|

Овсянки – Потаённая меря проступает сквозь привычную карту России

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Метки: , , , , ,

Еще какой-нибудь месяц назад жители Москвы и других городов России едва ли знали о том, кто такие меря. Сегодня, после международного успеха фильма и начала его проката в России, об этих людях узнают все. Премьера этой необычной картины состоялась вчера в Молодёжном историко-культурном центре в Москве. Она была проведена организацией Марийской молодёжи Москвы, региональным московским отделением АФУН РФ (Ассоциация финно-угорских народов), и обществом мерянских краеведов Metsa Kunta (Лесная община). На премьере присутствовали режиссер Алексей Федорченко и сценарист Денис Осокин.

Поздняя осень. По приволжским просторам едет автомобиль. В нём — два молчаливых серьёзных мужчины, нагая, мертвая женщина. И клетка с овсянками — птичками вроде желтоватых воробьев. Новый фильм Алексея Федорченко так и называется — «Овсянки».

В кадре плывут холодное молчанье, лесов колыханье и причудливые разливы рек, подобные морям. Рекой все и закончится — труп женщины необходимо сжечь, а пепел ссыпать в воду. Никакого отпевания, священника, исконного православия. Да и никакой привычной России, — на ее огромном теле из казалось бы небытия проступают какие-то странные группы людей, будто не подозревающие о существовании этой остальной России. А может, все дело в самоуглубленности финно-угорского племени меря, к которому себя причисляют герои. У двух мужчин тяжкие мерянские имена: Мирон (Юрий Цурило) и Аист (Игорь Сергеев). Мирон Алексеевич — вдовец, это его мертвую жену Таню (Юлия Ауг) везут погребать по-мерянски.

Аист — фотограф. Его закадровый монолог мы слышим почти постоянно — Аист вспоминает детство, отца — народного мерянского поэта Весу Сергеева (Виктор Сухоруков) и неспешно размышляет по поводу других обычаев меря. Все это, кстати, показано в кадре — с поистине языческим отсутствием стыда. Фильм превращается почти в документальный фильм о ставших малыми народностях.

Режиссер о фильме:

Как вы определяете жанр фильма?

Алексей Федорченко: В пресс-релизе его определяют как «эротическая драма». Но — с этнографическим уклоном и элементами мистики (смеется). Кроме того, это road movie — «дорожное кино». Там будет все: и сказка, и эротика, и любовь, и смерть.

Овсянки — это что, «птица певчая»? Какую роль вы отвели им в фильме?

Это лесные певчие птицы. Такие лесные воробьи — зеленые, маленькие. Их подсаживают в клетку к молодым канарейкам, и овсянки их учат петь. От них очень многое зависит в развитии событий фильма.

В вашем фильме очень важны этнические мотивы. Расскажите об этом народе — меря.

Он исчез где-то в XVII веке. Растворился в русских, влился в русскую кровь. Готовясь к фильму, я читал исследования генетиков. Они утверждают, что в северных русских более половины финской крови. Правда, дело даже не в меря. Каждый народ видит в этом фильме свою историю. Один испанец мне сказал: каталонцы — это те же меря. Поймите, это общечеловеческий фильм, о всеобщих ценностях. Он цепляет каждого человека, имеющего опыт страдания.

Но вместе с народом канули в вечность и его обряды, и стиль жизни — вам пришлось все это реконструировать? На основании каких документов?

Эти древние обряды в жизни героев существуют как некий зов крови, как эхо прошлого. Сохранились артефакты. Раскопок много, народ меря жил на территории нынешней России достаточно широко — к северу от Москвы все принадлежало ему. Его существование отразилось и в названиях этих мест. Профессор Ткаченко в книге «Мерянский язык» утверждает, что и слово Москва — мерянское. Хотя есть и другая версия: что это слово мордовское(эрзянское). А названия рек северного Поволжья — все мерянские.

Вы привлекли к съемкам Михаила Кричмана — оператора, который прославился изобразительной мощью своих картин, мы видели это в фильмах Андрея Звягинцева.

Он снял фильм очень просто, лаконично, глубоко и очень красиво. Михаил оператор от Бога, и он замечательно выполнил труднейшую задачу — создать мир, который рядом, но которого нет.

Расскажите об актерах вашей картины.

В главных ролях Юрий Цурило и Игорь Сергеев из Петербурга, женскую роль играет актриса и режиссер из Москвы Юлия Ауг, в очень важной роли снялся Виктор Сухоруков. Героя в детстве сыграл екатеринбургский школьник Иван Тушин, он уже обладатель приза за лучшую роль в фильме «Двенадцатое лето» Павла Фаттахутдинова. Он сын моих друзей — вот я его и снял. Очень похож на главного героя и внешне и по состоянию души.

В рамках показа фильма овсянки состоялась моя выставка “Мерянский Космос”. О концепте я расскажу в следующих записях, сейчас же просто пара фото.

Мерянь Андю.

Leave a Reply

123