|

Вклад Казахстана в евразийскую интеграцию

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , , , ,

Доклад Галии Фазыловой, студентки 3 фак-та Международных отношений МГИМО (У) на круглом столе  «Евразийский Союз – готовы ли мы?» (24.10.11), организованныйКлубом Евразийской интеграции МГИМО:

Статья Премьер-министра РФ  В.В. Путина о создании Евразийского Союза непременно дала новый импульс для дальнейшего развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Путин в своей статье пишет: «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной “связки” между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз.

Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами, такими, как ЕС, США, Китай, АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Содружество), обеспечивать устойчивость глобального развития».

Владимир Путин постоянно упоминает местоимение «мы», наверно подразумевая Россию, Казахстан и Беларусь.  И нигде в строках его статьи не отмечено,  что идея создания Евразийского Союза принадлежит Президенту РК Н.А. Назарбаеву, и, что она не нова.

Еще весной 1994 г. во время визита в Великобританию Президент РК Н.А.  Назарбаев, выступая в Королевском институте международных проблем «Chatham House», отметил необходимость более глубокой интеграции стран СНГ.

«Казахстан, — заявил Н. Назарбаев, — последовательно отстаивает идею экономической интеграции стран — членов СНГ. У нас есть все условия, чтобы сохранить основу нашего сотрудничества при соблюдении интересов суверенитета, полном уважении принципов невмешательства во внутренние дела и праве каждого народа самому определять правила собственного общественного устройства. Но говоря о наших взаимоотношениях, нельзя не учитывать человеческий фактор. Наши народы веками жили вместе, и укрепление добрососедства отвечает интересам людей, оно неподвластно конъюнктурным соображениям. Возведение границ между нашими странами, ограничение в передвижении людей были бы непростительной ошибкой».

В марте 1994 года состоялась встреча президента Казахстана с профессорско-преподавательским составом Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, на которой  Н.А. Назарбаев выдвинул идею создания совершенно нового объединения стран — участниц СНГ и предложил назвать его Евразийским Союзом — ЕАС.

«Евразийский Союз необходим, — заявил президент Казахстана. — Посмотрите, страны Европы с многовековой государственностью идут на объединение, и там все чаще звучит слово «конфедерация». Мы же, республики бывшего Союза, историей и судьбой подготовлены кединому сообществу. Нам присущи одни формы и механизмы связей и управления, общий менталитет, многое другое. Мы просто обречены доверять друг другу».

Н.А. Назарбаев не только  озвучил идею создания ЕАС, но и предложил проект его  создания, основной принцип  которого —  экономическая  интеграция при сохранении политического суверенитета и гарантированной коллективной безопасности.

Однако в те годы тяжелая ситуация, сложившаяся на всем постсоветском пространстве не способствовала интеграции. Главы новых независимых государств в то время думали только о своих национальных интересах, и не рассматривали эту идею всерьез.

И опять же, Казахстан стал инициатором начала интеграционного процесса на постсоветском пространстве.

Президентом РК Н.А. Назарбаевым 5 октября 1992 г. в ходе 47-сессии Генеральной Ассамблеи ООН была выдвинута первая глобальная инициатива Казахстана с предложением о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Реализация данной идеи может стать базой на пути к созданию региональной и далее общеевразийской архитектуры безопасности, а также активизировать процессы экономического, культурного и социального возрождения азиатских государств.

Процесс СВМДА, как механизм перевода отношений между ними в диалоговый режим по поиску взаимоприемлемых решений проблем региональной безопасности, должен способствовать укреплению доверия между государствами континента.

В СВМДА вошли: Афганистан, Азербайджан, Китай, Монголия, Египет, Индия, Иран, Израиль, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Палестина, Республика Корея, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Объединенные Арабские Эмираты и Иордания.

В 1992 г., опять же, по инициативе Президента РК, была образована Организация договора о коллективной безопасности, или ОДКБ, в которую вошли 6 государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Затем к ним присоединился Узбекистан.  Задачами ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

В 1996-1997 г.г. были подписаны соглашения  «Шанхайской пятёрки», между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.  С 2001 года, в связи с вступлением в эту организацию Узбекистана, она стала называться Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

В  1996 г. начал создаваться Таможенный союз трех государств: России, Беларуси и Казахстана.  С 1 июля 2010 г. он работает. Скоро к нему присоединится  Кыргызстан.

