|

В Башкортостане прошла российско-французская научная школа по этноконфессиональным проблемам Волго-Уралья

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Метки: , , , ,

16-19 июля 2011 года в южно-уральском поселке Якты-Куль (Башкортостан, Россия) прошла летняя школа «Многоликий Волго-Уральский регион. Этнические и конфессиональные группы в современной России», организованная Франко-российским центром гуманитарных и общественных наук при Посольстве Франции в России, Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (ВЕГУ, Уфа) и Башкирского института социальных технологий (БИСТ, Уфа). В мероприятии приняло участие 8 французских и 16 российских участников, приехавших из Москвы, Казани, Саранска, Магнитогорска, Уфы, Астрахани, Ижевска и Самары.

Целью школы являлось обсуждение новых подходов, поиск новых объектов исследования и дискуссия о стратегиях их интерпретации. Благодаря разнообразию объектов она должна способствовать критической рефлексии над методами исследования, междисциплинарными барьерами, принципами анализа источников и социо-политическими аспектами научного поиска. Темами школы были обозначены две: 1) Волго-Уральский регион как пример соседства народов России: местная история и историография, сходство и специфика местной этнической и конфессиональной динамики по сравнению с другими макро-регионами (Кавказ, Сибирь, Дальний Восток); и 2) Методы устной истории и этнографический подход к этническому и конфессиональному многообразию российского пространства. Размышления о новых методах изучения этнических и конфессиональных процессов в условиях распада традиций и субъективации идентичности. Участие французских экспертов позволит сопоставить российскую ситуацию с дебатами о межкультурных и межконфессиональных отношениях, которые идут во Франции и в Евросоюзе.

В школе принял участие руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов, который выступил с докладом «Проникновение радикальных форм зарубежного ислама в Урало-Поволжье», вызвавший много откликов и споров. Французские ученые предпочитают рассматривать ваххабизм как всего лишь одно из течений ислама, не видя в нем экстремистского содержания. При этом, когда экспертом приводились факты террористической деятельности со стороны радикальных исламистов, представители французской стороны отказывались видеть угрозу в нетрадиционных для коренных народов Урало-Поволжья формах зарубежного ислама радикального толка, рассматривая их как просто другие течения мусульманской религии, предлагая преступления отдельных их представителей рассматривать как индивидуальные и не распространять вину за них на все течения радикал-исламизма. Либеральный западный взгляд французских ученых на ваххабизм фактически сводился к тому, что они рассматривают эту форму экстремизма как всего лишь более ортодоксальное направление в исламе. Правда, когда Раис Сулейманов спрашивал у французских коллег, хотят ли они присутствия адептов радикального исламизма на территории Франции, то тут они были решительными противниками подобного сценария, твердо настаивая на соблюдении всеми жителями Франции ценностей французского государства, а не глобального «исламского халифата». Раис Сулейманов не согласился с позицией французской стороны, рассматривающей радикальные формы зарубежного ислама как просто другие (альтернативные) течения мусульманской религии. По мнению казанского эксперта, Россия не должна являться территорией для свободного и бесконтрольного проникновения нетрадиционных для российских народов зарубежных религиозных течений, тем более тех, что имеют конфликтный потенциал и несут угрозу национальной безопасности страны. «У России должна быть своя духовная безопасность как у государства, и наша страна не является проходным двором для религиозного фундаментализма», — уверен казанский эксперт.

Доцент кафедры политологии, социологии и менеджмента Казанского государственного технического университета Екатерина Ходжаева выступила с докладом «Хотят ли русские и русскоязычные татары в Татарстане учить татарский язык?» Казанский социолог предложила краткий анализ текущей риторики русских и татарских активистов в конструировании проблемы языковой политики в системе среднего образования Республики Татарстан. На материалах массовых социологических опросов была предложена количественная оценка социальной базы национальных движений среди населения региона. Материалы глубинных интервью показали вариативность повседневных интерпретаций этой проблемы людьми, не включенными в деятельность национальных организаций.

Старший научный сотрудник Института истории Академии наук Республики Татарстан Ильнур Миннуллин поделился опытом полевой работы в татарском селе Белозерье (Мордовия). Он рассказал о советском периоде истории села, когда большая часть населения была включена в нелегальные экономические практики (продажа семечек и др.) вне колхоза, и социально-экономической трансформации в постсоветский период. Также в фокусе исследования Ильнура Миннуллина находится исламская история села. Он рассказал о разделении приходов и их подчиненности разным духовным управлениям. В целом сохраняется размежевания мусульман на тех, кто поддерживает традиционный ислам и представителей новой волны. Также в конце 1990-х годов в Белозерье была небольшая группа последователей радикального ислама, пришедшего из Астраханской области.

Директор Франко-российским центром гуманитарных и общественных наук при Посольстве Франции в России Жан Радвани выступил по проблеме политической картографии Кавказа. Французский ученый показал на примере закавказских республик как в изданных в этих странах атласах и даже на официальных правительственных сайтах демонстрируются стремление к территориальной гегемонии в регионе.

