|

Корни евразийства

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Метки: ,

Идеи Льва Гумилева активно изучают в России и Казахстане

К 100-летию со дня рождения великого российского историка-этнолога, философа Льва Гумилева был организован видеомост Москва – Киев – Астана на тему «Исторические корни Евразийского союза». К сожалению, украинские эксперты так и не вышли на связь, а вот коллеги из Казахстана удивили своей заинтересованностью.

Теория этногенеза, разработанная Гумилевым, закладывает фундамент евразийской общности всех народов постсоветского пространства. В свете построения Евразийского экономического союза идеи ученого вновь обретают популярность.

– В настоящее время во многих городах проходят мероприятия, приуроченные к 100-летию великого ученого, среди них – Астана, Москва, Киев, Санкт-Петербург. Идеи Льва Гумилева сегодня торжествуют в виде строящегося евразийского пространства. Как говорил ученый, «у наших народов есть общность исторической судьбы». Благодаря этому мы можем объединиться, учитывая общие интересы, – заявил в своем выступлении в ходе видеомоста директор Российского центра Льва Гумилева Павел Зарифуллин.

 

Российский эксперт видит будущее Евразийского союза более оптимистичным, чем будущее ЕС. Евросоюз сегодня объединяет совершенно разные с точки зрения исторической судьбы территории. «Целый ряд таких стран, как Румыния, Болгария или Греция, находятся в ЕС совершенно не органично, представляя другую, поствизантийскую цивилизацию. Существует колоссальный разрыв между протестантской, «прижимистой» этикой севера Европы – Швеции, Нидерландов, Германии – и романской, католической этикой жизни «на широкую ногу» в Италии или Испании. В Европе три разных цивилизационных кода – католический, протестантский и православный. Есть еще Великобритания, которая всегда существовала несколько отдельно и сейчас больше ориентирована вовне, на США», – отмечает Зарифуллин.

По мнению старшего научного сотрудника Российского института стратегических исследований Евгения Бахревского, Гумилев хорош тем, что он показывает ценность разности – племена, затерявшиеся в лесах, ничем не хуже цивилизации Рима. Провозглашение ценности каждого элемента евразийской мозаики очень важно, это противостоит тенденциям унификации, причем не только в рамках западной модели общества потребления, но и в исламском мире, где ваххабитские движения «зачесывают» всех мусульман под одну гребенку. Такие вещи крайне опасны для всего человечества.

Сегодня идеи евразийства постепенно выходят на уровень глав государств. Давно и активно эту концепцию пропагандирует президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Еще в 1996 году в Казахстане появился Евразийский национальный университет имени Гумилева, где обязательный курс «Евразийство: теория и практика» слушают все студенты-первокурсники.

По мнению участника видеомоста, директора казахстанского центра «Евразия», доктора исторических наук Зиябека Кабульдинова, идеи тюрко-славянской комплиментарности (связи дополняющих друг друга структур) необходимо преподавать и в старших классах. Неудивительно, что столетие со дня рождения Гумилева в Казахстане отмечали с размахом – этой дате был посвящен юбилейный, десятый Евразийский медиафорум в Астане, который прошел 11–12 октября.

– Еще в 1994 году глава Казахстана предложил инициативу создания Евразийского союза, основанную на понимании и изучении трудов великого ученого и этнолога. Еще тогда Нурсултан Назарбаев отмечал, что основной задачей союза должна стать экономическая составляющая, основанная на принципах равенства, взаимоуважения и невмешательства во внутреннюю политику государств – членов союза, – сказал Зиябек Кабульдинов.

Павел Зарифуллин подчеркнул, что «идеи Гумилева – это евразийство любви, которое стремится понимать и принимать другие народы. В представлении евразийцев мир един. В XXI веке мы обязаны договориться о мире и сотрудничестве со всеми народами».

Николай АЛЕКСЕЕВ

Народная газета. Союзное вече

Leave a Reply

123