|

Сакральная география апостола Андрея и апостола Фомы

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , , ,

Ессей у скифов

Пржевальский называл скифское пространство, скифский топос «прекрасная пустыня». Земля мужчин и бесконечный «сухой путь»: между колодцев, засыпанных песком или снегом, молясь далёким планетам и небесным огням, медленно шествуем на верблюдах, собаках, коврах-самолётах. Скорости зафиксированы тысячелетними наблюдениями за ездовыми животными. Поэтому двигаемся шагами: своими, звериными, часовыми. Как треск огня: три-четыре-три-четыре. В ритме хрипа дрейфующих льдов.
Когда апостолы делили мир, то каждый мог ещё выбирать пространство по вкусам своим. Апостол Андрей в юности жил в общине Иоанна Крестителя. Пророк-Предтеча в то время сотрудничал с ессеями. Это был закрытый мужской полувоенный лагерь в бескрайней сирийской полупустыне. Оттуда Андрея забрал (или он сам забрался) Христос.
Но проповедовать Слово Спасителя Первозванный апостол отправился в страны типологически сходные с месторазвитием своей молодости. Он поехал к скифам – через моря и приморские города-таверны: к скифам, к кочевникам, к простым – суровым и добрым, и злым людям в шубах и странных колпаках. Живущих в полувоенных лагерях – «гуляй-полях». Эти перекати-посёлки тысячелетия позже назовут вагенбургами.
Там он нашёл с кочевниками общий язык, крестил часть номадов в Крыму на Кубани и чуть ли не в Киеве. Есенин писал, что все мы «скифы, принявшие Византию глазами Андрея Рублёва». Но изначально это выражение, наверное, соотносится с другим Андреем. Мы – скифы, принявшие Христианство языком Андрея Первозванного. Христианство в первые века умудрялось дать каждому народу – «каждому своё». Его северная миссия велась гипер-пассионарным экс-ессеем, мужчиной-полюсом, аскетом (убеждённым безбрачником), кочевником пустынь и степей.
Сакральная география христианства запечатлит впоследствии Север, как пустыню духовного спасения. Ушедшие с берегов Оронта на далёкий Восток и Север, антиохийские несториане (1) навсегда останутся в истории религии как Церковь Пустыни.
Церковь, крестившая тысячи становищ мужчин-небо-звёздопоклонников, а также их жён, наложниц, детей, освятила номадические транспортные средства и временные жилища.
А потом скитальцы-несториане неожиданно повстречали за Пустыней, за Скифским миром – землю другого христового апостола. Там же они отыскали и его мощи – останки апостола Фомы.

Страна Близнеца

Апостол Андрей Первозванный

Вся история про интересующее нас Царство Пресвитера Иоанна базируется на очень древних мифах про путешествие Фомы во «Внутреннюю Индию» — страну священных знаний и мамонтовой кости рек.
Фома по прозвищу «Близнец» (как две капли воды похожий на Христа) – герой гностических эзотерических новелл, апостол досконально пытавшийся докопаться до сути вещей. Словно шаман или чёрный маг, или европейский доктор – совавший руки в тело Спасителя. (2)
Он добрался до «Белой Индии» — страны на крайнем Востоке, он же сформировал христианское понимание Востока, ориенталистской священной географии. Это была легенда о закрытом священном царстве, пограничном Раю, имеющим с Эдемом общую речную систему. Пресвитер Иоанн – герой несторианских и гибеллинских средневековых хроник – «защитник-протектор» миссии апостола Фомы, хранитель его мощей.
Православные апокрифы именуют Иоанна «царём-попом индийским». Однако надо отметить, что в средние века «Индия» не имела чёткого географического местоприбывания, конкретной коннотации. Не случайно тамплиеры нашли её потом в Эфиопии. Храмовники, бежавшие от французских королей к королям Кастилии и Португалии, однажды отыскали Индию в Америке. Вест-Индию.
Перед нами два практически фрактальных, «дроблёных» топоса, две подвижные страны христианской Ойкумены: Скифская Пустыня апостола Андрея и «плавающая» Индия апостола Фомы. В средние века этим землям суждено было пересечься, скреститься между собой, пропитаться друг другом. Тогда Север оказался Востоком. И наоборот.

Райский Северо-Восток

Как соотносятся друг с другом два Пространства? Горизонтальная и сетевая пустыня-степь с эзотерической вертикалью-троном наследников Близнеца и Брата Спасителя?
Можно конечно построить метафору, что пустыня – это дорога, поприще и препятствие на пути к земному раю. Но подобно тому, как равны 12 апостолов между собою, так и принципиально равнозначны и два «месторазвития»: Очарованная Пустыня Скифов и Благодатный Оазис Пресвитера Иоанна. Фиолетовая ночь степной серебряной фольги скрывает заманчивый и гипнотический Полюс Востока.
В бифуркационных «тонких» пространствах не бывает незыблемых систем координат – вертикаль легко смыкается с горизонталью и наоборот. А на степных курганах распускаются аттракторы-маки, а в священном царстве — пустыни покрывают реки, чтобы отхлынув – вывалить виноградные сады драгоценных камней и редкоземельных металлов.
Север = Востоку. Они перекликаются, «гойкаются» друг с другом на тайном скифском языке, чередуя грудные и фальцетные звуки. Великая Скуфь органично перетекает в Царство Пресвитера Иоанна. Вместе они образуют Полюс-Сферу евразийской геометрии. (3)
Тарелочку, с катающимся по нему райским яблочком. Несколько позже сей ускользающий мир-мираж нарекут Россией.

Павел Зарифуллин

(Текст — 1 часть «Трактата о Пустыне и Царстве». Продолжение — Царство пресвитера Иоанна)

(1) Несториане – христианская Церковь Востока, отделилась от православия после Халкидонского Собора 451 года. Большинство несториан эмигрировало из Византии в Персию. После чего проповедники Церкви крестили десятки тюркских, монгольских и арийских народов Индии, Средней Азии и Дальнего Востока. В средние века – самая многочисленная христианская церковь. Любопытно, что покровителем Церкви Востока был апостол Фаддей, «Иуда не Искариот», «Иуда брат Господень». Символизм «братства» Фаддея и Исуса Христа сближает эту фигуру священной истории с «близнецом» Спасителя – апостолом Фомой. Возможно, что здесь же мы должны искать принцип существования несториан, как церкви «братской», «сетевой», а не иерархической.
(2) Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом явлении Исуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Исус воскрес из мертвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25). Явившийся Исус позволил Фоме вложить палец в раны, Фома уверовал и произнёс «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28).
(3) Попытка образного объяснения феномена Царства и Пустыни уводит нас к геометрии сфер Римана и геометрии Лобачевского, к модели «псевдосферы» Эудженио Бельтрами.

1 Response for “Сакральная география апостола Андрея и апостола Фомы”

  1. Рябов Виктор:

    Есть версия, что Андрей шел проповедовать на Кубань и в Крым через Черноморское побережье, вместе с Симоном Кананитом. Симон остался, и проповедовал местным предкам абхазов и убыхов, и принял мучительную смерть.

Leave a Reply

123