Сакральная география как древнее знание о человеке
Метки: дорога мира, евгений цуцкин, ирина умнова конюхова, Калмыкия, кирилл серебрянитский, павел зарифуллин, сакральная география, Хурул, центр льва гумилёва, экспедиция, Элиста
Место силы — степь
В степи на въезде в Элисту встретились два каравана. Один шел «Дорогой мира» из Владикавказа под предводительством Ирины Умновой-Конюховой, другой — на автомобилях SUBARU из Москвы,
Говорить о сакральной географии значительно легче в таких местах как Калмыкия. Сознание русских людей во многом предопределила степь. Когда они жили на территории
Несмотря на то, что идеи евразийства в последнее время пытаются затушевать, заменив модернизационными терминами, карту материка не переделаешь. «Что собой представляет великая калмыцкая степь с геостратегической точки зрения? Через нее идет самый кротчайший путь из Азии в Европу. У всех на слуху Великий Шелковый путь, в более древних источниках
Забытое, но живое
Знание священных мест географии пробуждает необыкновенные смыслы и силы, люди становятся другими. Политические, материальные, экономические ценности, которые господствуют в нашей стране, сиюминутны. А вот ценности сакральной географии, по мнению Зарифуллина, являются вечными, потому что демонстрируют древние знания о самих себе: «Как показали последние исследования психоаналитиков, архетипы Священного передаются генетически. Наши дети уже несут в себе сакральные смыслы той земли, на которой родились. Знания антропологии и географии делают человека сильным и активным. Он приобретает дополнительное измерение, осознавая себя не просто пылинкой в мире от офиса до магазина или дома, а частью истории».
Не случайно жители Алтая так трепетно охраняют на своей земле курганы, где захоронены скифы и сарматы. Им говорят: «Здесь же покоятся не ваши прямые предки?». А в ответ слышат: «Это наши предки по духу». Вероятно, таким же внутренним зовом влечет к себе тысячи паломников «Священный тополь», одиноко царствующий
Добровольный марш бросок
Уже после конференции, долго беседуя с этнографами и членами экспедиции, всматриваясь в их живые глаза, понимаешь – все они – энтузиасты-одиночки. В России пока не стало модным знание о человеке: его сущности, подлинной истории. Массового пользователя кормят преимущественно дешевыми эзотерическими пособиями, либо «историческими» публикациями, завязанными на политическом PR-е. На этом фоне ученые, приехавшие 7 июня в Элисту, стоят на десятки ступеней выше.
Нина Уланова, председатель просветительского фонда им. Номто Очирова, занимается вопросами сохранения калмыцкого героического эпоса «Джангар». Невозможно назвать эту женщину, уже преклонных лет, бабушкой. Надев свой национальный костюм, она совершает паломничества по мировым святыням, отстаивает гуманитарные проекты фонда у министров и президентов республики.
Евгений Цуцкин, профессор и археолог. Всю жизнь занимается научными исследованиями великой калмыцкой степи. Стоял у руля экспедиции «По следам Великого Шелкового Пути» в 2002 году, многие годы участвовал в раскопках древних курганов.
Елена Ремилева, журналист и писатель, дочь эмигрировавшего казачьего офицера Сарана Ремилёва. Волею судеб ее семья долгое время кочевала (Болгария, Югославия, Германия, США). Всю жизнь Елена собирала материалы о калмыках-эмигрантах. И вот в прошлом году в Мюнхене вышла ее книга «Ойрат-монголы. История европейских калмыков».
Ирина Умнова-Конюхова, юрист, президент Центра «Право мира». Возглавляет экспедицию «Дорога мира». Акция приурочена к 30-летию Международного дня Мира и 70-летию начала Великой Отечественной войн, посвящена памяти жертв терроризма, а также погибшим в Великую отечественную войну, в боевых действиях на Северном Кавказе, в Афганистане. С ней шествовали десятки ученых из Осетии, стойко выдержав все испытания кочевого образа жизни. Экспедиция стартовала в мае во Владикавказе. Ее первый этап как раз и завершился на калмыцкой земле.
Кирилл Серебренитский, директор московского бюро этнополитических исследований, человек, который постоянно находится в экспедициях. Ныне занимается исследованием фронтальных приграничных зон Евразии. Образно он их называет сакральными пространствами геополитики, обитатели которых способны на самоорганизацию в пределах того или иного государства и вполне могут стать отдельной политической силой.
Сергею Сене, этнографу, действенному члену Русского Географического общества, руководителю отделения Российской ассоциации архитекторов и реставраторов по ЮФО удалось задействовать для изучения памятников истории, сакральной географии инновационные сетевые методы. В качестве эксперимента в «ВКонтакте.ру» была создана группа из единомышленников, ратующих за возвращение Волгограду старинного имени Царицын. За год страница «обросла» не только сотнями пользователей, но и колоссальной базой архивных документов: фотографиями, рукописями. В итоге, небольшой интернет-ресурс переродился в портал, материалами которого пользуются ученые и журналисты.
«Сегодня молодежи в качестве примера для подражания предлагают весьма сомнительные образы: например, успешного проходимца, гламурной красавицы или футбольного фаната. Все они не соответствуют архетипическому представлению о месте России и русских людей в священной истории. Потому что эти люди не знают своих корней. Вопрос сакральной географии ставит вопрос об этике людей, репрезентующих наш народ и нашу цивилизацию, вопрос о будущем России, — считает Павел Зарифуллин.- В экспедициях, через искренние порывы исследования и изучения своей культуры как раз и могут сформироваться образы будущего активного россиянина, фигура «солнечного русского».
P.S: «Центр Гумилева» благодарит за содействие в организации мероприятия руководство центрального Хурула г. Элисты, Министерства культуры и туризма республики Калмыкия, Дилерского центра SUBARU г. Волгоград, Калмыкского Государственного Университета и многих других. Особая благодарность Евгению Цуцкину, Игорю Савицкому и Артуру Соспинову.
Ульяна Печникова, руководитель отдела по связям с общественностью и PR «Центра Льва Гумилева».
Любое движение к святости это движение по сакральной карте. Дорога есть актуализация Дао.