|

Свобода народов – пустой звук без свободы одного человека

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Метки: , ,

Беседа с культурологом Георгием Осиповым о свободных народах и свободных людях, о культурном коде Запорожья и о Бараке Обаме

Как ты видишь идеологию защиты прав народов, отстаивания их этнической идентичности, свободной культуры?

Частичный ответ содержится в самом вопросе. Жизнеспособность идеологии будет подтверждена, если она сумеет привлечь к «отстаиванию этнической идентичности и свободной культуры» людей, способных отстаивать их эффективно. Не публиковался, но высказываться на эту тему мне приходилось.

Ты в течении многих лет описываешь региональную украино-российскую культуру Запорожья, ты фактически зафиксировал особый “региональный культурный код”. Код «города-портала». Насколько сложно это делать? Ведь культурный код Костромы практически невозможно описать, в отличии от, например, кавказского, который просто бросается в глаза. И насколько это благодарное зантие, ценят ли твой труд в самом Запорожье?

Недавно были уместны упреки в негативном «пассеизме», любовании «живым прошлым» и т.п. общечеловеческих слабостях. Но за последнее время темп жизни чудовищно ускорился, и многие ландшафты и места полностью исчезли с лица земли, а вместе с ними – положения и люди с их переживаниями, страстями, химерами. Бесследно – потому что мое поколение оказалось не в силах их отстоять. В отличие от средневековых памятников, от них в современном мире не осталось даже руин. Значит, я был прав, фиксируя повседневные похождения моих персонажей в моем городе. Теперь эта повседневность затмевает предсказуемую «фантастику». Я стремился к средневековой простоте и насыщенности – когда в одном замке живут привидения, алхимики, любовники и т.д. все пороки и добродетели бушуют на одном клочке земли, без телефонов, ТВ, цветных журналов. Не подозревая о числе планет в Солнечной Системе.
Это занятие помогло мне сохранить ясный ум и вертикальное положение. Естественно, эти темы привлекают «немногих» (говорю без сословных или расовых предрассудков, без снобизма), зато они самостоятельные, волевые люди, чье мнение мне дорого. В Запорожье такие люди есть.

Твоя программа “Трансильвания” стала такой музыкальной “цветущей сложностью” и по сути манифестом Свободных Народов. Как бы ты охарактеризовал этот неповторимый жанр, фактически тобой созданный? Какие у тебя были предшественниеки? И будут ли перспективы у этого направления? Какой она будет – культура свободных народов завтрашнего дня?

«Трансильвания» с почестями погребена в далеком прошлом. Но ее нельзя воспринимать как мумию, как экспонат музея неудачных форм сопротивления. Она сохранила правоту, не обещая иллюзий. Мы не тыкали пальцем в миражи, не корчили “Всадника без головы”. В отличие от некоторых пророков, которые «40 лет» мариновали аудиторию в пустыне бесплодия, пока сами под старость лет не оказались в окружении калек, пенсионеров. Мы никого не собирались очаровать, поэтому и разочарования переносим легко, и разочарованных сравнительно немного.
Свобода народов пустой звук без свободы одного человека. А освобождение – дело личное. Он свободен, если может сделать правильный выбор без оглядки на податливое большинство. Не следует принимать за «свободу народов» массовый психоз, массовое отчаяние. Я не верю в действенность униформы, геометрических фигурок-символов и привлекательность фольклора. Верность идеалам и стремление к совершенству от них не зависит.
Нам слишком хорошо знакомы товарищи, которые не могут простить Гитлеру две, от силы три вещи. А именно: что Адольф не носил бороду с косовороткой и не владел крюковым пением.

Права народов в музыке это ведь не только и не столько этнофолк. Какие музыкальные жанры и исполнители точнее соответствуют этому особому тонкому меркуриальному духу пробуждения народной идентичности?

Музыка, как и любой другой вид искусства должна, прежде всего, «искушать», доставлять удовольствие, украшая быт и частную жизнь (не обязательно молодого) человека. Глупо переоценивать ее роль в «идеологической войне». Эпоха «психических атак», немецких маршей и ритуальных плясок миновала. Меркуриальный дух, как не парадоксально, располагает к тому, что медленно, но верно. Тонкое понимание себя, своих желаний, подталкивает к правильному выбору, как в создании, так и в потреблении достойных вещей. Что касается исполнителей и жанров – это опять же личное дело. Было бы у кого спросить и кому уточнить. Безупречный манифест обособленного, свободного существа, при этом органически связанного со своей стихией, родом, являет сонет Бодлера «Совы»:

А людям пример их – наука,
Что двигаться лишняя мука,
Что горшее зло – суета,
Что если гоняться за тенью
Кого и заставит мечта,
Безумца карает – движенье.

