в быт глаже­ние белья. У женщин получает распространение фартук городского по­кроя, надеваемый во время приготовления пищи и других домашних ра­бот. Повсеместно вошло в обиход постельное белье, которого в прошлом киргизы не знали. Во многих населенных пунктах сооружены бани. Все это свидетельствует о глубоких изменениях в гигиене одежды и личной гигиене сельского населения.

Современный киргизский костюм отличается большим разнообразием, что является следствием главным образом сохранения некоторых былых племенных особенностей, а также расширения связей с соседними наро­дами. Отразить все это разнообразие в кратком описании костюма не представляется возможным, поэтому остается упомянуть лишь о некото­рых его локальных особенностях. Определенные различия могут быть отмечены прежде всего в костюме киргизов, населяющих северную и юж­ную части республики.

В северной Киргизии в общем господствует более или менее единый тип одежды, хотя здесь и отмечаются некоторые локальные черты. Ха­рактерно, например, что в Тянь-Шаньской области женщины носят более длинную одежду, чем в других местах, а в долине Таласа сохранилось относительно больше элементов довольно своеобразного старого женско­го костюма. На юге Киргизии отчетливо выявляются три разновидности комплекса одежды. В юго-западных районах Ошской области (районы рас­селения киргизов группы ичкилик) бытует одежда, характерная для уз­бекского и таджикского населения всей Ферганы, но в сочетании с рядом элементов общекиргизского костюма. В восточных и юго-восточных рай­онах той же области (районы расселения групп, называвших себя адиги- не, мунгуш и монголдор) киргизский костюм как бы объединяет в себе северокиргизские элементы с отмеченными чертами юго-западного вариан­та одежды. Наконец, в районах северной части Ошской области преобла­дают формы костюма, сходные с северокиргизскими, но они сочетаются с элементами русского городского костюма, с одной стороны, и современ­ного узбекского костюма «ферганского типа» — с другой. Узбекское влия­ние особенно ощутимо в районах, расположенных по соседству с Узбеки­станом.

Как и у многих других народов, большая устойчивость национального костюма наблюдается у женщин. Однако женщины молодые и среднего возраста, и особенно девушки в большей мере, чем пожилые женщины, подвергли изменению традиционные формы одежды и усвоили ее новые виды. Это является прямым результатом повсеместного вовлечения жен­щин в общественное производство, их участия в общественной жизни. Современное женское платье (квйнвк) по покрою постепенно приближается к городскому: его укорачивают, делают отложной воротник, к лифу пришивают юбку в сборку, а иногда шьют ее из четырех косых клиньев. В южной части Киргизии носят платья двух видов: свободного туникооб­разного покроя со стоячим воротничком, с прямыми или слегка сужен­ными рукавами и современного узбекского фасона — отрезные, на вы­сокой кокетке, с пышными сборами, вшивными рукавами и отложным воротником; последние получили также распространение среди девочек и девушек на севере. Для платья южанок характерны цвета красных тонов.

Наряду с нательным бельем современного типа часть женщин про­должает носить шальвары старого покроя, но более короткие.

Непременной принадлежностью женского костюма служит короткая безрукавная одежда (пенжек, камзур, кямзир) типа мужского жилета, ко­торую шьют из тканей преимущественно темных цветов (праздничные — из вельвета или бархата), на подкладке. Она бывает или без воротника,с боль­шим вырезом на груди или закрытая с небольшим стоячим воротником (се­верные районы Ошской области). Ее украшают иногда серебряными пуго­вицами (Талас). Все шире распространяется жакет (кастум, камзур) го­родского покроя, заимствованный от русского населения. Его также шьют из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, в частности из вельвета, барха­та и плюша. Надевают иногда и вязаные кофточки. Молодые женщины на юге носят легкую летнюю одежду (желек) разного покроя — или в виде чапана, или с узкой по талии спинкой, с небольшим воротником шалью.

Верхней одеждой северных киргизок служат теперь обычно теплые пальто (дукаба палто) из черного плюша, слегка прилегающие в талииг с воротником шалью. Их покупают готовыми или шьют дома. В южной части Ошской области в качестве верхней одежды носят халаты (чапан) по покрою или аналогичные мужским (прямые в боках, с расширяющи­мися передними полами и узкими рукавами, без воротника), из черной хлопчатобумажной или полушелковой пестрой ткани местной выработки или «модные» — с более узкой спинкой, отложным воротником, прорез­ными карманами и прорезными петлями, застегивающиеся на пуговицы. Для таких халатов-пальто излюбленным материалом стал плюш. На се­вере также часть женщин носит весной и осенью чапан из темной тка­ни или вельвета, с отложным воротником, но иного покроя. Зимой, осо­бенно на высокогорных пастбищах, женщины надевают шубы на меху.

