|

Россию, Белоруссию и Казахстан объединит идея евразийства — итоги конференции в РИА-Новости

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Метки: , ,

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на прошедшем саммите АТЭС во Владивостоке позиционировал Евразийский экономический союз как новый центр регионального развития, предполагающий высокую степень интеграции между его членами, согласованную экономическую и финансовую политику. Историческим же и идеологическим базисом регионального объединения могла бы стать теория евразийства Льва Гумилева, закладывающая фундамент общности всех народов бывшего СССР. Эту ценностную концепцию эксперты из Москвы и Астаны обсудили в РИА Новости во время видеомоста «Исторические корни Евразийского Союза», приуроченного к столетию со дня рождения Льва Гумилева.

По сути, учение Гумилева можно определить как научно-патриотическую теорию, идеологию, актуальную для современных интеграционных процессов на евразийском пространстве.

«Гумилев хорош тем, что он показывает ценность разности — племена, затерявшиеся в лесах, ничем не хуже цивилизации Рима. Провозглашение ценности каждого элемента евразийской мозаики очень важно, это противостоит тенденциям унификации, причем не только в рамках западной модели общества потребления, но и в исламском мире, где ваххабитские движения зачесывают всех мусульман под одну гребенку. Такие вещи крайне опасны для всего человечества», — объясняет ЦВ старший научный сотрудник Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Евгений Бахревский.

Директор Центра Льва Гумилева, председатель Московского евразийского клуба Павел Зарифуллин видит будущее Евразийского союза более оптимистичным, чем будущее ЕС. Он объясняет это рядом причин. Во-первых, Европа всегда объединялась тоталитарным образом и всегда не до конца: в средние века ни Папа, ни императоры не могли добиться полной консолидации, позже ни Наполеон, ни Гитлер не сумели присоединить Англию.

Во-вторых, Евросоюз сегодня объединяет совершенно разные с точки зрения исторической судьбы территории. «Целый ряд стран как Румыния, Болгария или Греция, находятся в ЕС совершенно не органично, представляя другую, поствизантийскую цивилизацию Балкан. От Кишинева до Афин — бесконечный Кустурица, — приводит максимально наглядную метафору Павел Зарифуллин. — Существует колоссальный разрыв между протестантской «прижимистой» этикой севера Европы – Швеции, Нидерландов, Германии — и романской, католической этикой жизни на широкую ногу в Италии или Испании. В Европе три разных цивилизационных кода – католический, протестантский и православный. Есть еще Великобритания, которая всегда была несколько отдельно и сейчас больше ориентирована вовне, на США».

Фактически Европа исторически фокусировалась на различиях, культивируя индивидуализм, а для Евразии более характерно коллективное мышление, понимание ценности жизни в едином пространстве. Таким образом, на фоне кризиса идеи европейского единства учение Гумилева может послужить не только основой для консолидации Евразии, но и источником новых ценностей для всего мира перед лицом глобальных процессов.

Сегодня идеи евразийства постепенно выходят на уровень глав государств. Всплеск интереса к ним произошел после объявления Владимира Путина о создании ЕврАзЭС к 2015 году. Давно и активно эту идею пропагандирует президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Еще в 1996 году в Казахстане появился Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, где обязательный курс «Евразийство: теория и практика» слушают все студенты-первокурсники.

По мнению директора НИЦ «Евразия», доктора исторических наук Зиябека Кабульдинова, идеи тюрко-славянской комплиментарности необходимо преподавать и в старших классах. Не удивительно, что отмечать столетие со дня рождения Гумилева в Казахстане собираются с размахом: этой дате посвящен юбилейный Международный Евразийский форум в Астане, который пройдет 11-12 октября.

В России на международную арену планирует выходить Центр Льва Гумилева: скоро появятся его филиалы в Баку и Бишкеке. Русский этнолог весьма почитаем в тюркском мире как один из первых создателей последовательной истории тюрских народов в Евразии. Принцип культурной идентичности и равенства этносов в нашей стране и за рубежом активно продвигает и культурно-образовательный центр «Этномир» под руководством Руслана Байрамова.

Представляется, что если теория Гумилева о позитивной этнической «комплиментарности» тюркских, славянских и финно-угорских народов Евразии действительно станет идейной базой ЕврАзЭС, впоследствии мы сможем предложить ее международному сообществу как основополагающую ценность, приемлемую для всех без исключения наций и народов.

Ксения ЛАКТИОНОВА

 

Цена Вопроса

Leave a Reply

123