Поморье — священный Русский Север
Метки: евразийцы-народники, Павел Есипов, поморы, права народов, роман багдасаров, русский север
10 июня в Центре Льва Гумилёва прошел семинар посвященный Поморью – священному Русскому Северу
Гостями и докладчиками выступили прекрасные интеллектуалы и народникиПавел Есипов (Председатель правления “Национально-культурной автономии поморов Архангельской области”) и писатель Роман Багдасаров.
Для правильного восприятия проблем немногочисленных коренных народов (и поморов) рассеянных по всей Земле, необходимо обратиться к словам духовного лидера Алтая Бронтоя Бедюрова:
Вот смеются над чукчами и эскимосами, анекдоты про них любят сочинять, а забывают, что чукчи – это великий народ. Эти самые чукчи жили еще во времена мамонтов, а где сейчас, скажите, прославленные Эллада и Рим, Египет и Вавилон, где великие цивилизации и мировые империи – они исчезли, превратились в пыль и прах, а чукчи все продолжают жить и будут жить впредь. Если мы будем продолжать этот самый образ жизни в гармонии с окружающей средой, составляя часть данного ландшафта, все это, несомненно, будет сохраняться. Коренные народы мира – это и есть пока носители мирового, планетарного духа. Вот почему мы находимся в резерве у Планеты. Когда закончится историческое время ныне великих народов, когда они исчерпают окончательно отпущенный им Владыкой Планеты жизненный потенциал, тогда самым естественным и элементарным образом может наступить время индейцев и эскимосов, чукчей и алтайцев»
Павел Есипов осветил положения современного состояния Поморского Движения, рассказал присутствующим о Поморах.
В разные периоды российской истории случалось так, что людям приходилось покидать насиженные места и искать лучшей доли на
Поморье – в обширном смысле – все побережье Северного океана и Белого моря от Норвежско-Финской границы до Архангельска и далее до Сибирской границы. В тесном смысле – часть морского побережья от г. Онеги до Кандалакшского залива.Поморский берег – прибрежная полоса Белого моря, побережье Белого моря от г. Онеги до Кандалакши». (из «Словаря живого поморского языка»). Культура у поморов весьма самобытна, обладает глубинной генетической и исторической памятью, со своими сложившимися стереотипами поведения, традициями, с поморской говорю.
Этноним «помор» и топоним «поморье» появляются в славянских источниках еще в 11-12 веках, долго соседствуют с этнонимами «чудь белоглазая», «чудь заволоцкая» и топонимом «Заволочье», пока примерно в 15-16 веках не замещают их окончательно. К этому моменту под поморами окончательно понимается вольное славяноязычное укоренившееся население Северо-Восточной Европы, на которую распространяется и топоним «Поморье». Причины, по которым славянское название «чудь белоглазая (чудь заволоцкая)» и термин «Заволочье» среди коренных народов не прижились, вполне понятны. «Чудь» в северорусских говорах обозначало «странный», «идущий против обычаев русских» и им первые славянские переселенцы называли все коренное население Подвинья. Называть родные земли «Заволочьем» коренное, пусть и сильно обрусевшее население не могло. Этот термин родился в местах, для которых чудские земли находятся где-то «за волоком», или попросту за водоразделом рек бассейна Белого моря. Мы сейчас так говорим
Поморское движение существует уже более 20 лет, организация занимается двумя основными видами деятельности: возрождением и популяризацией традиционной культуры (проведение праздников, публикация статей, книг по поморской традиции, семинары, музейная работа), а так же – защитой социально экономических прав и свобод коренного населения (поморов).
Поморы находится сегодня на грани выживания. Существующее правовое поле всячески препятствует (и более того – разрушает!) развитию традиционных укладов. Так запрет веками устоявшейся промысловой деятельности (рыболовства) приводит к тому, что вынужденные бороться за своё существования поморы, своей деятельностью подпадают под статью о браконьерстве. Разница в правовых статусах поморов и тех же ненцев в ходе промысловой деятельности нередко приводит к этноконфликтным ситуациям. Бюрократические властные инстанции проблемы не разрешают, а если и разрешают, то часто не в пользу самих поморов. Тем не менее, борьба за достойную самобытную жизнь продолжается, и точки ставить рано.
В ходе обсуждения проблем сожительства традиции и современности гости так же затронули и религиозную тематику. Суть размышлений заключается в том, что по ряду вопросов (а их не мало) при слабой позиции официальных религиозных институтов, люди, не дожидаясь «откровения сверху», самостоятельно приобщаются к разным религиозным течениям, достраивая тем самым целостность восприятия и общения с миром. Особенно это актуально на тех территориях, где проживание людей всегда было тесно связано и зависело от природы и её капризов. Так среди современных поморов развивается язычество (родноверие), которое во многом отвечает внутренним и внешним запросам людей, по тому, как надо устраивать жизнь, как ладить с природой, и т.п. Очевидно, что такое религиозное возрождение не является чем-то надуманным, так как позволяет людям глубже понимать процессы природы, выстраивать тонкие взаимодействия, а потому и эффективнее выживать и просто жить.
Среди остальных озвученных проблем можно так же выделить становление гендера в современном обществе. Роман Багдасаров утверждает о том, что в полной мере невозможно сформировать адекватный гендер в городских условиях. Для этого нужен традиционный уклад. Выходом из ситуации может стать практика воспитания детей (в формате подобно летним лагерям) в «традиционных» лагерях. В них дети погружаются в атмосферу архаики, в эти моменты пробуждается генная память, и потому современная жизнь для них уже будет становиться наполненной и глубоко отрефлексированной, в отличие от жизни с короткой памятью, современным «умри молодым» и т.п. Практикой таких лагерей в своё время занимался Анатолий Гармаев, нынче священник.
В конце семинара Роман рассказал о покойной народнице Юлии Красовской (музыковед, прожившая несколько лет в поморском селе). Подробно с его докладом можно познакомиться в аудиозаписи.
Иван Мельник
Более чем странное рассуждение , и обсуждение поморского вопроса с писателем -кыргызом, уроженцем Кыргыстана, Р. Багдасаровым. Есипов (Председатель правления “Национально-культурной автономии поморов Архангельской области)” не прав. Есть подтверждение в народе, что «чудью белоглазой» называли коренные народы ( саамы) именно новгородских переселенцев, и норманов, и никак не наоборот. Завольчье — действующий до сих пор в Пинежье термин от слова «заволок»- » наволок» — выступающий мыс. Возможно масштабное — «водораздел». Но лишь возможно.