Обычные головные уборы женщин — это хлопчатобумажные платки ярких расцветок, а празднич­ные — шелковые платки или вязаные шелковые шали с бах­ромой. Во многих районах на­блюдается своя, местная мане­ра повязывания платка. Зимой женщины надевают шерстяные или пуховые вязаные шали.

Девушки на севере уже пе­рестали носить прическу, со­стоящую из множества мелких косичек; они заплетают волосы в две косы, ходят летом с откры­той головой, а некоторые в платках или тюбетейках. Рас­пространенные ранее повсемест­но старинные девичьи шапки € меховой опушкой (тебетей) еще носят в долине Таласа. На юге девушки по-прежнему зап­летают множество косичек и ходят в тюбетейках.

В комплекс девичьей одеж­ды начинает входить костюм, состоящий из белой кофточки с вышивкой крестом на груди и рукавах и черной юбки на широких бретелях (сарапан).

Этот костюм заимствован от местного русского и украинского населения.

Повседневная обувь женщин и девушек — туфли или ботин­ки, обычно на низком каблуке. Праздничная обувь — ичиги (,маасы) с га­лошами или мягкие сапожки на низком каблуке, иногда с узором, на юге такие сапожки обычно красные или из лаковой кожи. В обиход во­шли чулки фабричного производства. В холодное время года, особенно на работе, ходят в сапогах с шерстяными или войлочными чулками, а также в валенках.

Старинные громоздкие и дорогие серебряные украшения, например нагрудное украшение (сейкв), имеющее форму больших соединенных це­почкой конусовидных серег, с множеством подвесок филигранной работы, вышли из употребления. В настоящее время охотно носят коралловые ожерелья, серебряные серьги, браслеты, кольца, покупные или работы местных мастеров. Местами (например на Тянь-Шане) можно встретить подвешиваемое к косам серебряное украшение (чолпу, зээр), состоящее из монет или крупных пластинок. В долине Таласа к косам подвешивают вправленные в серебряные трубочки черные шнуры, заканчивающиеся кистями (чач папик).

Значительно больше традиционных черт сохранилось в костюме по­жилых женщин. Северянки шьют длинное и широкое платье-рубаху, отрезное, со стоячим воротником. Южанки носят платье с вертикальным разрезом на груди (без воротника), скрепляемым большой круглой ста­ринной брошью {б/ч/лук, тевнвч); у старух же бытует платье с треуголь­ным вырезом спереди, аналогичное таджикскому. Для платья пожилых женщин на юге характерна отделка разреза узкой орнаментированной тканой, плетеной или вышитой по бязи тесьмой. В отличие от севера,
на юге широко распростране­но опоясывание платья на бедрах свернутым вышитым платком или широким сте­ганым поясом (белдик), а иногда, как в старину, тка­ным кушаком (белкур). Костюм пожилой женщи­ны дополняют длинные шаль-вары старого покроя (с ши­роким шагом).

Северянки носят безру­кавку и однобортный камзол (бегимант), доходящий до ко­лен, со стоячим воротником скроенный слегка в талию. В долинах Таласа и Чаткала безрукавку заменяет камзол с короткими рукавами (чолок бегимант), из-под которых выступают длинные и широ­кие рукаиа платья. Его шьют из темныхтканей,бархата или вельвета. В Таласе камзол носят женщины всех возрас­тов и девушки.

Теперь рукава чапана делают короче, чем раньше. У южанок чапан характерного «ферганского» покроя. Зимней одеждой является шуба (ичик) на овечьем меху с воротником из того же меха или меха сурка. Встречается и упомянутая выше набедренная одежда — бель-демчи. Она имела в прошлом несколько вариантов. Так, в северной Кир­гизии и представители племен адигине и мунгуш, проживавшие на югег бельдемчи шили из черного бархата с пышными сборами у пояса и укра­шали тамбурной вышивкой. У группы южных племен, которую называли ичкилик, эта одежда быля из цветного бархата или полушелковой тканиу без вышивки, из нескольких раскошенных клиньев, без сбор. Теперь на севере бельдемчи носят глагным образом женщины-чабаны, они шьют их из овчины и покрывают сверху хлопчатобумажной тканью. Местами эта одежда сохранилась и в некоторых южных районах (Баткенский, Фрун­зенский, Ляйлякский, западная часть долины Алая).

