Поморский феномен в историографии
Метки: идентичность, историография, Максим Задорин, областничество, поморы, регионализм, русский север, самосознание, славяне, топоним, этногенез, этноним
- Появление славян на Белом море задолго до новгородской экспансии
По мнению Томилова славяне появляются в северных районах уже в X – XI веках. В неолитическую эпоху население северных районов занималось рыболовством и охотой, а земледелие, если и было, то в зачаточном состоянии и не играло значительной роли.
(Источник: стр. 9, 19, Томилов Ф.С., «Север в далеком прошлом. Краткий исторический очерк», ОГИЗ Архангельское издательство, 1947 год)
Аналогичное мнение высказывает ученый Куратов А.А.
(Источник: стр. 7, Куратов А.А., «Археологические памятники Архангельской области. Каталог», Северо-западное книжное издательство, Архангельск 1978 год)
- Локальные конфликты между поморами и новгородцами
Фундаментальный труд ученого Насонова отвергает массовую колонизацию Севера новгородцами в XII веке, отмечая, что в поморских областях Мезени и Печоры, по среднему и верхнему течению р. Пинеги, в Югре постоянных погостов не было. Захват земель новгородским боярством и монастырями проходил в течение XIV-XV веках.
(Источник: стр. 12-13, Бернштам Т.А., «Роль верхневолжской колонизации в освоении Русского Севера (IX-XV вв.)», «Фольклор и этнография Русского севера», Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Издательство «Наука», Ленинградское отделение, Ленинград, 1973 год; Насонов А.Н., ««Русская земля» и образование территории Древнерусского государства», М., 1952 год)
«Двиняне» («Заволочье») уже в 1169 году отказались платить дань Новгороду. В 1187 году новгородские данники были избиты.
(Источник: Бернштам, стр. 14)
- Этноним «поморы» и топоним «Поморье»
По мнению Гемп К.П., этноним «поморы» используется местным населением уже с XII века. Начало формирования единого русского этноса приходится лишь на XIV столетие.
(Источник: стр. 34, Гемп. К.П., «Сказ о Беломорье», Архангельск, СЗКИ, 1983 год; стр. 16, «Русские», Российская академия наук, институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, ответственные редакторы, Александров В.А., Власова И.В., Полищук Н.С., М.: Наука, 1997 год)
Топоним «Поморье» и этноним «поморы» используется в работе Цейтлина «Знахарства и поверья в Поморье (очерк из быта поморов)», тем самым подчеркивается уникальность религиозной культуры поморов, представлявшей синкретизм народного язычества и старообрядчества.
(Источник: стр. 10, Цейтлин Г., «Знахарства и поверья в Поморье (очерк из быта поморов)», «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера», номер 1, 1 января 1912 года)
- Локальное и автономное самосознание поморов
Северное русское население сохраняло локальное самосознание и отделяло себя от русского населения центральных районов, существовало в большей степени автономно.
(Источник: стр. 33, Хомич Л.В., «Современные этнические процессы на Севере европейской части СССР и Западной Сибири», «Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера», Москва, «Наука», 1970 год)
- Поморье без «Золотой Орды» и «крепостного права»
Поморье не было затронуто татаро-монгольским нашествием XIII-XV веков и не было охвачено помещичьей (частновладельческой) формой крепостного права XVII-XIX в. Край развивался долгое время фактически автономно от Москвы.
(Источник: стр. 3, «Фольклор и этнография Русского севера», Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Издательство «Наука», Ленинградское отделение, Ленинград, 1973 год)
- Поморы как «русские старожилы»
Поморы – коренное население, «русские старожилы», наряду с «пустозерцами», «устьцилемами», «колымчанами», «камчадалами», «марковцами», «досельными».
(Источник: стр. 15, Долгих Б.О., «Этнический состав населения Севера СССР (вопросы численности коренных народностей и классификация их языков в свете последних статистических данных), «Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера», Москва, «Наука», 1970 год)
- Поморы как «туземцы» с позиции этнографов начала XX века
В статье Каменева используется терминология «Поморский край», «поморский берег Белого моря». Жители названы «туземцами». Отмечается крепкое физическое здоровье и достаточно крупные размеры тела. Также используется этноним «помор».
(стр. 2, Каменев А.А., «Очерк поморского края с этнографической точки зрения», Архангельские губернские ведомости, номер 201, 1910 год)
- Поморы как метисное население
Поморов, несомненно, можно рассматривать как метисное население Архангельской области. Ученый Капица отмечал в своем антропологическом исследовании, что среди поморов довольно сильное смешение с карелами. Исследование проводилось в начале XX века.
(Источник: стр. 148, Капица Л.Л., «Антропологические данные о поморах Кемского и Онежского уездов Архангельской губернии», Изв. АО и РС, 1914 год, номер 7.
L. Kapitza. – Etude anthropologique sur les Pomors du gouvernement d’Arkhangel.)
Мнение Капицы о метисном населении Поморья, смеси пришлого и аборигенного населения, также подтверждается ученым Золотаревым.