Начало работы с 1 января 2010 года Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России прежде всего означает устранение таможенных, административных и прочих барьеров во взаимной торговле, что способствует снижению себестоимости продукции и перевозок, а также благоприятствует развитию производственных связей между предприятиями Беларуси, Казахстана и России, создает условия для роста взаимной торговли, кооперации и совместной деятельности и, в конечном итоге, для экономики в целом.

Образование Таможенного союза привело к созданию более крупного рынка для бизнес-структур всех трех государств. Выигрыш получили и производители, и потребители.

По сообщению Министерства по делам экономической интеграции, товарооборот Казахстана с Россией и Беларусью в 2010 году увеличился на 40,3% ($5,2 млрд.) и составил $18,1 млрд.

ТС открывает широкие возможности не только для восстановления старых технологических связей и утраченного потенциала предприятий с высокой добавленной стоимостью, но и для реализации на просторах Евразии крупных транспортных проектов, связывающих 500-миллионый Евросоюз с 1,5- миллиардным Китаем.

Однако есть моменты, которые омрачают эту радужную картину. Пока Таможенный Союз – это преимущественно политический проект. Еще плохо отработаны технические моменты и связанные с ним риски. В частности, уже при открытии границ идет большая работа по унификации торговых отношений с третьими странами (у России насчитывается около 120 торговых договоров, у Казахстана – 50, у Беларуси – 40).
Сказывается и преимущественно сырьевая направленность экономики Казахстана, существовавшая многие годы. В результате сейчас завоевывать открывшиеся рынки соседей готовой продукцией с высокой добавленной стоимостью, пока особо не с чем. Поэтому какое-то время стране придется оставаться рынком сбыта  для российской и белорусской продукции, что ударит по отечественному товаропроизводителю.

Пока минусы сказываются в связи с необходимостью доработок законодательства, общих правил деятельности стран ТС, согласованности использования однообразных документов и т.д. Когда эти вопросы решатся,  завтра будет плюс, считают казахстанские  предприниматели.

В качестве положительного результата от создания Таможенного Союза  в Казахстане можно отметить увеличение объема прямых инвестиций из России на 0,5%, а также то, что только за последние месяцы более 400 российских предприятий зарегистрировались в РК.

Ряд предприятий легкой и пищевой промышленности РК, несмотря на трудности, связанные с проблемами в законодательстве и пока еще несовершенством системы, достигли значительных успехов на конкурентном поле Таможенного Союза, что само по себе является доказательством высокой конкурентоспособности продукции, производимой данными предприятиями.

Например, объем продаж  кондитерской фабрики «Рахат», по сравнению с аналогичным периодом прошлого  года увеличился на 27 %. Это связано с тем, фабрика выпускает качественную, вкусную и очень востребованную на рынке продукцию, постоянно пополняя ассортимент. Важную деталь подметил Президент АО «Рахат» : «В Казахстан завозится тот продукт, который востребован на рынке, но не производится на соответствующем уровне отечественным товаропроизводителем».

Увеличение объема рынка, упрощение процедуры экспорта казахстанских товаров в РФ и Беларусь, налаживание процедур по сокращению ввоза не декларируемой продукции, увеличение экспорта готовой продукции в РФ отметила как плюсы Таможенного Союза и президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК.  Казахстанские швейные компании в сентябре 2010 года подписали экспортные контракты на общую сумму около $ 500 тысяч на поставку готовой одежды в российские торговые сети. Среди минусов Президент Ассоциации отметила следующие моменты:

1. Структура экономики, и, соответственно, защищаемые отрасли у трех стран разные. В Беларуси, как и в России, сохранилась и хорошо развита легкая промышленность. В Казахстане пока она находится в кризисной ситуации. В нашей стране отсутствуют перерабатывающие предприятия практически всех видов тканей. Они импортируются с высокой добавленной стоимостью, что ведет к удорожанию готовых изделий. Также  приходится многие виды сырья импортировать из третьих стран, так как их нет с достойным качеством у стран Таможенного Союза.

2. Существует большая трудность с возвратом налога на добавленную стоимость у предприятий – партнеров по ТС, в первую очередь России. Эта проблема требует скорейшего решения.

3. Предприниматели отмечают, что Таможенный Кодекс ТС по многим позициям  слабее и менее проработан, чем Таможенный Кодекс РК и его следует как можно быстрее усовершенствовать.

4. Принимаемая законодательная база  слабо доводится до сведения участников ВЭД. На сайте Таможенного Союза не публикуются официально подписанные приказы, постановления ТС, меры нетарифного регулирования и т.д., также нет необходимых комментариев и разъяснений к принимаемым законодательным нормам.