В прошлом важную роль в костюме всех замужних женщин играл го­ловной убор, имевший много вариантов, по которым можно было даже определить племенную принадлежность женщины. В наше время ношение национальных головных уборов в большинстве районов Киргизии почти сошло на нет.

В северной Киргизии головной убор женщины состоял из небольшой, облегающей голову шапочки (кеп такыя) с полосой, спускавшейся на спи­ну, и повязанного поверх нее тюрбана (элечек). На тюрбан шла тонкая белая ткань или кисея. В зависимости от формы тюрбана, а также укра­шений шапочки различались четыре типа женского головного убора.

Иссык-кульские, чуйские и тянь-шаньские киргизки ткань для тюрбана наматывали спи­ралью, образуя идущие квер­ху от головы ровные выступы; сам тюрбан имел цилиндриче­скою форму, конец его завора­чивали на левую сторону.

В долине Таласа и в райо­нах северной части современ­ной Ошской области, которые были населены родонлеменны- ми группами саруу, кытай, кутчу, джетиген и багыш, но­сили тюрбан (илеки) круглой или овальной формы; он был очень широким в верхней части (без отворота) и имел сравни­тельно небольшой налобный выступ.

В восточных районах сов­ременной Ошской области (группы адигине, м^нгуш имон- голдор), а также у киргизок из племен мундуз и басыз тюрбан имел большие размеры и силь­но нависающий над лбом вы­ступ. Шапочку (кеп такыя, баш кеп), имевшую шлемовидную у форму, искусно расшивали цветным шелком очень тонким швом; вышивали части, приле­гающие ко лбу и щекам, и полосу, спускающуюся на спину. К шапочке прикрепляли очень длинные, спускавшиеся на грудь подвески из снизок кораллов, скрепленных серебряными пластинками-

В юго-западных районах Ошской области, где жили группы под наз­ванием ичкилик, тюрбан (кяляк) имел более округлую форму и был до­вольно высоким, шапочка же (чач кеп, кеп чач) была аналогична предыду­щей. Иногда на тюрбан накидывали нарядный платок (дурия), угол кото­рого, спадавший на спину, украшали вышивкой и бахромой.

Тюрбан украшали по-разному: вышитыми полосками, перекрещиваю­щимися спереди, шелковой тесьмой (ичкилики), серебряными украше­ниями, кораллами, монетами, жемчугом. Украшения называли кыргак. тартма, калкан.

В Прииссыккулье, в Чуйской долине элечек уже очень редко можно встретить на старухе или пожилой женщине, на Тянь-Шане он встречает­ся несколько чаще. В Таласской же долине старинный головной убор — илеки распространен значительно шире, его можно увидеть и на женщи­нах среднего возраста. К югу этот головной убор встречается реже, а в южной части Ошской области он совершенно вышел из употребления. У киргизов, живущих в Джиргатальском районе Таджикистана, старин­ный головной убор сохранился только как свадебный наряд.

Исчезновение из быта киргизских женщин в большинстве районов рес­публики таких принадлежностей национального костюма, как головной убор и распашная юбка (бельдемчи), было обусловлено многими социаль­но-экономическими причинами и прежде всего тем, что они перестали; удовлетворять современным требованиям. Для повседневного обихода они оказались непригодными. Но как элементы празднично­го костюма элечек и бельдемчи еще иногда встречаются.

В настоящее время некото­рые девушки и женщины наде­вают национальные костюмы на демонстрации во время больших советских праздников, в дни фестивалей, их заказывают для участников спортивных празд­ников, театральных постановок, художественной самодеятельно­сти. К сожалению, при мас­совых заказах подлинные на­циональные черты костюма нередко сильно искажаются или чрезмерно преувеличиваются, а иногда используются без должного вкуса, вопреки свой­ственным традиционному ко­стюму естественной простоте и изяществу.

Потребность в националь­ных женских украшениях очень велика и еще далеко не удовлет­воряется местной промышлен­ностью. Стремление некоторых женщин к ношению близких Мужчина в национальной одежде. Алайский их вкусам художественных изделий проявляется и в том, что они украшают себя изде­лиями киргизских и узбекских серебряных дел мастеров. Среди этих изделий встречаются и отвечающие новым вкусам.

В целом, несмотря на глубокие изменения, женский костюм во многих районах имеет национальный облик, в чем немалую роль играет сохра­нение присущей ему цветовой гаммы, жизнерадостного колорита.