Ассистент кафедры истории и теории мировой культуры Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Мария Пивоварова выступила с докладом «Взаимодействие российской городской культуры и национальных среднеазиатских культур в мигрантской среде: специфика отношений». По мнению ученого, в ходе культурной адаптации перед среднеазиатскими мигрантами из сел и небольших городов встает ряд проблем, особое место среди которых занимает интенсивность городских коммуникаций крупного мегаполиса. «Отличительной особенностью контактов в городской среде является минимум соседского общения и преобладание функционально – ролевых контактов, тотальная дифференциация видов коммуникаций, где неформальное общение начинает преобладать только во внутрисемейном и дружеском общении. Чувство отчужденности и обезличенности, резкий слом соседских и дружеских межличностных связей, иная система коммуникации – все это порождает культурный барьер, преодоление которого без помощи диаспоры становится для новых мигрантов весьма затруднительным», — считает самарский исследователь.

Ее коллега по кафедре истории и теории мировой культуры Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Виктория Белевцова занимается свадебной обрядностью современных марийцев. По мнению ученого, традиционный марийский свадебный ритуал в различных районах существенно отличался по ряду параметров, таких как наличие или отсутствие того или иного обрядового действия, по его функциональному значению, формируя при этом обилие вариантов. «В каждой этнографической группе мари (горные, луговые, восточные) были выработаны особые свадебные обычаи и обряды и собственная свадебная символика. Специфика брачной обрядности определялась сохранением отдельных культурных особенностей территориальных групп, экономическим развитием, преобладанием определенной этнической среды, конфессиональной принадлежностью, а так же частотой и глубиной межкультурных контактов», — уверена самарский культуролог.

Доцент кафедры истории России Магнитогорского государственного университета Надежда Макарова рассказала об этноконфессиональном соседстве народов в Магнитогорске как новом индустриальном центре в 1929-1941 гг. В своем докладе уральский исследователь рассмотрела национальный состав населения Магнитогорска в 1930-е гг., дала общую характеристику национальным потокам миграции в город, его конфессиональному составу населения, а также поведала о государственной политики в области борьбы с религиозным сознанием населения.

Ассистент Астраханского государственного университета Татьяна Максимова подготовила исследование «Международный (межэтнический) брак как следствие расширения этнического взаимодействия», в котором она рассмотрела браки между российскими женщинами и иностранцами, преимущественно из западных стран. «Если браков между представителями разных этнических групп становится больше, это является следствием того, что границы между этническими группами становятся менее четкими, а социальная дистанция сокращается», — заявила докладчица. По мнению Максимовой, увеличение числа международных браков представляет собой ясное свидетельство тому, что происходит «преодоление», «смешивание» и «сдвиг» границ между этническими группами и косвенно доказывает наличие процесса аккультурации и ассимиляции среди этнических групп. Выступление астраханского ученого вызвало интерес среди коллег из других урало-поволжских городов, поскольку многие интересовались мотивацией российских женщин, вступающих в браки не с россиянами, а с гражданами иностранных государств.

Выпускница факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Полина Мякинченко занимается изучением отражения отношения коренного населения к иммигрантам во французских и российских СМИ на примере газет «Metro» (Москва), «Metro» (Paris) и журналов «The New Times» и «Le Nouvel Observateur», о чем она и рассказала участникам школы.

Об особенностях полевых материалов при социально-антропологическом изучении мещанского сословия малых городов Волго-Уральского региона рассказал научный сотрудник Научно-исследовательского института регионологии Мордовского государственного университета Сергей Зеткин. Саранский ученый склонен считать, что вторая половина XIX – начало XX вв. – период, который он исследует, — интересен прежде всего с антропологической точки зрения, поскольку в это время происходит формирование надэтнических моделей городской культуры, модернизация традиционной сословной системы ценностей, размывание этнических различий внутри хронотопа, зарождение современной городской культуры в целом (от поведенческой архитектоники до артефактов городского ландшафта).

Проблема сохранения удмуртского языка в г. Ижевске Удмуртской Республики стала темой выступления магистранта Европейского университета в Санкт-Петербурге Александра Замятина. «Современное положение удмуртского языка вызывает опасение. На сегодняшний день в республике доминирует русский язык. Согласно Атласу языков мира, находящихся под угрозой (ЮНЕСКО), удмуртский является языком определенно находящимся под угрозой исчезновения („definitelyendangered“). Число носителей языка стремительно сокращается; происходит сужение сфер использования удмуртского языка», — уверен молодой ижевский исследователь.

С докладами также выступили доцент кафедры культурологии и социально-культурной деятельности Уральского федерального университета Лидия Добрейцина ( «Этническое разнообразие Уральского региона как ресурс для развития туризма»), французские исследователи Ирина Чернина ( «Советская национальная политика в Свердловской киностудии (1953-1970)») и Артур Клеш ( «Идентичность гомосексуалов в России»), ассистент кафедры истории Республики Башкортостан и этнологии Башкирского государственного университета Тимур Ильясов ( «Башкирский традиционный музыкальный инструмент курай: особенности исследования в условиях модернизации общества»), заведующий Отделом литературы и фольклора Научно-исследовательского института гуманитарных исследований при Правительстве Республики Мордовия Игорь Зубов ( «Аксиология драматургии финно-угров Поволжья в контексте восприятия иноэтничного менталитета») и старший научный сотрудник этого же учреждения Дмитрий Ильин ( «Методология категории архетипа в исследовании духовной культуры древней мордвы»).

Подводя итог прошедшим в Башкортостане российско-французскому научному мероприятию, можно сделать вывод о заинтересованности французских исследователей в изучении Урало-Поволжского региона в его этноконфессиональном срезе и налаживании на этой почве научных контактов с молодыми российскими исследователями.

Раис Сулейманов, http://www.kazan-center.ru

Leave a Reply

123