В Москве отметили 200-летие Герцена
Метки: народники
7 апреля 2012 года, в Москве на площади у памятника скифу Сергею Есенину состоялтся митинг, посвященный 200-тлетию великого русского мыслителя Александра Ивановича Герцена.
Организаторы митинга:
Движение Новые Скифы —
Русское социалистическое движение —
Как и сто лет тому назад, власть решила не замечать юбилей Герцена, предпочитая вместо этого чествовать Столыпина и воздвигнуть памятник палачу Первой Русской революции рядом с Домом правительства на земле обильно политой кровью пресненских рабочих и московских студентов в декабре 1905 года и кровью защитников Дома Советов в октябре 1993 года. Тем хуже для этой власти.
Ровно за полвека до революционного 1917 года Герцен предсказал: «А! господа консерваторы, вы не хотели даже такой бледной республики, как февральская, не хотели подслащённой демократии!.. Вы хотелипорядка. Будет вам за то война семилетняя, тридцатилетняя…».
Еще Искандер первым в русской литературе назвался «скифом». «Я, как настоящий скиф, – вещал он в «Былом и Думах», – с радостью вижу, как разваливается старый мир, и думаю, что наше призвание — возвещать ему его близкую кончину…». Спустя полсотни лет на его призыв откликнулась уже целая плеяда поэтов и писателей, сплотившись вокруг альманахов «Скифы». В это тесный круг вошли такие непревзойденные звезды русской словесности, как Александр Блок, Сергей Есенин, Николай Клюев, Андрей Белый, критик и публицист Иванов-Разумник и ряд других. Все они стали ведущими авторами левоэсеровских газет, а сама Партия левых социалистов-революционеров сделалась выразительницей чаяний «скифства» – идеологии, замешанной на революционном почвенничестве и мужицких надеждах. Подлинным символом революционной России стала русская Жанна Д’Арк – самая яркая из левоэсеровских лидеров Мария Спиридонова. К боевому крылу левых эсеров присоединился самый народный поэт России Сергей Есенин.
Все они свято чтили один из главных заветов Герцена: «Горе России, если в ней переведутся смелые люди, рискующие всем…». Они не побоялись провозгласить себя интернационалистами во время кровавой имперской бойни. Потому что как и Герцен они провозглашали лозунг: «За вашу и нашу свободу». Они боролись с самодержавием с оружием в руках, ибо помнили завет Герцена: «Сколько социализм ни ходит около своего вопроса, у него нет другого разрешения, кроме лома и ружья». Но они же не устрашились выступить против комиссародержавия, ведая еще один завет Герцена: «Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было».
А что мы, сегодняшние, должны помнить и брать от Герцена? Во-первых, всячески сопротивляться атомизации общества, и возрождать хотя бы для начала в малых формах артельность и общинность. Во-вторых, способствовать возрождению духовно-нравственной основы общенародной солидарности, социальной и национальной справедливости, и в конченом итоге утверждению соборности. В-третьих, выступать за этический социализм, базирующийся на принципах подлинного братства, правды-истины и правды-справедливости. В-четвертых, быть «национальными интернационалистами», т.е. уважать принцип «вашей и нашей свободы», прав всех народов без исключения и главного из прав — права на жизнь. А также быть истинными персоналистами, повторяя вслед за Герценом: необходимо бороться «против всякой неволи во имя безусловной независимости лица». Лишь на путях синтеза личностного начала и свободного единения (соборности) людей можно будет воплотить в жизнь идеалы Русского Социализма. Тогда лозунг «один за всех, и все за одного» — станет не просто боевой речевкой, а смыслом существования.