Некоторое распространение у киргизских женщин имеет косметика. У киргизок юга она выражается в небольших окрашиваемых надрезах между бровями, окрашивании зубов, сурмлении бровей (в районах, нахо­дящихся по соседству с Узбекистаном).

В мужской одежде, в отличие от женской, наблюдается гораздо более заметное влияние городских форм костюма, однако не одинаковое в раз­личных возрастных группах. Большое распространение современный го­родской костюм получил среди молодых колхозников. Их обычную одеж­ду составляют разного фасона сорочки, пиджаки, гимнастерки и брюки, часто заправленные в сапоги. Вошел в моду костюм, состоящий из кителя и брюк-галифе, который шьют из вельвета (преимущественно коричнево­го). Его носят и колхозники среднего возраста. Обычное теплое пальто не­редко заменяется шубой на меху киргизского покроя, крытой темной тканью. В Прииссыккулье вошли в обиход русского типа овчинный полу­шубок (буйурмв тон) и одежда на овечьем меху, сходная с русской поддев­кой (буйурмв ичик).Головные уборы очень разнообразны, вплоть до го­родских фетровых и соломенных шляп, но нередко носят киргизские шап­ки и войлочные шляпы (калпак). Сказанное выше относится главным образом к северной Киргизии. На юге несколько чаще можно встретить эле­менты национального костюма, например верхнюю одежду (чапан) из полушелковой ткани (бекасаба) ярких тонов, опоясывание вышитыми плат­ками. Здесь повсеместно распространена тюбетейка (чустского фасона).

Одежда киргизского сельского населения среднего возраста в большей мере смешанного типа. В ней обычный пиджак или ватник может соче­таться со штанами старого покроя. Впрочем, иногда и штаны имеют сме­шанный покрой: пояс и карманы у них как в городских брюках, а сами они с широким шагом. На севере носят еще похожий на китель, более ко­роткий, чем у стариков, однобортный камзол (бешмант, кемсел), надевае­мый поверх рубахи. Обувь современного типа, головные уборы —старин­ные киргизские. На юге киргизы среднего возраста носят верхнюю одеж- ДУ традиционного покроя.

Многие виды национальной одежды устойчиво сохраняются в костю­ме мужчин пожилого возраста и стариков. Как и в женском костюме, здесь много локальных вариантов. В то время как для северян типичны белая рубаха (кейнек), сшитая из перегнутого полотнища, со стоячим во­ротником и застежкой посередине, южане носят длинную распашную ру­баху (жегде), с завязками, напоминающую узбекский яктак, или более короткую, с треугольным вырезом (узун жака). Теперь на юге стали шить рубахи и со стоячим воротником. Штаны (ыштан, шым) сохраняют общий среднеазиатский покрой (с очень широким шагом, на вздержке). Шьют их из различных тканей, иногда из кожи, в горных районах — из овчины шерстью внутрь. Носят и брюки, заправляя их в сапоги.

В северной Киргизии, а также в северных районах Ошской области сохраняется длинный (до колен) однобортный камзол (бешмант) с неболь­шим стоячим воротником; его шьют обычно из тканей темного цве­та, праздничный — из коричневого вельвета. Верхней одеждой у пожи­лых киргизов является повсеместно распашной халат (чапан), стеганный на шерсти или вате, на подкладке, без воротника или с отложным ворот­ником старого фасона (в районах Прииссыккулья, где он был характерен для племени бугу). На севере республики, как и в восточных районах Ошской области и на западе Алайской долины, носят чапан свободного покроя, с широкими клиньями внизу. Он имеет большой запах на правую сторону, как и вся распашная одежда у киргизов. В других районах юж­ной Киргизии чапан имеет покрой, аналогичный узбекскому и таджик­скому: прямой в боках, узкий, со скошенной передней полой и узкими ру­кавами, с разрезами внизу на боках. Здесь его шьют, как и на севере, из тканей темных цветов, часто из черного сатина. На юге принято опоясы­вать чапан свернутым по диаюнали большим платком (чарчы), вышитым по краям. Иногда опоясываются двумя платками. Для южан характерна одежда для теплого времени года в виде легкого халата (желек) из хлопча­тобумажной ткани на подкладке и без нее. По покрою различаются лег­кие халаты двух видов: аналогичные узбекскому яктаку и напоминаю­щие северокиргизский бешмант.

В северной Киргизии у чабанов и табунщиков не вышли из употребле­ния своего рода плащи (кементай) из коричневого или белого войлока, свободного покроя, хорошо предохраняющие от дождя или снега, и очень широкий длиннополый халат (чепкен, чекмен) с длинными и широкими рукавами, из сукна домашнего производства, который надевают на дру­гую верхнюю одежду. Его шьют как на подкладке, так и без нее.