(Источник: стр. 72, «Антропологические данные о великорусах побережья р.р. Сухоны и Сев. Двины. Ежегодник русского антропологического общества, т. VI, Пгр., 1916 год)
Сильное смешение с карелами отмечается в исследовании Никольского. Брак между северными русскими и карелками – распространенное явление.
(стр. 13, Никольский В.В., «Быт и промыслы населения западного побережья Белого моря (Сороки-Кандалакша)», Издание научно-технического управления В.С.Н.Х., Москва 1927 год)
Также отмечается, что в процессе исследования быта жителей Белого моря «создается впечатление и складывается в своеобразный тип местного населения, которым оно резко отличается от привычного нам чисто русского» и приходится «склониться к мнению, что, в результате давнишних и разнообразных отслоений карельского элемента, русское население на побережье утратило свою первоначальную чистоту и преобразовалось в население смешенного типа, в котором те и другие племенные элементы слились и растворились до полного взаимного проникновения».
(Источник: Никольский, стр. 16)
Определение «поморов», данное Бернштам Т. А., «субэтнос русского народа, потомки древних новгородцев и финно-угорского племени корела.
(Источник: Бернштам Т. А., «Поморы», Ленинград, 1978 год)
В книге «Этнография народов СССР» известный этнограф С. А. Токарев отнёс поморов к «обособленной, внутреннее однородной этнической группе» севернорусского населения.
(Источник: стр. 31, Токарев С.А., «Этнография народов СССР», М., 1958 год; — стр. 145, «Народы европейской части СССР», том 1, М., 1964 год)
- Этнографические поморские группы
Среди поморов выделяются более мелкие группы – усть-цилёмы и пустозёры на Печоре, по происхождению – потомки новгородцев с некоторой примесью местного финно-угорского населения.
(Источник: Зеленин Д.К., «Великорусские говоры с неограниченным и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации», СПб., 1913.; — стр. 379, Максимов С.В., «Год на Севере», М., 1871 год)
- Поморские поселения
«Коренные русские», лопари («русские лапландцы»), самоеды, корелы, зыряне. Отмечается высокая степень смешения лопарей, русских, корел и зырян. Самоеды относятся к группе «бродячих инородцев», исчисляются отдельно. Русские селения в подавляющем большинстве случаев расположены на берегах рек, озер и Белого моря.
(стр. 189, «Племена, населяющие Архангельскую губернию», Архангельские губернские ведомости, номер 23, 1861 год)
- Нетипичные традиции для русских
Поморской столицей являлся отнюдь не Архангельск, а Кемь. Существует традиция «умыкания невесты», что нетипично для русского свадебного обряда. Причиной для «кражи» чаще всего служит вера супругов, когда невеста «старой веры», а жених – «православный». Религия в основной своей массе – «беспоповщина поморского толка» (православие старого обряда).
(Источник: стр. 86, 87б 97, Г. А. Вертепов, «Материалы по этнографии поморов Архангельской губернии. Из жизни Беломорских поморов», журнал «Этнографическое обозрение», 1901, номер 1)
- Этногенез поморов зависим от методов хозяйствования
Профессор Лукин отмечает, что соседей-земледельцев поморы нередко называли «деревенскими», «крестьянами», «верховскими», не заключали с ними брачных связей.
(Источник: стр. 76, Лукин Ю.Ф., «О Поморье и поморах – коренном малочисленном народе, проживающем на побережье и островах Белого моря», XI Международный Соловецкий форум: Сборник материалов / Отв. ред. Ю.Ф.Лукин. – Архангельск-Соловецкие острова, 2003 год)
- Языческие и экологические традиции у поморов
Ученые отмечают особенное влияние «культа воды» на религиозное мышление поморов. Языческие верования перекликаются с обычаями соседних финно-угорских народов: заговоры, промысловая магия, ограничения на охоту и рыболовство, колыбельные песни. Профессор Лукин, ссылаясь на ученого Чекалова А.К., указывает на значительное смешение славянской, карельской и коми-зырянской культуры у поморов: древнеславянские идолы похожи на угро-финские, изобразительное искусство роднит поморов с карельским этносом, архаичные памятники северно-русской и коми-зырянской резьбы.
(Источник: стр. 77, Лукин Ю.Ф., «О Поморье и поморах – коренном малочисленном народе, проживающем на побережье и островах Белого моря», XI Международный Соловецкий форум: Сборник материалов / Отв. ред. Ю.Ф.Лукин. – Архангельск-Соловецкие острова, 2003 год)
- Старообрядчество и официальная Церковь
Старообрядческий центр на Выгозере «Поморское согласие» служил формой социального протеста в отношении протектората Москвы и официальной Церкви.
(Источник: стр. 77, Лукин Ю.Ф., «О Поморье и поморах – коренном малочисленном народе, проживающем на побережье и островах Белого моря», XI Международный Соловецкий форум: Сборник материалов / Отв. ред. Ю.Ф.Лукин. – Архангельск-Соловецкие острова, 2003 год)
Максим Задорин
Релевантно: