|

В Мурманской области прошли «Медвежьи игрища»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , ,

В селе Ловозеро отметили зимний саамский праздник «Талл Сир». Саамы с древних времен считают медведя хозяином тундры. Участники праздника состязались в национальных видах спорта: стрельбе из арбалета и лука, метании аркана на рога оленя, прыжках с шестом. В Национальном культурном центре прошли выставка-ярмарка изделий декоративно-прикладного искусства, мастер-классы по национальным видам рукоделия.

*Справка:

Различные формы почитания медведя прослеживаются в археологических памятниках разных эпох и известны у многих народов мира. В Северной Азии культ медведя и медвежий праздник наиболее развиты у обских угров (хантов и манси), народов Нижнего Амура, кетов, эвенков, в Северной Америке у атапасков, в Японии – у айнов. Медвежьи игрища проводились как периодически (один раз в семь лет), так и спорадически (по случаю добычи медведя).

В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) или 4 (если медведица). Самому празднику предшествуют несколько
обрядово-ритуальных действий. Прежде всего, существуют строгие нормы разделки
медведя – «раздевание, снимание шубы». Добытого зверя «очищают» снегом или
водой, при их отсутствии мхом, землей, шкура с головы и передних лап до кистевых
сгибов не снимается и т.д. Затем медведя укладывают на специально изготовленный
обруч в так называемой жертвенной позе – голова зверя кладется между его лап. Когда медведь должным образом обряжен, проводится ритуал «вой тэтты пант» (хант.) – зверя проносимая дорога. Добытого медведя везут в стойбище или поселок через все близлежащие священные места, делая остановки на озерах, реках, особо выделяющихся лесах и болотах, встречающихся на пути. Подходя к селению, охотники четыре или пять раз (в зависимости от пола добытого зверя) кричат, оповещая жителей о приходе лесного
гостя. Те в свою очередь должны встретить его чашей с дымящейся чагой, окуривают
охотников и зверя, очищаются сами, обрызгивая друг друга водой или снегом.

В селении сначала голову медведя устанавливают за священным углом дома и проводят обряд гадания. Под голову медведя кладутся священные железные предметы – ритуальные стрелы, нож. Присутствующие на церемонии поочередно подходят к медведю и приподнимают голову. Если голова становится тяжелой, это означает, что медведь готов разговаривать с данным человеком. Прежде всего, у медведя спрашивают согласия на проведение игрищ. Когда согласие получено, определяется животное, которое необходимо принести в жертву, а также каким духом он хочет быть посажен по окончании праздника: домашним, родовым, местным.

С конкретной датой проведения игрищ определяются хозяева – охотники или охотник, добывшие медведя. Обычно приглашаются жители селения или близлежащих стойбищ, исполнители священных песен и танцев могутприходить без приглашения. Все гости приносят с собой угощение для медведя.

Leave a Reply

123