Образование и деятельность ЕврАзЭС в 2000 году — это главное достижение в осуществлении Евразийского проекта Нурсултана Назарбаева. Речь идет в данном случае об экономической интеграции, что и подчеркивается в самом названии этого содружества. Президент Назарбаев отмечал, что «Казахстан не просто входит в ЕврАзЭС, а является инициатором и фактической родиной этого объединения». Создание Евразийского сообщества стало по-настоящему знаковым событием в современной истории постсоветских государств, но особенно в новейшей истории Казахстана.

В Евразийское Экономическое Сообщество вошли  6 государств Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Армения, Молдавия и Украина получили в ЕврАзЭС статус наблюдателя.

Задачи ЕврАзЭС —  разработка  единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка.

Сегодня ЕврАзЭС – это признанная мировым сообществом международная организация с ясными и понятными целями, четкой структурой и задачами, обеспечивающая реальную интеграцию экономик Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.

Серьезным достижением ЕврАзЭС является создание реального режима свободной торговли, который обеспечивает рост объемов взаимного товарооборота стран – участниц сообщества.

Валовой внутренний продукт (ВВП) в среднем по ЕврАзЭС в 2010 году по сравнению с 2001 годом увеличился в 1,6 раза, производство промышленной продукции – в 1,5 раза, инвестиций в основной капитал – в 2,2 раза. Это существенный рост, достигнутый, несмотря на снижение многих макроэкономических показателей во время мирового финансового кризиса.

В сообществе проживает 181 млн. человек, то есть 2,7% мирового населения. Государствами сообщества производится в совокупности 3,5% мирового валового внутреннего продукта. Доля ЕврАзЭС в мировом экспорте товаров составляет 3,0%.

Важными преимуществами на пути достижения ЕврАзЭС нового уровня развития является наличие мощного транзитно-транспортного потенциала государств сообщества, а также эффективное использование их энергетических возможностей.

Конечно же, самым большим успехом ЕврАзЭс стало создание Таможенного Союза, реальные успехи которого создали условия для дальнейшего углубления интеграционных процессов, которые позволили начать переход к новому этапу интеграции – созданию Единого экономического пространства, что, несомненно, придаст новый импульс развитию, модернизации и диверсификации экономикгосударств-участников, росту взаимной торговли, повышению конкурентоспособности на мировом рынке товаров и государств Сообщества.

Подводя итоги на сегодняшний день участия Казахстана в интеграции на постсоветском пространстве, судя по вышеперечисленным инициативам и реализациям этих инициатив, то можно сказать, что вклад  Казахстана в реализацию проекта о создании Евразийского союза огромен . И в завершении хотела бы привести слова нашего Президента, прозвучавшие на пресс-конференции в декабре 2010 года   :

«Та большая работа, которая проведена в рамках Таможенного союза и по созданию Единого экономического пространства, признана другими государствами мира. Таможенный союз признан как субъект международной торговли. У нас есть полное желание сделать этот союз и это пространство интересными для всех государств. Самое главное – мы создали условия для формирования Евразийского Союза, о чем я говорил 16 лет назад в стенах Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова».

Галия Фазылова

Клуб Евразийской интеграции МГИМО

Список литературы

1. Казахстан и вопросы глобальной и региональной безопасности. //kazembassy.by/politic/safety.html

2. Н. Назарбаев.  Евразийский экономический союз – теория или реальность статья в  газете “Известия” 24.03.2009

3. Пресс-конференции по итогам заседаний Высшего органа Таможенного союза и Межгосударственного совета ЕврАзЭС Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева 9.12.2010 г. Москва. //http://www.test-sz.ru/content/9-dekabrya-2010-g-v-kremle-sostoyalos-zasedanie-mezhgosudarstvennogo-soveta-evrazes-vysshego

4. Ретивых А. В. Казахстан на стыке веков. Историческая роль Президента РК Н. А. Назарбаева в формировании геополитической стратегии государства. Алматы, 2000.

5. Р. Медведев, Становление евразийского проекта Нурсултана Назарбаева. 6. Р. Медведев, Евразийский проект Нурсултана Назарбаева

7. Таможенный Союз. Независимое обозрение. Бизнес в ЕврАзЭС в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства. // http://www.customsunion.ru/infoprint/4756.html

8. Успех-Succes.  Интеграция: плюсы и минусы открытия границ Таможенного Союза.  //www.success.kz/ru/article_view/662

 

Leave a Reply

123