|

Театр оперы и балета – лицо Кыргызстана

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , ,

Театр оперы и балета – лицо Кыргызстана

Первые оперные театры появились в середине XVII века сначала в Венеции, а затем в других городах Италии и предназначались для развлечения аристократии. Наверное, страна, в которой есть театр оперы и балета, должна гордиться этим. Прилетев в столицу Кыргызстана, я решил обязательно посетить Кыргызский национальный ордена В.И. Ленина академический театр оперы и балета им. Абдыласа Малдыбаева.

Мне удалось побеседовать с Еленой Мягковой, руководителем литературно-драматической части Кыргызского национального ордена В.И. Ленина академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева. С ней можно было говорить о театре и его коллективе долго и интересно. Она увлечена своей работой и не представляет себя без неё. 

Елена Мягкова отметила, что не каждая страна может похвастаться своей балетной школой, хотя кыргызский балет один из самых молодых в мире и насчитывает только восемь десятилетий своей творческой жизни. Однако истоки его имеют давнюю историю, тесно связаны с богатыми народными устно-поэтическими и музыкальными традициями, фольклором.

За сравнительно короткий период национальный балетный театр обрел собственный репертуар, воспитал одарённых танцовщиков. Теперь – это театр высокой профессиональной культуры, национально самобытный, широкий в своих творческих поисках.

Кыргызский государственный ордена В.И. Ленина академический театр оперы и балета был открыт в 1937 году во Фрунзе как Музыкально-драматический театр. Сцена Кыргызского оперного богата замечательными именами. Каждый из артистов оставил неизгладимый след в истории театра, становлении классического музыкального искусства страны, о каждом из которых можно говорить долго и интересно. 

Я попросил Елену остановиться на отдельных народных артистах, педагогах, художественных руководителях, которые вложили душу в становлении театра и создали ему известность: С. Кийзбаевой, В. Власове, М. Эсамбаеве, Б. Бейшеналииеве. Конечно, всё рассказать за такое короткое время невозможно, но Елена рассказывала так, что я влюбился в оперный…

Кийзбаева Сайра Кийзбаевна, народная артистка СССР, в шестидесятых возглавляла театр. Первая кыргызская певица, выступавшая в партиях классического репертуара. Исполняла их на кыргызском и русском языках. В своих ведущих партиях в национальных операх создала правдивые образы кыргызских женщин, полных достоинства, обладающих глубокими чувствами, но сдержанных в их выражении. Она совершенствовала своё мастерство в Московской консерватории.

Власов Владимир Александрович, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, народный артист РФСР, художественный руководитель, один из создателей кыргызского профессионального музыкального театра. Он стал автором первых кыргызских опер: «За счастье народа», «Лунная красавица», «Манас», «На берегах Иссык-Куля», «Сын народа», «Токтогул», а также первых кыргызских национальных балетов: «Анар», «Асель», «Весна в Ала-Тоо», «Принцесса и сапожник», «Селькинчек», «Сотворение Евы»; муз. драм — «Аджал ордуна», «Алтын кыз».

Эсамбаев Махмуд Алисултанович, народный артист СССР, герой социалистического труда, солист, президент Международного союза деятелей эстрадного искусства, академик Международной академии танца. 

В годы войны он участвовал во фронтовой концертной бригаде на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях. Он исполнял главные партии в балетах «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», станцевал главные роли в первых национальных балетных спектаклях.

Бюбюсара Бейшеналииева, первая кыргызская советская балерина, танцовщица, педагог. Народная артистка СССР. Её биография очень интересна, в десятилетнем возрасте, вместе с группой кыргызских детей Бюбюсара уехала в Ленинградское хореографическое училище, где училась под руководством выдающейся русской балерины А. Вагановой. 

Позже артистка вспоминала: «В городе на Неве меня окружили любовью и вниманием. Опытные педагоги, учителя великой Улановой, щедро передавали свои знания мне и другим юным посланцам Киргизии. Они близко принимали к сердцу наши неудачи и огорчения, радовались нашим первым успехам». Дебют Бюбюсары состоялся на сцене Большого театра.

Театр не забывает своих артистов, но время иногда так неумолимо летит, что даже поговорить в спокойной обстановке вне сцены у них нет. Вот, например Мнацаканова Светлана Ивановна, окончила 3-ий курс Ленинградской Государственной консерватории, работала в Ташкентском и Киргизском театре оперы и балета. Больше информации о данной актрисе у нас нет.

Елена отметила, что администрация театра и его сайта обращаются с просьбой к любителям оперы и балета предоставить любую информацию о ней и других артистах театра. Они будут очень признательны за помощь, ведь история театра для артистов и всех поклонников священна. 

Елена отметила, что ведущие танцовщики С. Кабеков, Э. Мадемилова, Н. Тугелов, стали первыми национальными хореографами, а в последующие годы в число мастеров национальной хореографии вошли Б.Арунов, Б.Алимбаев, А.Баетова, Р.Чокоева.

Исполнительские традиции развили Ч. Базарбаев, Д. Бийсеев, А. Ирсалиев, Б. Куттубаев, М. Ласточкина, А. Нуртазин, А. Рыскулов, Д. Садыркулов, У. Сарбагишев, К. Сыдыков, Р. Таирова, А. Токомбаева, С. Тукбулатова, Е. Тюрякулова и другие.

На сцене театра кыргызский балет создал самобытный репертуар, включающий спектакли классического наследия и национальный репертуар. «Бахчисарайский фонтан», «Баядерка», «Жизель», «Корсар», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и многие другие постановки показали артисты театра за рубежом, выступая на лучших сценах мира. 

Балетный театр Кыргызстана по праву завоевал признание «лаборатории» советской хореографии. Особая роль в этой работе принадлежит У. Сарбагишеву, выдающемуся балетмейстеру.

Я попросил Елену рассказать о балете-оратории по одноименной повести народного писателя Кыргызской Республики Чынгыза Айтматова «Материнское поле». Она отметила, что это подлинно национальная эпопея, в которой нашли воплощение не только музыкальные традиции, но и значительное духовное богатство народа, философия и эпос, сохранившиеся в памятниках национальной культуры. 

Она отметила, что в подготовке профессиональных кадров артистов балета большую роль сыграло Ленинградское академическое хореографическое училище имени А.Я. Вагановой, Московское хореографическое училище и Фрунзенское хореографическое училище. Многие из выпускников этих учебных заведений стали ведущими деятелями искусства Кыргызской Республики.

Кыргызский балет не только утвердил на своей сцене лучшие образцы классической хореографии, воспринял достижения прославленной русской школы классического танца, но и создал целый ряд спектаклей, утверждающих национальные темы, национальные образы, в которых всё пронизано красками и духом народного кыргызского искусства. 

Я поблагодарил Елену Мягкову за интересный рассказ об истории и артистах Кыргызского национального ордена В.И. Ленина академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева и пожелал коллективу театра творческих успехов.

Валерий Синько

Leave a Reply

123