Основные этапы этногенеза киргизского народа
Исходя из принятого большинством киргизоведов мнения о сложении киргизской народности из двух основных компонентов — сибирско-центральноазиатского и лестного, среднеазиатского, авторы выделяют три основные эпохи в истории Нормирования киргизское этнической общности:
1. древнюю (сакский, сако-усуньский и гунно-усуньский периоды на Тянь-Шане);
2. раннесредневековую (киргизский, тюркский, тюркско-карлукский и калукско-караханидский периоды на Енисее и на Тянь-Шане);
3. Позднесредневековую (кимакско-киргизский, моголо-киргизский и киргизский периоды на Алтае, в Прииртышье и на Тянь-Шане).
Формирование тюркского этноса на востоке Средней Азии охватывает время между Ш-ХП вв. н.э. и подразделяется на три периода: а) появление центральноазиатских позднегунских племен III-V вв; б) массовое переселение на Западный Тянь-Шань древнетюркских племен (VI – XIII вв.) и сложение древнетюркской государственности; в) массовое переселение на Западный Тянь-Шань с Алтая и из Западной Монголии карлукских племен (карлуки, чигили, ягма) и сложение тюркских раннефеодальных княжеств, консолидировавшихся в Караханидском государстве (конец ХI–ХII в.). Следствием карлукского переселения в Семиречье явились окончательная тюркизация населения востока Средней Азии, включая городские ираноязычные группы, и сложение единого литературного тюркского языка и литературы. Интенсивные процессы сложения тюркоязычной феодальной народности в Семиречье были прерваны монгольским завоеванием.
Возобновление этнических процессов, в результате которых сложилась киргизская народность, относится к ХIV – началу ХVI в. Центром этногенеза киргизокой народности на начальном этапе этого сложного периода (ХIV – первая половина ХV в.) ставится неверная часть Моголистана, включая Прииртышье, Северный и Горный Алтай. Здесь еще в X–XI вв. складывается этнополитическая группировка, включавшая местные кимакско-кипчакские и господствующие кырыгзские племена, переместившиеся сюда из Енисея; после ХII в. собственно киргизские племена полностью ассимилируются в кыпчакской среде, заимствовавшей, однако, этническое имя «кыргыз». Владение Кырыз на Алтае, наряду с владением Кем–Кемджиут на Енисее, существовало еще в эпоху начала монгольских завоеваний (Рашид–ад/Дин). Позднее утратившее свое политическое единство племена алтайских киргизов вошли в состав государства Монголастан.
Завершающие этапы формирования киргизского народа имели место на Тянь-Шане в ХV–ХVIII вв., где осуществлялся длительный процесс взаимодействия и взаимоотношений двух его основных компонентов – древних и средневековых племенных объединений Притяньшанья с собственно киргизскими племенами, переместившимся сюда в ХV в. из Прииртышья и Алтая. Следует выделить следующие моменты этого процесса:
а) переселение групп киргизских племен в середине ХV в. с Прииртышья и Горного Алтая на свою нынешнюю родину и окончательное закрепление на этой территории несмотря на неоднократные попытки государства яркендских моголов вновь подчинить их своей власти. В ту же
эпоху и несколько позднее другие группы киргизских племен в силу
различных политических событий оказались в горах Куэнь–Луня и Каракорума, на Восточном Памире и в Фергане;
б) центром этнической консолидации киргизов стала территория
Тянь–Шаня. Именно здесь, как свидетельствует источник, киргизы в конце XV в. создали протогосударственную этнополитическую структуру:
дуальную организацию племен, объединенных в два «крыла» – «ОНГ КАНАТ» («правое крыло») – «СОЛ КАНАТ» («левое крыло»). Создание этой
дуальной организации, имевшей давнюю историческую традицию у тюркских племен Центральной Азии, означало появление такой структуры,
которая оказалась способной выполнять известные политические функции, в том числе охрану вновь обретенной этнической территории и
консолидацию включенных в ее состав племен и родов. Только после возникновения этой структуры завершился процесс этногенеза киргизов и началась этническая история киргизской народности на Тянь-Шане;
в) в процессе интеграции остатков древнетюркских и могольских
племен в рамках этой дуальной этнополитической структуры постепенно
созревало этническое самосознание последних, что нашло отражение в
новых вариантах племенных и общекиргизских генеалогических преданий
(«Маджму аттаварих») и в двойне наименованиях ряда родоплеменных
объединений (кыргыз–кыпчак, кыргыз–кытай и др.);
г) завершение исламизации пришлых киргизских племен произошло не позднее первой половины ХVIIв. под влиянием новой конфесионально-культурной среды Восточного Туркестана и Средней Азии, благодаря активной миссионерской деятельности суфийских шейхов. Ислам, распространение которого всячески поддерживала правящая верхушка для обоснования и укрепления своей власти над всеми племенами Притяньшанья, а также сыграл определенную роль в консолидации пришлых и местных племен в единую народность;
д) сложилось комплексное хозяйство нового типа, в котором наряду со скотоводством заметно возросло доля поливного земледелия. Сформировалось полуоседлое хозяйство со скотоводством альпийского типа (вертикальные перекочевки в горных районах Тянь-Шаня), практически прекратились крупные миграции киргизских племен, после чего можно говорить о завершении формирования социально-экономической структуры киргизского общества.