(пер. И.Ф. Анненского)

Права народов в избавлении от условностей и догм, в изгнании зловредных попугаев, глашатаев этих условностей и догм.

Как тебе перезагрузка в мировой политике? Притом, что ты много лет был поклонником Джорджа Буша младшего.
Не начинать ли уже (а кому как ни тебе?) формировать новые эстетические тренды?

Буш был мне симпатичен, как нормальный человек с нормальными слабостями. Последнее человеческое лицо в политике. Голливуд уже давно удалил эти черты обаяния из своих типажей (так из учебников вырывали портреты диктаторов). Но – «лучше иметь десять естественных пороков, чем десять противоестественных добродетелей». Величие Буша не в том, чего он добился, а в том, чего он не достиг. Его попрекают вторжением в Ирак, забывая о возникновении в красивейшей части Европы полноценного, правового исламского государства с блестящим будущим.
Это был последний руководитель, способный вызвать симпатию рядового человека (не требующую хитроумных пояснений), внушить доверие. «Обамовщина» – прямой путь к деградации и фальши на бытовом и самом высшем уровне.
Противники Буша посещают слишком много курсов и тренировок. Зачитываются бреднями каббалистов и бабушки Айн Рэнд. То и другое поддерживает иллюзию избранности. Примерно так же бывшие «хиппи»-администраторы обязаны ходить и заниматься «единоборствами» и лапать друг друга сквозь вонючее кимоно. А в голове один «русский рок». Такая позиция – это страх перед будущим. Которое принадлежит правовому союзу людей доброй воли с могуществом природы. Они понимают, что это не «Коминтерн», не масонский гей-парад, не смердящий Вудсток и не «дни такой-то письменности». Это – нечто новое, на службе у бесконечно старого. Возмездие прошлого современности силами грядущего. И в этой новизне им нет никакого места.

“Трансильвания беспокоит” была культурной фабрикой завтрашнего дня. Каким будет этот живой, совсем не ретроградный и консервативный, а активный, здравый, многообразный мир свободных народов? Дай свой футурологический прогноз.

Залог успеха в неожиданных, (но продуманных) решениях и в выборе неожиданных (но проверенных) союзников. Битые «козыри» прошлых лет не посмеют скомпрометировать смелость наших дальнейших шагов и решений.
Я принципиально не называю имен, не рекомендую конкретных исполнителей, дабы избежать упреков во «вкусовщине». Со вкусами положение катастрофическое. Избавление от уродливых вкусов у современного человека начинается с лютой неприязни к тому, что ему навязывают сверстники, идеологи, лидеры. По сути своей растлители, поработители и провокаторы. Гоните их вон.

Что тебе интересно, и что ты искренне презираешь?

Я презираю жажду перемен, так называемые “путешествия», все эти скоростные перелеты и «путевые заметки» обнаглевших паразитов.
Путешествовали и совершали открытия в доколумбовы времена, тогда всё и открыли, всё уже было известно. Какой смысл тащиться в другой конец планеты, если знаешь, что тебя там ждет, вплоть до обсчета и унижений. Да еще с такой-то рожей. Пьяница, рухнувший на траву у магазина, пробудившись, видит точно такое же небо над своим родным районом.
Познание мира было оправдано в средние века, когда мир был полон тайн, потому что был ограничен благородными суевериями и предрассудками. С каждым годов враг всего живого последовательно расширяет список «суеверий» и «предрассудков» в адрес одержимой идеей «избранности» части человечества.
В минувшем году без конца звучал игровой инфантильный термин «перезагрузка», но за ним скрывается привычная «перезасадка», то есть, спекуляция идейным и художественным секонд-хендом.

Последний взрослый человек. Взросление – благородный процесс. Современному человеку оно дается с трудом. Это – исцеление, прощание с миражами. Поэтому упрек «когда ты уже повзрослеешь?» звучит уже некорректно, словно кому-то желают скорейшей смерти. В моде – вундеркинды, младенчество. Есть патологическое кочевничество, а есть нездоровый инфантилизм. Модные и перезрелые младенцы-хулиганы протестуют и требуют криком : «У-а! У-а! Хотим мира! У-а! У-а! Хотим свободы!» Соответственно, и мир, и свобода, которых они добиваются, отвечают сугубо младенческим представлениям. Посмотри на современное «искусство» и «творчество” – междусобойчик взрослых «малышей», причем потомственных. Под видом богемной вольницы – диктатура домашних деспотов, которыми управляют хитрые «карлсоны». Но взрослый «малыш» – это же дефективный!

Беседовал Павел Зарифуллин

Leave a Reply

123