|

Татары и российская цивилизация

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (13 votes, average: 0,23 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , , ,

Татары известны как второй по численности народ Российской Федерации после русских. Согласно переписи 2002 г. в России проживало 5 млн. 554,6 тыс. татар (3,83 % от всего населения страны). Всего в мире их около 7 млн. В самом Татарстане, где татары официально являются титульной нацией, их численность составляла 2,1 млн. человек или 52,9% всего населения республики[1]. Из этих цифр можно сделать вывод, что большинство татар проживают за пределами Татарстана.

Татары действительно являются народом, рассеянным на евразийском пространстве. В татарской этнической общности можно выделить несколько подгрупп, разделенных по географическому признаку: крымские татары (о них даже можно говорить как об отдельной нации), волго-уральские и астраханские татары (сейчас фактически являются единым целым), а также сибирские татары. В свою очередь, волго-уральские татары подразделяются на казанских и касимовских татар, татар-мишар и отдельную субконфессиональную общность «кряшены» (крещеные татары)[2]. В Российской империи термин «татары» использовался также по отношению к азербайджанцам (закавказские татары), ногайцам (ногайские татары), балкарцам и карачаевцам (горские татары), хакасам (енисейские татары)[3]. В первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. даже не было графы национальность, вместо этого все население страны было разделено по языковым группам, а к турецко-татарским наречиям относилось более двадцати различных тюркских языков и диалектов[4]. Такая общеупотребимость  этнонима «татары», который не был связан с какой-либо одной этнической группой, прежде всего, была обусловлена монгольскими завоеваниями XIII в. Считается, что впервые данный этноним появился в VI-VIII вв. у тюркских и монгольских племен Центральной Азии. Одно из тюркских племён, носившее подобное название и кочевавшее к юго-востоку от Байкала, было практически полностью вырезано примерно в 1202 г. по приказу Темуджина (будущего Чингисхана), который, таким образом, мстил за убийство своего отца. Племенные объединения татар участвовали в походах великого монгольского завоевателя. В дальнейшем термин «татары» обозначал военно-служилое сословие Улуса Джучи (Золотой Орды), состоявшее преимущественно из тюрко-монгольских кланов. На Руси, в Европе и в мусульманских странах этот этноним использовался в качестве собирательного названия всего населения Золотой Орды.

Среди ряда сторонников идеологии «евразийства», которые во многом рассматривают российскую государственность как результат взаимодействия славян и тюрков, бытует мнение, что Золотая Орда на самом деле не распалась, ее столица просто переместилась из Сарая в Москву. Я, как автор данной статьи, не буду дискутировать по поводу того, насколько достоверна данная точка зрения. Однако хочу отметить, что рациональное зерно в ней присутствует, ибо Российская Империя, и позже Союз ССР, как огромное полиэтническое и поликонфессиональное геополитическое пространство практически на 100% является порождением Золотой Орды. И поворотный процесс создания новой русской (российской) государственности напрямую связан с присоединением татарских ханств — осколков Золотой Орды. Иван IV, расширявший границы Московского государства на восток, ставший Царем Казанским и Астраханским и объявивший себя Царем Сибирским, возможно даже не подозревал, что именно при нем Россия окончательно свернула с пути развития европейских национальных государств. Присоединение территорий с другим этническим и религиозным составом потребовало нового подхода во внутригосударственной национальной политике, в том числе включение представителей национальных меньшинств в общероссийскую политическую, экономическую и культурную жизнь. Известно, что татарские корни имеет множество дворянских родов России: Аракчеевы, Апраксины, Дашковы, Державины, Карамзины, Куприны, Сабуровы, Юсуповы и т.д. Всех не перечислить. Крылатой стала фраза, приписываемая великому русскому историку Н.М. Карамзину: «поскреби русского – найдешь татарина». И действительно, даже если мы уйдем от старины и посмотрим на нынешнюю ситуацию в том же Татарстане, то по данным переписи населения 2002 года, количество браков между татарами и русскими составляет приблизительно 1/3 от общего числа браков в национальной республике.