Зимними видами национальной одежды служат меховые шубы — ичик, крытые темной тканью, на Тянь-Шане и в Прииссыккулье — с меховыми воротниками шалью, и нагольные овчинные тулупы. На севере и в север­ных районах Ошской области тулупы (тон) шьют с большими меховыми воротниками и окрашивают в желтый или черный цвет. На юге тулупы (постун) иногда шьют без воротника, в восточных районах их окрашивают в белый цвет, в западных районах тулупы имеют боковые разрезы внизу. Очень разнообразна отделка тулупа: полы, подол и ворот обшивают полосами меха или черной ткани, нашивают полосы и треугольники из ткани на плечах и внизу у раз­резов.

Большим разнообразием отли­чаются меховые шапки. На Тянь- Шане, в Прииссыккулье,во многих районах Ошской области носят шапку — тебе! ей — с широкой опушкой из овчины или лисьего меха, чаще с бархатной или вель­ветовой тульей, сшитой из четы­рех клиньев. В долине Таласа и местами в долине Джумгала, а так­же вТогуз-Тороо и юго-восточной части Ошской области носят шап­ки с округлой тульей и узкой опушкой, которую в холодное время года отворачивают, чтобы прикрыть уши и лоб.

Почти повсеместно распростра­нена войлочная шляпа несколь­ких вариантов, различающихся по форме тульи, наличию или от­сутствию разрезов на полях, ха­рактеру строчки. Так, у южан шля­па в целом более высокая, чем у северян, имеет широкие поля с разрезами; в некоторых районах Таласской долины поля шляпы по­чти прямые, тулья —сплошная, без клиньев; в Прииссыккулье и Чуйской долине встречаются шля­пы полуовальной формы с полями без разреза. Поля обшивают черным бархатом, сатином или другой тканью; место соединения клиньев об­шивают черным кантом или конским волосом. Иногда шляпу украшают незатейливым орнаментом, вышитым черными нитками.

В южной Киргизии кое-где носят белую чалму (селде), а в западных ее районах иногда повязывают голову вокруг тюбетейки вышитым плат­ком.

Из национальных видов обуви сохраняются местами сапоги с невы­сокими голенищами (чокой), скроенные из одного куска кожи, с наружным швом, закрепляемые на ноге кожаными ремешками. Многие пожилые мужчины и старики носят с резиновыми галошами сапоги (маасы) без каблуков и твердого задника, на мягкой подошве. Широко вошли в оби­ход современные русские сапоги, которые надевают зимой на войлочные чулки (байпак), а в некоторых местах южной Киргизии и у киргизов Джир- гаталя и Восточного Памира — на шерстяные вязаные чулки с узорами (жороп), заимствованные у таджиков.

Теперь в обеспечении одеждой и обувью животноводов, выпасающих скот зимой, принимают участие и колхозы и совхозы. Их снабжают ват­ными куртками и штанами, валенками, шапками-ушанками, брезентовы­ми плащами, сапогами.

В киргизском быту некоторые виды одежды имели обрядовое значение. Так, халат из красного сукна —манат чапан —считался свадебным на­рядом невесты. Головным убором невесты была шапочка шлемовидной формы —гиекуле, богато украшенная бисером, жемчугом, монетами, се­ребряными бляшками, При переезде молодухи в дом мужа на;нее наде­вали (закрывая с головой) парчевый халат (кымкап) или, (на, югд) закры­вали ей лицо особой занавеской (чумбвт, бет жабуу, бет.каща), которую прикрепляли к головному убору. Она во многом напоминает лицевые зана­вески у таджиков (рубанд).

Парчевым халатом раньше покрывали покойников (местами это при­меняется и теперь). Траурным цветом одежды до сих пор считается синий.

Заканчивая обзор киргизской национальной одежды и происшедших в ней изменений, нельзя не подчеркнуть, что по сравнению с прошлым у большинства населения за последние десятилетия улучшилось каче­ство одежды и увеличилось ее количество на каждого члена семьи, включая детей и подростков. Теперь уже различают будничную (или рабочую) и праздничную одежду, которая имеется у каждого. Многие имеют по нескольку смен белья и разных видов одежды, а верхнюю одежду меняют в зависимости от сезона. Повышение материального уровня как сельско­го, так и городского киргизского населения позволяет ему все более совер­шенствовать свой костюм. Вносимые в него изменения и улучшения отра­жают также растущие культурные запросы горожан и сельских жителей.

Leave a Reply

123