|

Семенов Христианство в Киргизии

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

С 80-х гг. XIX в. в районе Семиречья в Киргизии, вблизи Бишкека и Токмака известны два христианских кладбища XIII-XIV вв. Отсюда происходят несколько сотен надгробных камней с изображениями крестов и сирийскими и сиро-тюркскими надписями. Находки были изданы русскими востоковедами Д. Хвольсоном, В.В. Радловым и П.К. Коковцовым. Эти материалы послужили базой для написания В.В. Бартольдом обобщающей статьи о христианстве в Семиречье, которая не потеряла своей актуальности и по сей день. С момента написания этих работ на территории Киргизии было сделано несколько новых замечательных находок, относящихся к христианству. К ним относятся находки нескольких серебряных блюд с христианскими сюжетами, нательные кресты с разных городищ и т.п. Особого внимания заслуживают материалы раскопок Ак-Бешима, памятника, в котором наряду с Харобой-Кошук в Мерве были открыты единственные известные до сих пор христианские церкви. Ак-Бешим Городище в 60 км восточнее Бишкека (Кыргызстан). Названо по имени ближайшего села. Является остатками города Суяба, известного по китайским и арабо-персидским источникам. Основано в 6 в. выходцами из Согда и просуществовало до начала XI в. Суяб являлся важным центром на Великом Шелковом пути и был известен как город, где совместно проживают купцы из разных стран. Многонациональному населению города соответствовала и сложная религиозная картина. Археологические раскопки открыли в городе два буддийских монастыря, зороастрийское кладбище и две, вероятно несторианских, церкви. Первая из них, раскопанная Л.Р. Кызласовым, находилась снаружи от городских стен и состояла из квадратного купольного помещения с алтарем, южного придела, вероятно, баптистерия и обнесенного стенами прямоугольника. Общие габариты составляли 36 х 15 м. Одни исследователи предлагали видеть в нем двор с навесами, другие — опирающийся на колонны трехнефный наос. Вокруг церкви, в основном под стенами и также внутри двора открыты многочисленные христианские погребения. По керамике и монетам здание датировано VIII в.


Вторая церковь раскапывалась экспедицией Эрмитажа и ИИ НАН Кыргызстана в 1996-1998 гг. Она была построена в юго-восточном углу города внутри городских стен. Сам комплекс состоял из трех или четырех частей. Каждая часть, в свою очередь подразделялась на вытянутое с востока на запад помещение длиной 25 м (в одном случае возможно двор), к которому с востока примыкало квадратное в плане помещение (5 х 5 м) с нишами и алтарем. Вдоль восточного фасада здания между алтарными помещениями имелся ряд дополнительных комнат. Длинные коридоры возможно окружали здание с трех сторон, а также разделяли его составные части. Насколько можно судить комплекс был построен не сразу, а в три этапа, незначительно разделенных во времени. Наиболее ранняя часть южная (здание А). Вокруг центральной части из вытянутого зала и квадратного помещения с алтарем со всех четырех сторон располагались коридоры. Арочные проходы по два на северной и южной сторонах связывали зал с обводными коридорами. Проходы, возможно не первоначальные, в северной и южной стенах алтарного помещения также выводили в коридоры. Дополнительные проходы соединяли проходы между собой. Впоследствии часть боковых помещений была использована в качестве винодавильни и хранилищ для вина. Северная стена здания А имеет уклон наружу и производит впечатление фасадной. Тогда второе здание (В) расположенное севернее, оказывается пристроенным к нему. Оно имело размеры 38 х 46 и состояло из двух частей, разделенных коридорами. В каждой части с востока имелось квадратное помещение с тремя нишами, аналогичное алтарной комнате комплекса А. Они открывались на запад широкими проходами, которые вели в еще не раскопанные части здания, в которых можно видеть либо нефы, разделенные колоннадами, либо дворы. Их длина составляла около 30 м при ширине 18 и 10 м. Малый «двор», судя по сохранившейся в углу глиняной штукатурке со следами росписей, скорее всего был перекрыт. В восточной части здания между двумя квадратными помещениями размещалось три вспомогательных помещения, связанных проходами. Третий блок С находился к северу от здания В и, судя по наклону фасада южной стены, был пристроен к нему. Он состоял из квадратного помещения (3,5х3,5 м) с нишей в восточной стене и алтарем перед ней и смежного с ней длинного помещения, вытянутого с востока на запад Сохранность стен всего комплекса в восточной части достигает 3,5 м, что позволяет сделать выводы о характере перекрытия большинства помещений. Длинные коридоры перекрывались сводом из сырцового кирпича наклонными отрезками. Квадратные помещения были перекрыты сводом «балхи». В длинном помещении комплекса А в боковых стенах открыты по три пары деревянных стоек, расположенных напротив друг друга. Они делили помещение на четыре примерно одинаковые подквадратные части. Вероятно на эти стойки опирались подпружные арки, между которыми находились своды «балхи». Проходы и ниши имели арочное завершение. Большая часть помещений была некогда украшена живописью, от которой сохранились только незначительные фрагменты орнамента и, возможно, деталей одежды.

В одном случае поверх красочного слоя находилась золотая фольга. Среди находок следует отметить несколько глиняных оттисков с изображением несторианских крестов и один нательный нефритовый крест. Отдельную группу составляют памятники письменности. На полу одного из помещений были обнаружены остатки переплета и несколько страниц рукописной книги. На венчике одного из хумов была согдийская дарственная надпись, а на обороте глиняной плакетки с крестом — тюркско-согдийская. Несколько тюркско-согдийских надписей было открыто и на штукатурке с росписями. По керамике и монетам комплекс относится к последнему периоду жизни города Х — началу XI в. Открытие церквей VIII и Х вв. указывает на сильные позиции христианства на этой территории. Отдельные находки VIII-IX вв. и надгробные камни с несторианскими надписями XIII-XIV вв. дополняют эти данные и позволяют предположить непрерывное существование христианства в Семиречье с VIII по XIV вв. Винодельня и хранилища для вина в боковых приделах храма связаны с запретом на производство вина в исламском мире, которое было сосредоточено в руках христиан.

Г.Л. Семенов

Leave a Reply

123