Теперь немного слов об одном прошедшем и одном грядущем событиях, которые имеют непосредственное отношение к истории и культуре татарского народа. 26 апреля состоялся 125-летний юбилей Габдуллы Тукая, «татарского Пушкина», который заложил основу национальной поэзии татарского народа и создал ее классический стиль. Мероприятия, посвященные празднованию этого события, прошли не только в Казани, но и в Москве, где поэту поставили памятник, Анкаре и ряде других городов мира. В связи с юбилеем великого татарского поэта актуальным становится вопрос о нынешнем положении татарского языка, которое действительно является тяжелым. Вместо того чтобы рассказывать обо всех существующих проблемах, я лучше посоветую прочитать на сайте www.gumilev-center.ru интервью культуролога Джанната Сергея Маркуса от 18 апреля 2011 г. под заголовком «Доживет ли язык Тукая до конца 21 века?». Помимо интервью там есть ссылка на его статью, где говорится о необходимости господдержки татарского языка. Необходимо только добавить, что татарский язык как школьный предмет действительно теряет свою популярность в Татарстане (прежде всего, я имею в виду крупные города), что в будущем может поставить под вопрос само существование татарского народа. По-моему, существуют два основных элемента, которые определяют идентичность любого народа: это его расовая принадлежность и родной язык. Если народ теряет одну из этих составляющих, он теряет свою индивидуальность, и, в конечном счете, прекращает свое существование. В наше время как раз возникла серьезная опасность, что татарский народ раз и навсегда утратит свой родной язык.

Теперь поговорим о значении для татар другой приближающейся даты, которая, так или иначе, объединяет все народы, проживающие на постсоветском пространстве. Речь понятное дело идет о 9 мая. Татары занимают четвертое место по количеству Героев Советского Союза за годы ВОВ среди всех народов СССР (после русских, украинцев и белорусов) или первое место среди неславянских народов бывшего советского государства. Всего этого звания были удостоены 161 татар из более 11600 всех Героев[5]. Именно в годы Великой Отечественной Войны татарам (крымских татар в данном случае в расчет не берем) удалось пройти, наверное, ключевое испытание временем и доказать свою традиционную политическую благонадежность.

По решению командования вермахта в сентябре 1942 г. из военнопленных народов Поволжья был образован легион «Идель-Урал, этнический костяк которого составляли татары. Однако в результате агитационной деятельности подпольной группы внутри легиона, в которую, в частности, входили другие великие татарские поэты Муса Джалиль и Абдулла Алиш, один из батальонов практически в полном составе сдался в феврале 1943 г. белорусским партизанам и в дальнейшем воевал вместе с ними против агрессора[6]. Немцы раскрыли заговор, организаторы антифашистского сопротивления были казнены, но после войны в память о них в берлинском Музее сопротивления фашизму была открыта мемориальная доска, а в тюрьме Плётцензее, где проходила казнь, были установлены стенды с материалами о героях-подпольщиках. Муса Джалиль, автор цикла стихов «Моабитская тетрадь» (по названию берлинской тюрьмы Моабит), памятник которому стоит теперь напротив Казанского кремля, в 1956 г. был посмертно награжден орденом Героя Советского Союза. На мой взгляд, такие эпизоды лучше всего демонстрирует, что российская государственность, российская цивилизация и татарский этнос имеют общую историю и судьбу и неотделимы друг от друга.

Булат Хисамутдинов,

Председатель Клуба евразийской интеграции МГИМО (У)


[1] Официальный сервер Республики Татарстан. Население: Республика Татарстан. – Режим доступа: http://tatarstan.ru/index.php?DNSID=2d973eccb54ce5d07f992430d7b67874&node_id=33

[2] Татары / под ред. Р.К. Уразмановой, С.В. Чешко. – М.: Наука, 2001. – с. 14.

[3] Народы России: энциклопедия / главред.: В.А. Тишков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. – 479 с., ил.

[4] Демоскоп Weekly – Приложение. Справочник статистических показателей. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97.php

[5] «Великая Отечественная война». Вопросы и ответы / Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р.- М.: Политиздат, 1985. — 430с., ил. — Режим доступа: http://www.biografia.ru/cgi-bin/quotes.pl?oaction=show&name=voyna131

[6] Ахтамзян А.А. Муса Джалиль и его соратники в Сопротивлении фашизму / Ахтамзян. А.А. – Казань: Идел-Пресс, 2006. – с. 67.

.

1 Response for “Татары и российская цивилизация”

Leave a Reply

123