|

В Москве на Евразийском Клубе обсудили будущее российской культуры

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (7 votes, average: 2,00 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Кто станет инвестировать свои деньги в чужие светлые головы – только ради туманного будущего? Как сообщает корреспондент «Центра Льва Гумилёва» Анна Ренард на эти темы спорили на XVII заседании Московского Евразийского Клуба, состоявшемся в пятницу 22 апреля. Тему встречи, совпавшей с годовщиной рождения Ленина, сформулировали соответственно: «Художественный пролетариат и переоценка ценностей».


Что такое арт-пролетариат, по видеомосту из Петербурга собравшимся объяснил философ Александр Секацкий. Это творческие люди, работающие по найму, – движущая сила любого времени. Притом, что не всегда искусство требует зрителя, сейчас в эпоху флешмобов пролетарии выбираются из подполья и ищут площадки для самореализации. Вот только не всегда выбирают лучшее место, – многозначительно уточняет Секацкий, вспоминая, что государственную премию в области современного искусства вручили за фаллос, нарисованный у здания ФСБ.

А проблему поколения сформулировал на заседании политолог Кирилл Коктыш. Когда человеческий капитал, как и любой другой, теряет в качестве, вслед за падением его стоимости схлопывается целый рынок. Так что у умственного обнищания есть и экономические причины. Выход из такой ситуации, по мнению эксперта: вместо утаивания информации стремиться к социальному доверию и наперекор быстрой выгоде вкладывать средства в перспективы.

Исторический пример, на вооружение, – семейство Медичи, которое инвестируя в искусство, взрастило во Флоренции и плеяду настоящих творцов, и класс их ценителей. А сейчас реальные шаги в этом направлении делает, например, Индия, где только в последние месяцы открылось почти полсотни новых ВУЗов. А что предпринять России? Вопрос, который поставил перед присутствующими Кирилл Коктыш, более конкретный: как на базе евразийства создать методологию, которая поднимет уровень художественного пролетариата, и внедрить ее при отсутствии огромных активов.

Между тем, в российской истории были деятели, вкладывавшие миллионы в искусство и, как оказалось, сами создавшие культурные ценности. Это, например, коллекционер Сергей Щукин, открывший для России новое искусство импрессионистов, – его роль в своем докладе обозначил Председатель Московского Евразийского Клуба, этнолог Павел Зарифуллин. Он назвал их борцами за мифотворчество, продюсерами грёз, привнесшими новые смыслы в искусство и изменившими тем самым Россию.
Сейчас важны именно носители мифа, «артократоры», способные реконструировать мифы России. Но также не только они — важны и Щукины который будет подталкивать это дело. Свою гиперреальность из мифа, по мнению Павла, строит и современное евразийство. Однако эти таланты нельзя растрачивать просто на похвальбу власти, по превращению её в «священную корову», артократы — самоценны», — уверен Зарифуллин. Но пока нет Щукиных, осознающих бесконечную правоту артократических ценностей — наш бизнес лишь тратит по максимуму, и вовсе не на русскую культуру.

А чтобы творческий труд был востребованным, нужен платежеспособный заказчик, – на этом участники заседания Евразийского Клуба сошлись. Только сейчас, выходит, и бизнес не созрел помогать общему будущему, и на госзакупки не стоит надеяться? Хоть художественный пролетариат – это всего лишь 2 % населения, но по оценкам предпринимателя Геннадия Кагановича, чтобы поддерживать эту прослойку нужно около 10 триллионов рублей в год, а ВВП России для сравнения – около 45 триллионов. Итак: как нам обустроить артократическую Россию? Этот вопрос пока остаётся открытым.

На фото художник Сергей Мироненко

Leave a Reply

123