|

Т.Акеров: Атаман Ермак кыргыз?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Есть косвенные подтверждения источников, которые говорят больше в пользу тюркского происхождения Ермака. Согласно данным источника, Ермак был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черен брадою, возрастом (то есть ростом) середней, и плоск, и плечист».

Ермак и его отряд представляли дружину местных казаков, защищавших население на Волге от набегов крымских и астраханских татар. Позже к началу 1582 года Строгановы пригласили Ермака на службу, а позже он поступил на службу Ивану Грозному, царю Российского государства. Участвовал в Ливонской войне, воевал с литовцами. Проявил активность в завоевании Сибири для Российского государства.

Происхождение Ермака до сих пор вызывает споры. По мнению Н.М. Карамзина, «Ермак был роду безвестного, но душою великой». Одни полагали, что он был донским казаком, другие – казаком уральским, третьи считали его выходцем из сибирских князей. В разных источниках атамана упоминали под разными именами: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей, Еремей. Существует также мнение, что «Ермак» – просто прозвище, образованное от названия котла (казан) для приготовления пищи (артельный котел – таган). Однако, есть мнение о том, что «ермак» происходит от тюркского слова «ермек» (забава, веселье). Слово «ермак» могло происходить и от тюркских слов «ерман» (боевой, храбрый человек), «урмак» (от глагола бить, наказывать). Нельзя исключать и то, что «ермак» мог иметь отношение к тюркскому слову «ырмак» (большая река). Т.е. «Ермак» был связан с названием местности (Дон, Волга, Иртыш), откуда был родом или где прославился атаман. К примеру, Махмуд Кашгари, Жусуп Баласагуни и т.д. В таком случае, «ермак» мог быть прозвищем, а не собственным именем атамана. Вполне возможно, что атаман Ермак Тимофеевич получил свое имя и фамилию по древнему обычаю по месту проживания, поскольку его отчество «Тимофей» имело сходство с названием одной из рек Деме (Диома) в Миякинском уезде Башкирии. Не исключено, что «Тимофей» представлял русскую версию его имени Ермак Деме бий, что указывало на принадлежность атамана к народу, проживавшему на берегу реки Диома (Деме).

Могильник в селе Киргиз-Мияки в Башкирии

Информация о том, что историки-краеведы нашли в Миякинском районе Башкирии могилу, в которой предположительно захоронен легендарный казачий атаман Ермак Тимофеевич вызывает большой интерес среди ученых-историков. Могильник найден на окраине населенного пункта Киргиз-Мияки. Экспертиза останков погребенного в этом могильнике показала, что здесь был захоронен человек европеоидной внешности (вероятно, славянин).

Проведенные в Киевской лаборатории радиоуглеродный анализ остатков гроба, кусочка кости, пояска усопшего, показали, что захоронению около 500 лет. По утверждению историка Федора Жижилева, время захоронения совпадает с датой гибели Ермака. По его рассказу, найденное тело захоронено не по православному обычаю — головой не на запад, а на восток. «Возможно, потому что полководца хоронили мусульмане», что также совпадает с одной из бытующих версий среди народа о гибели атамана.

Согласно легенде, тело Ермака, утонувшего в Иртыше, выловил рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Его захоронили по преданию, на «Баишевском кладбище под кудрявой сосной». Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, т.к. он не был мусульманином. Вполне возможно, что его могли похоронить башкирцы и кыргызы, жившие в этих местах. «Башкирцы» принадлежали к «башкирскому кантону» и входили в башкиро-мещерякское казачье войско (по документам войска). Однако, ответы на все эти вопросы можно получить только после того, как ученым удастся провести еще ряд дополнительных экспертиз.

Кыргызы на Волге

Вполне возможно, что найденный могильник в Киргиз-Мияки не имеет ничего общего с атаманом. Он может принадлежать одному из предков (батыров) племени кыргызов в составе башкирского народа, т.к. представители башкирского племени кыргыз считались потомками енисейских кыргызов, которые в VIII-X веках переселились на берега Сырдарьи в Ферганской долине. Затем они мигрировали на правобережье Волги, а оттуда на Бугульминско-Белебеевскую возвышенность. В XIII-XIV веках племя кыргыз обосновалось в долине реки Белой. Они также жили в верховьях реки Ик и по реке Деме. Свое генеалогическое древо связывают с именами потомков Чингисхана Тонак-бия и Кадык-бия.

Согласно родословным данным, предки башкирских кыргызов в прошлом жили «на Бухарской дороге, у моря Сыр», т.е. Сырдарьи. В связи с этим, в отличие от кочевников-башкир, кыргызы занимались, наряду со скотоводством, также земледелием. Кыргызы были мусульманами.

Кыргызы жили в различных районах Башкирии: в Бугульминском уезде (сс. Иски киргиз, Ташлы, р. Белая, оз. Татыш), Миякинском уезде (рр. Киргизля, Деме, Коромчай, Мияки, Киргиз-Мияки), а также Агрызском районе (с. Кадыбаш, рр. Большая и Малая Кады/Казы) и др.

О древнем проживании кыргызов в этой местности свидетельствует также большая каменная плита с надписью «Киргизка» и небольшое кладбище на склоне горы Сурка-тау, найденные землемерами во время очередной ревизии по учету площади земли, леса, а также населения. «Это и служило основанием именовать безымянную речку Киргизля, тогда же река Диома переименовалась в реку Дема, река Коромчай – в Мияки, левый приток ее – в реку Киргиз-Мияки. Местом деревни был выбран левый берег реки Киргиз-Мияки, у устья маленькой безымянной речки. Вблизи было много озер и болот». По совету старшины Таймасова вновь создаваемый аул был назван Киргиз-Мияки.

Первые группы кыргызов пришли на Волгу в VIII-Х века. В 840 году енисейские кыргызы, ликвидировав гегемонию уйгуров и установив полный контроль над Центральной Азией, устремились далеко на восток и запад. В.Бартольд справедливо назвал этот период истории народа Кыргызским Великодержавием. В эту эпоху кыргызы расширили свое влияние от Приамурья на востоке до Таласа (местность Киргизии) на западе. Государство енисейских кыргызов превратилось в Великий Кыргызский каганат. Этноним «кыргыз» и «кыркыр» получили распространение повсеместно.

В эпоху Кыргызского Великодержавия передовые группы азов, кыргызов, жагалбаев через Алтай и Тянь-Шань вышли к берегам Сырдарьи, а затем прошли в Приаралье, где в купе с башкирскими и канглийскими племенами продвинулись дальше в Причерноморье, Крым и на Волгу. В результате чего этноним «кыргыз» был запечатлен в ряде географических названий Крыма: Киргиз, Баш-Киргиз, Кучук-Киргиз, Киргиз-китай, Одоман-Киргиз и др. В эту эпоху кыргызы в Алтай-Тянь-Шаньском регионе имели ряд владений Каркырахан, Табуни, Аз, Отуз Оглан.

С Х века племена башкир, усерган, тангаур, ягалбай, кыргыз, канглы, табын и другие жили на территории современного Башкортостана. Позже все они, в том числе прибывшие в более позднее время мин (ХII в.), бахрины и другие вошли в состав современного башкирского народа. В монгольскую эпоху кыргызы и башкиры входили в состав Золотой Орды. По данным источников, в эту эпоху алтайские и тяньшаньские кыргызы были втянуты в политические интриги Золотоордынских царевичей. Одна из групп кыргызов жила в Астраханском вилайете, служила Золотой Орде, постоянно находясь в подчинении главному темнику Ногаю. После смерти Ногая, часть кыргызов возвратилась в свои земли в районах Сырдарьи. В частности, в районы городов древнего Аксы, Андижана, Намангана и Ферганской долины.

С XVI века кыргызы устанавливают связи с Российским государством. По данным источников, в 1595 году казахский хан Тевекель от имени казахов и кыргызов перешел на службу к царю Федору Иоанновичу. Подчинение было номинальным. Известно также, что в 1731 году казахи и кыргызы вновь принимали присягу на верность уже императрице Анне Иоанновне. В третий раз, в 1786 году Атаке бий, глава племени тяньшаньских кыргызов сары-багыш, устанавливает связи с Екатериной II.

Таким образом, найденные останки в могильнике в селе Киргиз-Мияки могут стать дополнительным важным фактом для раскрытия новых страниц истории средневековой истории взаимоотношений кыргызов с Российским государством. Вполне возможно, что атаман Ермак был одним из первых кыргызов, присягнувших на верность Российскому государству.

Табылды Акеров, кандидат исторических наук,

Источник — ЦентрАзия

2 комментария for “Т.Акеров: Атаман Ермак кыргыз?”

  1. Damir Nabi:

    Кыргызы отделивщиеся, точнне будет отделенный, от татар и лишеннный своей татарской истории народ, им уже некем погордится. …кроме как руским конкисто Ермаком….

  2. Дмитрий Карягин:

    Какая статья, такой и коммент.

Leave a Reply

123